Слайд 1Министерство Здравоохранения Омской области
БОУ Омской области "Медицинский колледж»
Тема: «Сестринский уход за доношенным новорожденным»
Специальность: «Сестринское
дело»
(базовый уровень 0601500)
ПМ 02. 01. раздел 3 : «Сестринский уход в педиатрии»
Преподаватель: Нечепоренко Ольга Викторовна
Слайд 2содержание
Основные нормативные документы
Обязанности медицинской сестры отделения новорожденных.
Структура и организация работы
детского отделения с раздельным пребыванием матери и ребенка.
Преимущества отделений с
совместным пребыванием матери и ребенка
Причины и клинические признаки переходных состояний, сроки их появления, тактика медицинской сестры.
Боль: причины, профилактика боли.
Слайд 3Декларация прав новорожденного. Барселона. 2001
Новорожденный - это человек со специфическими
правами, соблюдения которых он не может требовать в силу своего
физического и умственного развития.
Эти права налагают ряд обязательств и обязанностей на общество.
Законодательные и исполнительные институты должны обеспечить их выполнение.
Слайд 4Все новорожденные имеют право на медицинскую помощь.
Декларация прав матери и
ребенка.
2001г.
Слайд 5Права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Конституция РФ,
ст. 17
Достоинство новорожденного
как человеческого существа является
непреходящей ценностью.
Декларация
прав новорожденого.2001.
Слайд 6Доношенный ребенок:
Срок гестации 38-42 нед = 280 дней = 9
астрон.месяцев = 10 лунных месяцев
Выражение лица спокойное, живая мимика.
Реакция на
осмотр: эмоциональный крик
Поза: гипертонус мышц сгибателей = поза эмбриональная.
Кожа эластичная, бархатистая, нежно розовая, не собирается в складку.
Смазка в небольшом количестве, лануго отсутствует, милиа на носу.
Хорошо развит подкожно-жировой слой.
Пропорциональное телосложение.
Средние антропометрические показатели: масса 3000-3500, длина тела 48-52, окружность головы 34-36см, окружность грудина 32-34 см
Слайд 7В организации медицинской помощи новорожденным выделяют 3 этапа
родильный дом
детская поликлиника
отделение
патологии новорожденных, отделение выхаживания недоношенных
Слайд 8Нормативные документы
1. Приказ МЗ СССР от 20.04.83 г. №440 (приложения
к нему) «О дополнительных мерах по совершенствованию медицинской помощи новорожденным
детям» Содержит правила организации работы неонатологических отделений детских больниц.
2. Приказ МЗ РФ от 24. 09. 07г. №:621 «Об организации работы родильного дома (отделения)»
Слайд 9Обязанности медицинской сестры отделения новорожденных
при приеме новорожденного из родильного зала
сверять документацию с браслеткой и медальоном и регистрировать данные в
журнале (Ф.102);
в процессе сестринского ухода удовлетворять, по возможности, основные потребности новорожденного (есть, спать, выделять, быть чистым, поддерживать температуру тела, быть здоровым)
подмывать,
проводить утренний туалет,
Слайд 10измерять температуру тела,
развозить по палатам и раздавать матерям на кормление,
взвешивать,
пеленать,
помогать осваивать матерям технику кормления грудью.
следить за состоянием детей
(крик, цвет кожи, состояние пупочной ранки, отхождение мочи и мекония);
выполнять назначение врача
Слайд 11при совместном пребывании матери и ребенка обучать мать уходу за
новорожденным, оказывать ей психологическую поддержку;
помогать женщине выйти из родового стресса,
способствовать пробуждению чувства материнства, формировать положительное отношение к ребенку.
особого внимания требуют первородящие, «пожилые» и юные матери, а также женщины, решившие отказаться от ребенка
Слайд 12Структура детского отделения
палаты (боксы) для новорожденных;
процедурный кабинет;
прививочный кабинет;
молочная комната;
комната для
хранения чистого белья;
комната для сбора и обработки грязного белья;
комната для
психологической разгрузки сестринского персонала;
ординаторская;
подсобные помещения
Слайд 13Санитарно-гигиенические требования к детскому отделению
Норма площади на одну кровать новорожденного
физиологического отделения составляет 3кв. м;
Для недоношенных детей – 4,5кв. м;
в
обсервационном отделении 4кв. м;
Кровати располагаются на расстоянии 0,9м от стен;
Между кроватями выдерживают расстояние не менее 0,5м;
Между рядами кроваток 1,3м
Слайд 14Санитарно-гигиенические требования к детскому отделению
Температура воздуха в палатах новорожденных должна
поддерживаться на уровне 24-25°С для больных детей и 22-24°С для
здоровых.
Оптимальная относительная влажность при данной температуре должна быть 55-60%, скорость движения воздуха 0,17-0,2м/сек.
Слайд 15Санитарно-гигиенические требования к детскому отделению
В среднем каждая медицинская сестра обслуживает
12-15 детей.
Отделение новорожденных должно быть полностью обеспечено пеленками – 20
– 25 пеленок на 1 ребенка в сутки.
Палаты новорожденных заполняют строго циклически, синхронно с палатами послеродового отделения, в течение не более 3 суток.
Слайд 16Влажная уборка палат проводится 3 раза в сутки: 1 раз
с дезинфицирующим раствором и 2 раза с моющим средством.
Кварцевание
палат 30 минут и проветривание
Все эти мероприятия должны проводиться во время отсутствия детей.
После выписки новорожденных в палате проводят заключительную дезинфекцию.
Слайд 17Правила работы с новорожденными детьми
Предметы ухода должны быть одноразовыми (или
подвергнуты обработки после каждого употребления).
Перед обработкой и пеленанием каждого
новорожденного медицинская сестра должна мыть руки с двукратным намыливанием.
Смена спецодежды – ежедневно, масок- каждые 3 часа.
Для профилактики дерматитов рекомендуется работа в перчатках.
Перед взвешиванием на весы кладут чистую пеленку, которую больше не используют.
Слайд 18При уходе за новорожденным используется стерильное белье, которое стерилизуется в
автоклаве и хранится в шкафу не более 2 суток.
Все изделия
медицинского назначения, в том числе инструменты, применяемые для ухода за новорожденным (глазные пипетки, шпатели) подлежат дезинфекции, а затем стерилизации.
При проведении манипуляций используют стерильные ватные тампоны, хранящиеся в специальной коробке отдельной укладки.
Слайд 19Для взятия стерильного материала используют стерильные пинцеты, корнцанги, которые меняют
перед каждой обработкой новорожденных.
Все медикаменты стерилизуются и фасуются в упаковки
на 1 ребенка.
Слайд 20Преимущества отделений с совместным пребыванием матери и ребенка:
Снижает заболеваемость внутрибольничными
инфекциями новорожденных и родильниц; госпитальными штаммами, колонизация осуществляется материнскими штаммами;
Обеспечивается
тесный физический и психологический контакт матери и ребенка с первых дней жизни.
Слайд 21Для совместного пребывания матери и ребенка предназначаются одно- и двухместные
боксированные или полубоксированные палаты.
Заполнение палат происходит в течение одних
суток.
Слайд 22Выписка из родильного дома
доношенного новорожденного
при неосложненном течении раннего неонатального периода;
при
отпавшей пуповине и хорошем состоянии пупочной ранки;
при положительной динамике массы
тела;
при удовлетворительном состоянии ребенка и отсутствии у него проявлений инфекции любого генеза;
при получении прививок согласно календарю;
Слайд 23Выписка из родильного дома
доношенного новорожденного
с эпидемиологических позиций оправдан курс на
раннюю выписку (2- 4 сутки после родов), в том числе
до отпадения пуповины.
ранняя выписка из родильного дома способствует снижению заболеваемостью внутрибольничными инфекциями
Слайд 24Потребности новорожденного ребенка:
Психоэмоциональные потребности.
Телесные потребности.
Слайд 25 К телесным потребностям относится физический контакт с матерью.
Он складывается из:
Стимуляции кожных покровов.
Холдинга.
Адаптации к новому пространственному объему.
Реакции матери
на плач ребенка.
Укачивания.
Совместного сна.
Слайд 26Важные потребности:
Грудное вскармливание.
Потребность в сосании.
Пустышки и соски
Мочеиспускание и дефекация.
Потребность в
тепле.
Слайд 27 К эмоциональной депривация приводят следующие ошибки:
отсутствие чуткости матери
к нуждам ребенка;
неудовлетворенный холдинг;
раздельный сон матери и ребенка;
искусственное вскармливание;
кормление
строго по часам;
Слайд 28 Правила поведения матери при плаче новорожденного ребенка:
Взять малыша
на руки и предложить грудь.
Если не успокаивается и не берет
грудь - проверить одежду, поменять пеленки (если надо), проверить, нет ли опрелостей.
Пытаясь успокоить малыша, мама сама должна быть спокойна.
Если эти меры не дают результата необходимо сообщить об этом медсестре или врачу, так как возможно плач вызван недомоганием ребенка.
Слайд 29 Вмешательство в естественное функционирование организма ребенка:
искусственное вскармливание;
кормление по
часам;
допаивание ребенка водой;
Слайд 30Задачи медицинской сестры:
1. Медицинская сестра, работающая с новорожденными детьми, должна
быть психологом и педагогом, способным обучить мать удовлетворять все потребности
ребенка.
2. Необходимо четко, доступно и доброжелательно разъяснять основные обязанности матери по уходу за ребенком и соблюдению режима отделения.
3. Следует ответить на все вопросы матери в том объеме, который диктуется ее психологическим состоянием.
Главная психологическая цель этих бесед - снижение стрессового напряжения у матери и формирование доверительного отношения к персоналу отделения.
Слайд 31Проблемы периода новорожденности
Переходные (пограничные) состояния – это состояния, отражающие процесс
приспособления ребенка к новым условиям жизни. Они возникают на границе
двух периодов жизни: внутриутробной и внеутробной
Слайд 34Отличия переходных состояний от патологических состояний:
являются нормой для периода адаптации;
носят
кратковременный характер;
никогда не повторяются;
не требуют лечения;
при неблагоприятных условиях принимают патологическое
течение;
Слайд 35ОСОБЕННОСТИ БОЛИ У НОВОРОЖДЕННОГО:
У новорожденного ребенка более низкий болевой порог
чем у взрослых,
Чем моложе ребенок (более недоношенный), тем сильнее
он чувствует боль;
Период ощущения боли у новорожденного ребенка составляет 30-90 мин., в то время как у взрослого – 5-10 мин.; любое дотрагивание до ребенка в этот период может “симулировать” бывшее болевое раздражение;
Неспособность локализовать боль – любое местное повреждение (боль) носит более генерализованный характер по сравнению со взрослыми;
Болевой порог в верхних конечностях выше чем в нижних (забор крови из пятки!!!);
Слайд 36БОЛЕВЫЕ РЕАКЦИИ НОВОРОЖДЕННОГО
Реакции поведения
Болевые гримасы лица:
сморщенный лоб
нахмуренные
брови
дрожь подбородка
полузакрытые глаза
Слайд 37ПРОФИЛАКТИКА БОЛИ У НОВОРОЖДЕННЫХ
Избегать чрезмерного освещения помещений:
закрыть
глаза ребенка;
закрыть инкубатор;
использовать источник концентрированного света;
Предохранять новорожденного от
шума:
избегать громких разговоров;
осторожно закрывать дверца инкубатора;
уменьшить звуки сигналов мониторов;
Слайд 38 Избегать ненужного осмотра и процедур:
гарантировать периоды покоя на
2-3 часа;
избегать “рутинных” процедур (отсасывания слизи, физиотерапии);
Создать чувство
“удобства и безопасности” ребенку:
использовать валик вокруг ребенка;
накрыть ребенка пеленкой;
найти больному удобное положение.
Слайд 39Стратегия профилактики боли
Ограничение количества пункций, уколов;
Использование центральных катетеров;
Отказ от инвазивного мониторинга, как только позволит состояние ребенка;
Болезненные процедуры
должен осуществлять наиболее подготовленный персонал;
Бережное удаление пластыря, отказ от использования;
Обеспечение адекватной премедикации перед инвазивными процедурами;
Применение соответствующего оборудования (маленькие иглы);
Слайд 40Немедикаментозные методы обезболивания:
Нежное обращение, поглаживание
Создание комфортных условий
Инвазивные процедуры осуществляет только
подготовленный персонал в присутствии матери
Увеличение периодов отдыха между болезненными процедурами
Пеленание,
поддержка выгодного положения тела валиками
Ограничение внешних раздражителей
Поощрять родителей находиться рядом с ребенком, ухаживать за ним
Избегать разделения матери и ребенка без необходимости
Слайд 42Факторы, способствующие перегреванию новорожденных:
Несовершенство центра терморегуляции;
Недоразвитие потовых желез;
Недостаточная реакция сосудов
на тепловой раздражитель;
Дефекты ухода;
Слайд 43Клинические проявления гипертермии:
повышение температуры тела (иногда до 40 градусов);
одышка;
вялость;
ухудшение активности
сосания, отказ от груди;
судороги;
геморрагический синдром;
Слайд 44Тактика медицинской сестры при оказании помощи:
1. поставить в известность врач;
2.
выявить причину и по возможности устранить ее;
3. помощь оказывать по
принципу нарастающей интенсивности;
4. контролировать показатели функционального состояния организма;
5. создать оптимальные условия окружающей среды;
Слайд 456. часто прикладывать ребенка к груди;
7. физическое и механическое охлаждение;
8.
по назначению врача жаропонижающие средства;
9. при наличии патологии, лечение основного
заболевания;