Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
Выполнила студентка
Ковальчук
Татьяна Александровна
специальное (дефектологическое) образование,
очная форма обучения
Научный руководитель:
Голишникова Елена Ильинична к.п.н., доцент
Мурманск
2018
Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
от 29-31 января 2001 года
Слайд 2 Основная задача воспитания и образования любого ребенка - подготовка его
к жизни в обществе как полноправного гражданина, способного к самостоятельной
жизни, продуктивной деятельности, взаимоотношениям с окружающими людьми.
Слайд 3Содержание
1. Концепция интегрированного обучения
2. Концепция включения лиц с ОВЗ в
образовательное учреждение общего типа
3. Структура интегрированного образования
4. Интегрированное обучение
5. Роль
родителей в процессе (ре)абилитации
6. Обучение детей с ОВЗ
7. Список литературы
Слайд 4 Концепция интегрированного обучения
В Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья (со специальными образовательными потребностями) отмечено: «Все дети- инвалиды и
дети с ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства».
Слайд 5 Достижение этой цели- серьезный и нелегкий труд не только для
ребенка, но и для родителей и педагогов.
Для детей с особыми
образовательными способностями эта задача усложняется:
Дети с нарушениями развития требуют специального постоянного сопровождения со стороны взрослых. Образовательный процесс является важнейшим фактором, определяющим дальнейшую судьбу ребенка.
Концепция интегрированного обучения
Слайд 6 Участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями), собравшиеся 29-31 января
2001 г. в Москве, приняли следующую Концепцию включения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных категорий в образовательное пространство образовательных учреждений общего типа — дошкольных учреждений, школ, средних специальных и высших учебных заведений.
Концепция интегрированного обучения
Слайд 7Концепция включения лиц с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа
1.
Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного
недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.
2. Медицинские, социальные и образовательные учреждения должны обеспечивать родителей всей полнотой информации о различных путях медицинской и психолого-педагогической (ре)абилитации.
Слайд 8Концепция включения лиц с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа
3.
Работа с семьей начинается с момента обнаружения у ребенка того
или иного физического или интеллектуального нарушения и осуществляется специалистами центров раннего вмешательства, лечебной педагогики, абилитационных и реабилитационных, медико-педагогических, сурдологических центров, сурдологопедических отделений детских поликлиник, включая группы кратковременного пребывания при специальных дошкольных учреждениях.
4. С раннего возраста специалисты помогают родителям включать детей с умственными и физическими недостатками в пространство общения здоровых детей и налаживать взаимоотношения родителей. Специалисты привлекают родителей в качестве полноценных партнеров при составлении индивидуальной программы (ре)абилитации.
Слайд 9Структура интегрированного образования
1. Всестороннее планирование инклюзивного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья;
2. В процесс создания интеграции детей с ОВЗ включаются
все учителя и администрация школы;
3. Включение родителей в образовательный процесс;
4. Методическое обучение учителей, специалистов, всех участников процесса интеграции.
Слайд 10Интегрированное обучение
Интегрированное обучение предполагает право получения лицами с ограниченными возможностями
здоровья профессионального образования (на всех уровнях, включая и высшее) в
общеобразовательном пространстве. При этом реализуются как образовательные профессиональные программы (в соответствии с государственным стандартом), так и реабилитационные мероприятия (компенсация ограничений жизнедеятельности).
Слайд 11Интегрированное обучение
Введение в широкую практику интегрированного образования детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья осуществляется постепенно, по мере подготовки квалифицированных
кадров и изменения отношения общества к детям-инвалидам.
Интегрированное обучение строится на основе Закона РФ «Об образовании». Базовым правовым документом для реализации программы интегрированного обучения должен стать Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», который пока существует на уровне проекта.
Слайд 12Интегрированное обучение
Однако и принятие этого Закона не решает всех аспектов
проблемы правовой регуляции процесса интегрированного обучения. Сохраняется необходимость разработки подзаконных
актов, направленных на:
определение статуса интегрированного ребенка, в том числе обеспечение его специальным образовательным полисом, позволяющим получать коррекционную помощь в объеме, гарантированном в специальном учреждении;
Слайд 13Интегрированное обучение
определение статуса общеобразовательных детских учреждений, принимающих интегрированного ребенка,
и различных центров, осуществляющих абилитацию, реабилитацию и интеграцию лиц с
особыми образовательными потребностями, независимо от форм собственности;
внесение дополнений в статус специальных учреждений за счет оказания коррекционной помощи интегрированным детям;
внесение изменений в нормативные документы, регулирующие материально-техническое обеспечение массовых общеобразовательных учреждений в целях создания в них соответствующих условий для воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.
Слайд 14Роль родителей в процессе (ре)абилитации
Роль родителей в процессе (ре)абилитации качественно
изменяется:
они включаются в жизнь детского коллектива группы, коллектива педагогов и
родителей и приобретают возможность получать более полную информацию о своем ребенке и участвовать в принятии решения о выборе оптимальной модели интеграции. Родителям следует предоставлять право присутствовать на всех групповых занятиях воспитателей и на индивидуальных занятиях специалистов.
Они имеют право присутствовать на всех уроках и на индивидуальных занятиях специалистов, принимают участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных мероприятий.
Слайд 15Обучение детей с ОВЗ
1. Все дети-инвалиды и дети с ограниченными
возможностями здоровья школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных
школах по месту жительства. При этом, как правило, в более благоприятных условиях оказываются те дети, которые переходят в школу вместе со своими сверстниками из детского сада.
2. Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми потребностями получают
образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы.
Слайд 16Обучение детей с ОВЗ
3. В раннем и дошкольном возрасте по
желанию родителей осуществляется включение детей с умственными и физическими недостатками
в дошкольные образовательные учреждения общего типа по месту жительства. До включения каждого ребенка в учреждение специалисты проводят подготовительную работу с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей.
4. Все дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами. Часть детей с особыми потребностями пользуется поддержкой специалиста на уроках.
Слайд 17 Реализация интегрированного обучения требует согласованных и безотлагательных действий со стороны
министерств образования, здравоохранения, труда и социальной защиты.
Для внедрения концепции интегрированного
обучения в повседневную практику необходимо формирование адекватного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью важно объединение усилий широких слоев общественности, СМИ, благотворительных, неправительственных, религиозных организаций, коммерческих структур и др.
Обучение детей с ОВЗ
Слайд 18 Особая роль принадлежит объединениям родителей и объединениям самих лиц с
физическими и умственными недостатками. Эти организации имеют право участвовать в
принятии решений, касающихся всех аспектов деятельности по интегрированному образованию. Органы исполнительной власти и местного самоуправления должны оказывать всестороннюю поддержку деятельности этих общественных формирований.
Обучение детей с ОВЗ
Слайд 19Список литературы
1. Концепция интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными
образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст]: материалы Междунар.науч.-практической
конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 года. – М., 2001. Режим доступа: https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://childrens-needs.com/ftpgetfile.php?module%3Deshop%26id%3D694 , свободный. – (Дата обращения : 30.09. 2018);
2. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы // Особый ребенок. Исследования и помощь. М., 2000. Вып. 3.