Разделы презентаций


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное

Содержание

Публицистика- В XVI в. на Руси новый вид литературы, в который входили отдельные сочинения, посвященные острым вопросам политической жизни. Укрепление централизованного Русского государства протекает в обстановке острой политической борьбы между родовитым

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное Образовательное учреждение

высшего образования «Вятский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ВятГУ») Институт гуманитарных и социальных наук Факультет

истории, политических наук и культурологии Кафедра истории и политических наук

Публицистика XVI в.:
Ф. Карпов, Ермолай-Еразм.

Работу выполнила:
студентка ПОДб-1205-58-00
Калугина Яна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное Образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ФГБОУ

Слайд 2Публицистика- В XVI в. на Руси новый вид литературы,
в

который входили отдельные сочинения, посвященные острым вопросам политической жизни.
Укрепление

централизованного Русского государства протекает в обстановке острой политической борьбы между родовитым боярством и служилым дворянством.

Эта борьба находит отражение в публицистике:
-В «словах»,
Посланиях,
Памфлетах, идеологи различных групп отстаивают свои интересы, обличают своих противников.

В публицистических произведениях первой четверти XVI в. – окончательно формулируется политическая теория Русского государства.
Публицистика- В XVI в. на Руси новый вид литературы, в который входили отдельные сочинения, посвященные острым вопросам

Слайд 3Ермолай Еразм- псковский монах, в нач. 50-х годов переселившийся в

Москву и ставший священником дворцового собора Спаса на Бору. 
Центральная проблема

творчества Ермолая-Еразма — классовая сущность его взглядов стремление сделать полностью едиными интересы служилых людей и государя.
Общность интересов царя и помещиков обеспечила бы единство мыслей и действий этих двух сил.

Свои политические идеалы Ермолай-Еразм изложил в сочинении «Благохотящим царем правительница и землемерие».

Имя Еразма впервые названо среди русских писателей Филаретом, указавшим на принадлежность ему Повести о Петре и Февронии

Ермолай Еразм- псковский монах, в нач. 50-х годов переселившийся в Москву и ставший священником дворцового собора Спаса

Слайд 4
Вопрос о составе сочинений Ермолая-Еразма и времени написания отдельных его

произведений не окончательно решен. Наиболее ранними из трудов этого публициста

являются Зрячая пасхалия и послание к Кир-Софронию.
В 1880 г. А. Н. Поповым было издано произведение, связанное с именем Еразма,— Книга о святой троице, рисующая богословские взгляды писателя

Из произведений наибольшее внимание исследователей привлекла Правительница. Исследователи исходили из «несомненного сочувствия автора к крестьянству» , подчеркивая наличие у Ермолая «крестьянской идеологии»

Ермолая, стоявшего за признание нерушимости феодального строя, нельзя назвать идеологом крестьянства, несмотря на сочувствие крестьянам, имевшееся в его сочинениях

Вопрос о составе сочинений Ермолая-Еразма и времени написания отдельных его произведений не окончательно решен. Наиболее ранними из

Слайд 5Ермолай-Еразм признавал целесообразность сложившегося сословного деления общества, оставляя за царем

функции верховного судьи и правителя.
наставлял, что правление должно осуществляться «истинною

и кротостию».
Ермолай-Еразм в сложившейся социальной структуре выделял роль крестьянства
указывал на тяжесть для крестьянства денежного оброка и ямских сборов: «Ратаеве же беспрестани различныя работныя ига подъемлют: овогда бо оброки дающе сребром, овогда же ямская собрания, овогда же ина».
Публицист не сомневался в необходимости содержания служилого сословия, но восставал против обогащения не по заслугам: «Ратаеве же мучими сребра ради, еже в царску взимается власть и дается в раздаяние вельможам и воином на богатство, а не нужда ради».

Стремясь улучшить положение землепашцев, Ермолай Еразм предложил ряд реформ:

Ермолай-Еразм признавал целесообразность сложившегося сословного деления общества, оставляя за царем функции верховного судьи и правителя.наставлял, что правление

Слайд 6 Необходимость реформы: замена всех повинностей, лежавших на крестьянах, натуральной

рентой. При этом Ермолай-Еразм находил справедливым отчислять в пользу государства

пятую часть производимого крестьянами продукта.

С поместья должен был нести службу сам дворянин и его вооруженный слуга, причем жить дворянин должен в городе, дабы можно было быстро явиться на службу
Служилым людям предназначается только земля; денежное жалование им отменялось  облегчение положения крестьянства и уменьшение доходов дворянства.

С поместья должен был нести службу сам дворянин и его вооруженный слуга, причем жить дворянин должен в городе, дабы можно было быстро явиться на службу.
Денежные средства служилый человек мог получить продажей избытка оброка в городе. Оброк мог выплачиваться продуктами (натуральный) или деньгами (денежный). Он взымался с результатов работы крепостных крестьян – с «излишков производства».

Ямские сборы Ермолай-Еразм предлагал переложить на ту часть населения, «ели-цыи во градех купующе и продающе и прикупы богатеюще». Та же часть горожан, которая не получала, «многа прибытка» от межгородовой торговли, от ямских поборов освобождается. В данном случае имеются в виду социальные низы города, непосредственные производители материальных благ—ремесленники.
Необходимость реформы: замена всех повинностей, лежавших на крестьянах, натуральной рентой. При этом Ермолай-Еразм находил справедливым отчислять

Слайд 7
В конце 50-х годов XVI в. Ермолай-Еразм покинул столицу Русского

государства и постригся в монахи.

Ермолай-Еразм несомненно осуждал монастырское землевладение,

глухие же указания его на преимущества «священства» перед светскими делами, носят скорее нравственно-этический характер, нежели экономический или политический.

Ермолай-Еразм был вполне ортодоксальным христианином, с подозрением и неодобрением относившимся к еретикам.

В трудах советских историков, философов и литературоведов Ермолай-Еразм прочно занял место среди передовых мыслителей середины XVI в

В историю передовой русской общественной мысли вошли те сочинения этого публициста, где раздавался его голос, призывавший к смягчению феодального гнета,— голос, исполненный сочувствия страданию народа.

В конце 50-х годов XVI в. Ермолай-Еразм покинул столицу Русского государства и постригся в монахи. Ермолай-Еразм несомненно

Слайд 8Федор Карпов (ум. до 1545) -один из оригинальных светских представителей

писателей-публицистов, принадлежавший к числу передовых людей своего времени .
образованный, знакомый

по сборникам, в том числе апокрифическим, с древнегреческой философией и западноевропейской литературой
высоко ценил позитивное знание и требовал соответствия всякого учения «естественным законам», т.е. возможностям его рационалистического истолкования.

Карпов вступает на дипломатическое поприще, с 1508 по 1539 год является одним из руководителей восточной политики Василия III.

в 1538 году он получил думный чин окольничего, а уже при дворе Елены Глинской стал оружничим (один из высших дворцовых чинов)

В историю древнерусской литературы Карпов вошел как автор нескольких посланий, из которых до нас дошло четыре:
2 — Максиму Греку
1 — митр. Даниилу
1 — иноку Филофею

Федор Карпов (ум. до 1545) -один из оригинальных светских представителей писателей-публицистов, принадлежавший к числу передовых людей своего

Слайд 9Карпов отличался пытливым умом и самыми широкими интересами — его

волновали проблемы философии, астрологии, богословия.
Он показывает себя не только

прекрасным знатоком Священного Писания(в одном из посланий к Максиму Греку, в котором Карпов просит разъяснить темные места из Третьей книги Ездры) но и античной философии и литературы.
Об этом свидетельствует его «Послание митрополиту Даниилу», в котором встречаются цитаты из Аристотеля и Овидия, упоминается имя Гомера, знал он и католическую литературу.

Жажда познания, глубокое уважение к «философии» и силе человеческого разума сочетались у Федора Карпова с отчетливым сознанием собственного несовершенства. «Изнемогаю умом, в глубину впад сомнения», — писал он Максиму Греку.

Карпов отличался пытливым умом и самыми широкими интересами — его волновали проблемы философии, астрологии, богословия. Он показывает

Слайд 10«Послание митрополиту Даниилу»
— наиболее интересное сочинение русского мыслителя.
Оно

представляет собой ответ на письмо митрополита, в котором Даниил призывал

своего адресата к «терпению».
Карпов же, воздав в начале своего Послания хвалу уму и литературному таланту митрополита, всю вторую часть посвящает опровержению мнения Даниила.

Все опровержения строятся на идее — «терпением» следует строить жизнь духовную, но мирское общество не может жить на основе этого принципа.
Карпов выстраивает целую систему возражений, благодаря чему он представляет митр. Даниилу концепцию своеобразного «идеального общества», в основе которого должны лежать «правда», «закон» и «милость».

Источником концепции Карпова послужили труды Аристотеля — «Никомахова этика» и «Политика».

Положения аристотелевской теории русский мыслитель рассматривал через призму христианского миросозерцания.

«Послание митрополиту Даниилу» — наиболее интересное сочинение русского мыслителя. Оно представляет собой ответ на письмо митрополита, в

Слайд 11По убеждению Карпова:
Терпение должно быть присуще всем христианам —

«овем боле, овем менши по разчинию лицъ, и дела, и

времени».
- Однако если «терпение» становится во главу общественного устройства, то общество погибает.

Основание государства составляет «правда».
- В толковании Карпова «правда» — это справедливость .В реальной жизни «правда» находит свое выражение в «законах».
- «Правда» – справедливое управление государством; справедливое толкование законов в интересах гармонии сословий


Законы издаются «начальниками».
В понимании Карпова все люди нуждаются во власти царей (цари обязаны своими действиями создать гармоничное общество). Цари народ «праведне пасут, неповинных защищают, вредящих и озлобляющих казнят».
Сословное деление необходимо для процветания государства и в интересах всего народа.

По убеждению Карпова: Терпение должно быть присуще всем христианам — «овем боле, овем менши по разчинию лицъ,

Слайд 12 Карпов – гуманист: «правда» должна сочетаться с «милостью» («Правда

без милости мучительство есть»).
Вместе же они и поддерживают

гармонию в обществе: «Милость, правдою подстрекаема, а правда, милостью укрощаема, сохраняють царя царство въ многоденьстве».
Царь, не соблюдающий справедливости, достоин осуждения на Страшном суде.
Власть должна быть сильной («Милость без правды малодушество есть»).
Карпов сокрушается и о несовершенстве мира, и о несовершенстве российской жизни. А свои горестные рассуждения о несовершенстве мира он завершает иллюстрациями из поэтических сочинений Овидия.

Карпов впервые показал тяжкий гнет, которому подвергались крестьяне во владениях    княжат и бояр.
Карпов мучительно ощущал неустройство современного ему общества.  

Карпов – гуманист: «правда» должна сочетаться с «милостью» («Правда без милости мучительство есть»). Вместе же они

Слайд 13 «Послание митрополиту Даниилу» свидетельствует, что Карпов стал одним из

первых отечественных мыслителей, кто положил научные разработки античного философа в

основание собственного учения.

Карпов первым попытался предложить применение аристотелевской теории общественного устройства к реальной жизни России.
«О семъ, владыко, прети и моли, да Богу поспешъствующу, сиа исправятся», — обращался он к митр. Даниилу.
- Столь же новым было и упование Карпова на силу «закона», впервые выраженное в «Послании».

В сложной духовной атмосфере 1-й пол. XVI в Карпов пользовался всеобщим уважением.
И недаром с его мнением считались и Максим Грек, и инок Филофей, и митр. Даниил.
«Разумным мужем» называл его и кн. Андрей Курбский.

«Послание митрополиту Даниилу» — единственное сколько-нибудь значительное произведение Карпова.
Остальные дошедшие до нас его послания скорее являются пробой пера, чем изложением общественно-политических взглядов.

«Послание митрополиту Даниилу» свидетельствует, что Карпов стал одним из первых отечественных мыслителей, кто положил научные разработки

Слайд 14 Публицисты XVI в. отличаются:

- верой в человеческий разум

в возможность построения общества и государства на неких разумных основаниях.


- светское обоснование назначения государства как института, служащего общественному благу .

Общим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть.

Эти публицисты откликались на все жгучие вопросы современности, будили мысль, волновали умы, формировали общественное мнение.


Вывод

Публицисты XVI в. отличаются: - верой в человеческий разум в возможность построения общества и государства на

Слайд 15Список литературы
Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники.

Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М.,

1958.
Кусков В. В. История древнерусской литературы (раздел Литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного государства (вторая половина XIII-XV вв. Публицистика).
Перевезенцев С. Тайны русской веры. От язычества к империи.
А.Г. Кузьмин  ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г

Список литературыЗимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика