Слайд 1Министерствообразованияи молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской
области
«Камышловский педагогический колледж»
Средства, методы и приемы управления детской игрой в
группе младшего дошкольного возраста.
Исполнитель: Григоренко Д.В.
студентка 2 ДО группы
Преподаватель: Штыркина А.И
Камышлов, 2020
Слайд 2Содержание
1.Игра в жизни ребенка…………………………………………
2.Развитие игровой деятельности……………………………....
3.Задачи педагога………………………………………………...
4.Методы и приемы организации
игр………………………………………………………………...
5.Роль воспитателя в игре……………………………………….
6.Подготовка к игре……………………………………………...
Слайд 3Игра в жизни ребенка
Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в
процессе развития ребенка. Игра является одним из важнейших средств познания
окружающего мира, она способствует развитию воображения, речи, мышления. В ходе игры закладывается основа для творчества. Игра является наиболее эффективным и продуктивным средством обучения, т. к. усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка деятельности.
Помимо интеллектуального и творческого развития игра способствует физическому развитию детей, игра стимулирует двигательную активность ребенка. Игра являлась непременным атрибутом народной педагогики, ее образцы передавались маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей.
Слайд 4Игра в жизни ребенка
Цель игровой деятельности дошкольников – формирование культурной,
творческой, социально-активной личности.
Задачи:
развитие связной диалогической речи;
развитие коммуникативности и личного
взаимодействия детей друг с другом;
расширение и активизация словарного запаса;
закрепление навыков ведения диалога;
способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.
развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.
Слайд 5Развитие игровой деятельности
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра.
По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она
представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета - игрушки и потому перерастает в ориентированные действия - операции.
Слайд 6Развитие игровой деятельности
Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры,
в которой отдельные предметно - специфические операции переходят в ранг
действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
Слайд 7Развитие игровой деятельности
Наступает следующий этап в развитии игры: она становится
сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка,
оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий . На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Слайд 8Задачи педагога
В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические,
строительные, подвижные, игры с пением и другие. Но среди всего
многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей
Слайд 9Методы и приемы
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру
(внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы –
непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Слайд 10Методы и приемы
1. Педагогам в процессе организации игровой деятельности важно
учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
2. В начале и в
конце учебного года проводить мониторинг для выявления уровня формирования интегративных качеств в образовательной области «Социализация».
3. Изучать теоретическую базу по организации игровой деятельности в соответствии с ФГТ.
4. Выполнять санитарные правила и нормы (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек и т. п.).
5. Осуществлять комплексно – тематическое планирование по организации игровой деятельности в соответствии с программой, по которой работает дошкольное образовательное учреждение.
6. При организации детской игры необходимо создавать предметно – развивающую среду так, чтобы игра являлась средством формирования игровых умений у детей. Игровые уголки в групповой комнате второй младшей группы должны оснащаться разнообразным полифункциональным материалом. Игра ребенка данного возраста все еще «запускается» от предметной среды, поэтому воспитатели должны быть более изобретательными, проявлять фантазию, чтобы увлечь детей. Ввод воспитателями дополнительных атрибутов, использование по – новому одной и той же предметной среды разнообразит игру, внесет в нее творческое начало. В состав предметно-игровой среды должно входить игровое оборудование с учетом возрастных особенностей, все игровые средства должны являться безопасными для детей.
7. Что касается роли педагога во время игровой деятельности детей, то, помимо организатора, каждый педагог на начальном этапе игры должен быть участником. Дети еще играют «не вместе, а рядом», но уже интересуются играми других ребят, не противятся мимолетным игровым контактам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру.
Слайд 11Роль воспитателя в игре
Одним из основных приемов руководства играми малышей
является участие воспитателя в играх. Совместная игра с воспитателем способствует
большой целенаправленности и содержательности действий детей.
Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя ту или иную роль: мамы, врача, учительницы, шофера и др. Это дает возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направлено также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками.
По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это способствует становлению сюжетно – ролевой игры.
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Слайд 12Подготовка к игре состоит из нескольких важных моментов:
1. Предварительное ознакомление
воспитателя с содержанием подвижных игр. Необходимо знать игры не только
своей группы, но и смежных возрастных групп.
2. Подготовка к проведению конкретной игры. Здесь необходимо знать, в каких условиях будет проводиться игра: на участке или в помещении, в групповой комнате или в зале, с каким количеством детей. Это поможет воспитателю заранее продумать, как разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, ее правила, повторить текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Малышей до игры надо познакомить с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет им быстрее освоить игровые действия.
3. Непосредственно перед игрой обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра: в групповой комнате или зале надо провести влажную уборку, открыть фрамуги, форточки или окна. При проведении подвижных игр на свежем воздухе площадку следует освободить от посторонних предметов, подмести, и если возникает необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли! Не следует ограничиваться только групповой площадкой. Можно использовать и прилегающие непосредственно к ней участки, дорожку вокруг здания детского сада.
4. Непосредственно перед началом игры малышей можно привлечь к расстановке игрушек и пособий. Такое активное участие в подготовке повышает их интерес к игре, к выполнению игровых заданий. Так, например, перед проведением игр "Поезд", "Птички в гнездышках", "Воробушки и автомобиль" воспитатель не всегда может расставить стулья предварительно. Он обращается к детям с предложением поиграть и начинает ставить стулья так, как это нужно для игры; поясняя им, что это вагончики или гнездышки, он просит детей постарше принести стулья. Малыши, подражая старшим, тоже идут за стульями. Воспитатель должен подбадривать малышей, помогать им ставить стулья ровно, а также напомнить тем, кто постарше, чтобы они помогли маленьким принести и поставить стулья и сесть на них.
Слайд 13«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная
ступень»
(Л. С. Выготский).