Слайд 1Тема 18. Механизм макроэкономического равновесия.
Модель AD –AS.
Слайд 2Тема 18. Механизм макроэкономического равновесия.
Модель AD –AS.
Вопросы: 1. Модель
AD –AS. Крест Маршалла. Совокупный спрос.
2. Неценовые факторы AD.
3. Совокупное
предложение AS.
4. Неценовые факторы AS.
5. Равновесие в модели AD –AS. Шоки спроса и предложения.
6. Стабилизационная политика.
дз. 1.Неценовые факторы AD.
2. Неценовые факторы AS.
3. Шоки совокупного спроса и предложения.
ЭВ: 43.Модель AD –AS. Совокупный спрос. Неценовые факторы AD.
44.Совокупное предложение. Неценовые факторы AS.
Слайд 31. Модель AD –AS. Крест Маршалла.
Совокупный спрос
Крест Маршалла
P
– Уровень цен. Дефлятор ВВП
Q- Реальный объем производства. Реальный
ВВП
Слайд 4Совокупный спрос.
.
Теоретическое обоснование AD:
Классическая теория
Q = f P
Кейнсианская теория
AD= C + I + G +Xn
AD = ВВП по расходам
Монетаристы
M V = PQ Q = 1/P M V
Обоснование линии AD ( 3 эффекта):
Эффект процентной ставки (Кейнс)
Эффект богатства или реальных кассовых остатков (Пигу)
Эффект импортных закупок (Манделла- Флеминг)
AD Совокупный спрос - совокупный объем товаров и услуг, которые желают приобрести все потребители (д.х,ф,г,з) в стране при данном уровне цен.
Слайд 5Эффект процентной ставки (Эффект Кейнса). Повышение уровня цен сопровождается увеличением
спроса на деньги и ростом процентной ставки, т.к. возрастет потребность
в деньгах. Это снижает спрос фирм на инвестиции, а домохозяйств на потребительские кредиты, что приводит к сокращению совокупного спроса.
Эффект богатства (Эффект Пигу). Богатство выражается в реальной стоимости имущества и финансовых активов, их покупательной способности (акции, облигации, срочные вклады и т.п.). Если цены растут, то реальная стоимость таких активов понижается. Для восстановления богатства население увеличивает сбережения, а потребление и инвестиции сокращаются.
Эффект импортных закупок, эффект (Эффект Манделла- Флеминга). При повышении цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а спрос на более дешевые импортные товары растет. Это вызывает сокращение совокупного спроса на отечественном рынке и снижение экспорта. Наоборот, понижение цен связано с расширением совокупного спроса как в самой стране, так и за границей.
Слайд 7 Неценовые факторы AD
Изменения в потребительских расходах(C): благосостояние потребителей, ожидания,
изменения в налогах, потребительская задолженность, соотношение потребления и сбережений в
расходах.
Изменения в инвестициях (I): процентные ставки, ожидания получения прибыли, налоги, субсидии, льготы по налогам, уровень технологий и загрузка производственных мощностей.
Изменения в государственных расходах (G): государственная политика, налоговые поступления, состояние бюджета, государственные заимствования, госдолг.
Изменения в чистом экспорте (Xn): колебания валютных курсов, условия на внешних рынках, национальный доход зарубежных стран, внешнеэкономическая политика, состояние мировых рынков.
Слайд 83. Совокупное предложение AS.
В анализе AS учитывается 2 теоретических подхода,
отражающие состояние мировой экономики:
Классическая теория
Кейнсианская теория
AS Совокупное предложение –
достигнутый реальный объем национального производства при данном уровне цен.
AS = З.пл + Пр + % + Рента +Ам + Кн + Доходы от собственности единоличных хозяйств
AS =ВВП по доходам
Слайд 9Три отрезка линии AS
Горизонтальный (Кейнсианский) - увеличение объема производства
происходит при неизменном уровне цен в краткосрочном периоде.
В экономике - спад или депрессия. Уровень зарплат низкий на фоне безработицы. Цены – низкие. Пример – кризис Великая Депрессия.
Восходящий - увеличение объема производства сопровождается ростом спроса на ресурсы, ростом зарплат и как следствие ростом цен.
Вертикальный (классический) – экономика достигает потенциального ВВП при естественном уровне безработицы Производственные мощности используются максимально. Увеличение производства на крупных фирмах приводит к перераспределению ресурсов. Рост цен на ресурсы, в т.ч труд сопровождается ростом цен.
Этот отрезок характеризует долгосрочный период, в котором проявляется гибкость цен и жесткость реального объема производства.
Идея классиков – рынок позволяет достигнуть потенциального, максимального и эффективного выпуска, полной занятости
Слайд 11 Неценовые факторы AS
Изменение цен на ресурсы: наличие внутренних ресурсов,
цены на импортируемые ресурсы, господство на рынке
Если цены на ресурсы растут, то растут и издержки, совокупное предложение сокращается, кривая AS смещается влево. И наоборот. Цены на ресурсы могут изменяться за счет: наличия внутренних ресурсов, цен на импортные ресурсы, господства на рынке.
Изменение в производительности ресурсов: производительность труда и капитала, изменения в организации и управлении производством.
При снижении издержек на единицу продукции рост производительности приведет к смещению кривой AS вправо, а увеличение издержек – влево.
Изменение в правовых нормах (институциональные факторы): налоги и субсидии, государственное регулирование.
Если налоги растут, то повышаются и издержки, а тем самым сокращается совокупное предложение. Кривая AS смещается влево. Субсидии бизнесу – противоположный результат. Государственное регулирование, в большинстве случаев, увеличивает издержки производства, а значит, сдвигает AS влево.
Слайд 125. Равновесие в модели AD –AS. Шоки спроса и предложения.
Равновесие
в модели AD –AS – это общее экономическое равновесие:
уровень
цен таков, что покупатели готовы приобрести ровно столько, сколько продавцы готовы произвести и продать.
Отсутствие равновесия:
уровень цен выше равновесной AD < AS
Результат- снижение производства, рост безработицы
уровень цен ниже равновесной AD> AS
Результат – рост цен, инфляция
В краткосрочном периоде (кейнсианский, восходящий отрезок) реальный объем производства зависит от изменения спроса. Рост AD означает увеличение расходов на внутреннем рынке. Это является стимулом для развития производства. Позволяет снизить безработицу.
В долгосрочном периоде при достижении потенциального ВВП производство стабилизируется (классический отрезок). Рост AD сопровождается повышением уровня цен, создаются условия для инфляции.
Слайд 13На кейнсианском отрезке AS рост AD приведет к увеличению реального
объема национального производства и занятости, поскольку имеются ранее не используемые
мощности и достаточно высокая безработица. Уровень цен остается постоянным.
На промежуточном отрезке AS расширение AD увеличит реальный объем национального производства и повысит уровень цен.
На классическом отрезке AS факторы производства (рабочая сила и капитал) используются полностью. Расширение AD окажет воздействие только на уровень цен, повышая его. Реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости.
Слайд 14Последствие изменения спроса и предложения. Шоки спроса и предложения
Модель AD
–AS раскрывает механизм возникновения экономических колебаний, которые начинаются с резкого
изменения спроса или предложения
Шоки - это резкое изменение спроса или предложения
Шоки спроса: увеличение денежной массы, рост скорости оборота денег, «бегство от денег» в условиях роста цен, рост инвестиционного спроса и др.
Шоки предложения: рост издержек, скачок цен на ресурсы, рост или снижение цен на нефть, стихийные бедствия, изменения в законодательстве и др.
.
Слайд 15Эффект “храповика”
.
Изменение цен в сторону повышения происходит легче, чем в
сторону понижения.
Рост AD сопровождается ростом цен.
Обратное смещение кривой AD показывает,
что однажды повысившиеся цены, не сразу падают и первоначальное равновесие за короткий период может не восстановиться, показывая негибкость цен.
Слайд 16Эффект «храповика»
Эффект впервые описан американским экономистом Р. Хиггсом (1987г.).
Сокращение
совокупного спроса не обязательно приводит к снижению уровня цен, особенно в
краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными и даже могут продолжать расти.
Причины возникновения эффекта храповика: монополизм на рынке, государственная политика регулирования цен в странах с централизованной экономикой, в странах с развитой рыночной экономикой – действия профсоюзов, препятствующие снижению номинальной заработной платы.
Стагфляция (стагнация + инфляция) - термин, используемый в современной макроэкономике для обозначения ситуации, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация и рост безработицы) сочетаются с ростом цен — инфляцией
Слайд 176. Стабилизационная политика
Стабилизационная политика – это государственная политика, направленная на
поддержание объема производства и занятости на уровне потенциального ВВП при
полной занятости (естественной безработице), т.е. на естественном уровне.
Стабилизационная политика проводится в виде БНП и ДКП.
Главным объектом политики является AD.
Два варианта регулирования AD:
1. Когда экономика достигла полной занятости. Поддержание постоянного спроса.
2. Когда экономика не достигла полной занятости. Стимулирование спроса.