Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии и педагогического образования
Кафедра дошкольного образования и педагогики
Боровикова Анна
Народная игра в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа
Научный рководитель
З. Р. Асанова, к.пед.н,ст.
преподаватель
Симферополь – 2017
Слайд 2МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования: речевое развитие дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия
обогащения активного словаря у детей старшего дошкольного возраста средствами народной
игры.
Цель исследования: выявить педагогические условия обогащения активного словаря у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста и раскрыть понятие «активный словарь».
2.Раскрыть роль народной игры в обогащении активного словаря детей и обозначить методические основы использования народной игры в дошкольном возрасте;
3.Определить критерии и выявить уровень сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста.
4.Проанализировать работу воспитателей по использованию народной игры в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 3Основные понятия
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только
понимает, но и употребляет (более или менее часто) в речи.
Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.
Народные игры – это игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием. Они включают различные виды: подвижные, спортивные, детские, юношеские, музыкальные, речевые, хороводные, фокусы, ролевые игры и т.д. В широком смысле к народным играм относят и традиционные забавы (ходули, качели, катание с гор и т. п.), народные упражнения и состязания (подъем и метание камня, прыжки, борьбу, скачки и др.).
Слайд 4Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый
лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.
Функции народной игры
- воспитательная развивающая, познавательная, развлекающая, диагностическая, корректирующая.
Включая народные игры в педагогический процесс, можно улучшать навыки общения дошкольников, обогащать активный словарь дошкольников, развивать их интерес к культуре родной страны.
Слайд 5БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальное исследование на базе образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад
«Василек» с. Доброе». В эксперименте участвовало 45 детей, 3 воспитателя.
Слайд 6
Критерии и показатели сформированности
активного словаря детей старшего дошкольного возраста
Слайд 7Диагностические методики исследования
Диагностика уровня сформированности активного словаря старших дошкольников основывалась
на методиках О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой.
Слайд 8
Результаты диагностики уровня сформированности активного словаря дошкольников
Слайд 10Педагогические условия
1. Создание положительного эмоционального фона для погружения детей в коммуникативно-речевую
среду с помощью народных игр;
2. Соблюдение последовательности этапов развития словаря
детей (погружение, ориентация, дифференциация, активное употребление);
3. Взаимодействие дошкольного учебного заведения с семьей в работе по обогащению активного словаря детей с привлечением народных игр.