Слайд 1Министерство образования Тульской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области «Тульский
педагогический колледж»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему
«Ознакомление с достопримечательностями Тульского края детей
старшего дошкольного возраста»
Выполнил: Симонова Ольга Вадимовна
Специальность: 44.02.01
Дошкольное образование
Отделение: дошкольное
Курс 4 группа ДО(а)
Руководитель: Козлова Наталия Михайловна
Рецензент: Медведева Инесса Юрьевна
Тула 2019
Слайд 2Актуальность работы
Актуальность проблемы ознакомления старших дошкольников с достопримечательностями Тульского края
обусловлена тем, что это является одной из основных задач дошкольного
образования.
Тема данной работы является одной из приоритетных в познавательном развитии детей этого возраста. Детей в старшем дошкольном возрасте необходимо знакомить с историей Тульского края, а его достопримечательности – как раз наглядное свидетельство о ней.
Знакомство детей с достопримечательностями Тульского края является результатом специально созданных условий, целенаправленного воспитания, а дошкольный возраст - сензитивный период для приобщения воспитанника к культуре и нравственности.
Слайд 3Методологический аппарат
Объект исследования: организация работы по ознакомлению с достопримечательностями Тульского
края детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: разработка непосредственной образовательной деятельности
с использованием мультимедийных презентаций по ознакомлению с достопримечательностями Тульского края детей старшей группы.
Цель исследования: выполнить конспекты непосредственной образовательной деятельности, направленной на формирование представлений о достопримечательностях Тульского края у детей старшей группы с применением мультимедийных презентаций.
Слайд 4Методологический аппарат
Задачи исследования:
- дать характеристику содержанию представлений о достопримечательностях Тульского
края у детей старшей группы;
- раскрыть особенности применения мультимедийных презентаций
в процессе непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с достопримечательностями Тульского края в старшей группе;
- разработать конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о достопримечательностях Тульского края у детей старшей группы с использованием мультимедийных презентаций.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Слайд 5Описание работы научных деятелей, занимавшихся данной проблемой
Проблемой ознакомления старших дошкольников
с достопримечательностями Тульского края занимались следующие научные деятели. В работах
Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея знакомства с историей родного края, но понятие «воспитание патриотизма» не используется.
Историей возникновения Тульского края занимался такой выдающийся научный исследователь, как И.А. Кошкин, рассказывающий в своей статье о поиске новых исторических направлений, к одному из которых относится краеведение.
Также в исследованиях историков Тульского края Е.В. Симоновой, И.Н. Юркина, и И.А. Антоновой прописано, что исследования тульских ученых, основанные на привлечении документальных источников Государственного архива Тульской области существенно расширяют историческое знание о регионе.
Слайд 6Содержание представлений старших дошкольников о достопримечательностях Тульского края
Представление — это процесс
мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент
не воздействуют на органы чувств человека.
Ознакомление с достопримечательностями Тульского края - это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Через накопление детьми социального опыта, взаимодействие со взрослыми и правильно организованный процесс обучения и воспитания у детей формируются представления о достопримечательностях Тульского края.
Слайд 7Особенности применения мультимедийных презентаций
Рассмотрим общие требования к оформлению мультимедийных
презентаций для детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предпочтительно горизонтальное расположение материала.
Для фона лучше использовать светлые тона.
Цвет и размер шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались.
Слайд 8Особенности применения мультимедийных презентаций
Количество текста на слайде регулируется с
учетом назначения самой презентации и категории людей, на которых она
рассчитана.
Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, так как они читаются хуже.
Вместе с тем, презентация не должна быть однотипной и монотонной.
Слайд 9База исследования
Базой данного исследования является в первую очередь изучение психолого-педагогической
литературы по ознакомлению старших дошкольников с достопримечательностями Тульского края, а
также изучение основных образовательных программ дошкольного воспитания, соответствующего возрасту детей, указанному в работе.
Основанный на изучении литературы проект был осуществлен непосредственно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения и реализован в непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию.
Слайд 10Этапы реализации проекта в практической части
1 этап – Изучение и
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ознакомления с достопримечательностями Тульского края
детей старшего дошкольного возраста.
2 этап – Разработка перспективного плана работы по знакомству с достопримечательностями Тульского края детей старшего дошкольного возраста.
3 этап – Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию об ознакомлении с достопримечательностями Тульского края детей старшего дошкольного возраста.
4 этап – Создание мультимедийных презентаций к конспектам непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию.
Слайд 11Изучение и анализ психолого-педагогической литературы
При изучении методической, педагогической литературы, был
определен круг авторов, чьи позиции по вопросам знакомства детей старшей
группы с достопримечательностями Тульского края наиболее близки к теме работы.
Это прежде всего: Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», К.Д. Ушинский, который ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность, богатый материал для воспитания любви к Родине, развитие личности в духе патриотизма
Слайд 12Изучение и анализ психолого-педагогической литературы
Особый вклад в научное обоснование нравственно
- патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, Е.И.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своем крае, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Знакомясь с Тульским краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Слайд 13Разработка перспективного плана
Знакомство детей с достопримечательностями Тульского края рекомендуется начинать
со старшей группы. Основная цель работы – вызвать у детей
восхищение достопримечательностями Тульского края, подчеркнуть, что все вокруг создано руками людей, которые жили очень давно, но народ помнит их имена и бережет то, что сделано руками древних мастеров.
Формировать у детей представления о достопримечательностях Тульского края, воспитывать чувства гражданственности, патриотизма помог интегрированный подход к детской деятельности.
Слайд 14Разработка перспективного плана
Интеграция определена взаимосвязью и взаимопроникновением разных аспектов образования
детей и охватывает многие виды их деятельности. Интегрированная деятельность была построена
таким образом, чтобы один из видов деятельности являлся стержнем, а другие помогают усилить степень эмоционального восприятия детьми материала.
Вместе с тем, построение образовательного процесса на краеведческом материале позволило решить задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Слайд 15Разработка конспектов по познавательному развитию
Основной образовательной программой при разработке конспектов
является программа «От рождения до школы», поскольку задачи, которые необходимо
реализовать на занятии, были взяты именно оттуда.
В проведении конспектов по знакомству с достопримечательностями Тульского края рекомендуется включать сюжетно-ролевую игру «Экскурсия, так как этот прием поддерживает интерес детей к занятиям данного характера.
В ходе совместной деятельности с детьми, при использовании разнообразных форм организации образовательного процесса, у дошкольников формировались представления об истории заселения людьми Тульского края, об истории возникновения Тульской области, о его людях, их характере.
Слайд 16Создание мультимедийных презентаций к конспектам
На основе общих требований для разработки
мультимедийных презентаций к конспектам по ознакомлению старших дошкольников с достопримечательностями
Тульского края были выявлены следующие принципы создания данных презентаций:
- доступность изображений;
- достоверность отобранных фотографий;
- минимальное количество текста на слайдах;
- красочность изображений;
- предоставление всей необходимой для детей наглядной информации – портреты писателей, художников, книги, репродукции картин.
Слайд 17Выводы
Одна из патриотических тем в старшем дошкольном возрасте - ознакомление
с достопримечательностями Тульского края. Все это культурное наследие Тульского края
находится как в самой Туле, так и за ее пределами, на всей территории Тульской области. Ознакомляя старших дошкольников с достопримечательностями Тульского края, педагог может представить детям некоторые из них.
В проведении непосредственной образовательной деятельности конспекты были использованы воспитателем как шаблоны, на которые педагог должен ориентироваться при ознакомлении детей с достопримечательностями Тульского края посредством бесед, игровых приемов, и мультимедийных средств. Преимущественно с помощью них дети смогут усвоить полученную информацию.
Кроме того, важным условием ознакомления старших дошкольников с достопримечательностями Тульского края является тесное сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей.