Слайд 1Мир
художественной культуры Просвещения
Слайд 2Вера человека в собственные силы,
способность принимать ответственные решения, добиваться
поставленных целей отразилась и в светской литературе.
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Вера человека
в собственные силы,
способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразилась и в светской литературе.
Слайд 3Мир художественной культуры Просвещения
Слайд 4XVIII век в России
В Росси Просвещение было обозначено быстротой перемен,
идущих от престола.
За всеми преобразованиями и реформами стоял
Петр
I.
Слайд 5Основные события истории России второй половины XVIII века
Борьба крестьян
за свое освобождение;
крестьянская война
под предводительством Е. Пугачева;
дворцовые переводы с
участием гвардии;
раздача земли дворянам и расширение их привилегий;
русско-турецкая война;
укрепление России на прибережье Черного моря;
итальянские и швейцарские
походы русской армии;
окончательное формирование абсолютной монархии.
Слайд 7Эпоха Просвещения в России
началась с расцвета классицизма
Слайд 8Русский классицизм обладает особыми национальными чертами:
интерес к историческому прошлому страны
и к современной российской действительности;
интерес к фольклору;
идея просвещенной
монархии;
сатирическая направленность;
антидеспотические, тираноборческие мотивы;
интерес к простому человеку;
гражданский патриотизм.
Слайд 9XVIII век в России связан с творчеством писателей, художников, архитекторов,
композиторов
Основные представители в литературе:
Кантемир, Сумароков, Ломоносов, Державин, Фонвизин.
Слайд 103. Основные представители в литературе:
Ломоносов М.В.
Державин
Г.Р.
Сумароков А.П.
Кантемир А.Д.
Фонвизин Д.И.
«наперстник Буало», «северный Расин», «Мольер», «российский
Лафонтен»;
создатель русской бытовой комедии;
знаменитый русский поэт-сатирик и выдающийся дипломат;
поэт, представитель классицизма;
создатель «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны».
Слайд 11
К основным идеям Просвещения относятся:
Разум – двигатель прогресса;
Человек поставлен
в центр мира, он должен сформировать сам себя;
Свобода и равенство
людей в правах;
Защита высшей справедливости против всех и за всех.
Слайд 13Родился в Москве в дворянской семье в 1749г.
А.Н. Радищев (1749
– 1802г.г.)
Образование получил в Пажеском корпусе, был отправлен лично знавшей
его Екатериной вместе с другими своими товарищами в Лейпцигский университет, где учился пять лет не только юридическим наукам, но и медицине, литературе, наукам естественным.
Слайд 14
Уже в университете он столкнулся с несправедливостью и притеснением и
участвовал в бунте русских студентов против своего невежественного и корыстного
начальника.
Юный студент Радищев изучил идейные основы борьбы с деспотизмом по книгам передовых французских философов-просветителей.
Слайд 15Вернувшись на родину, Радищев познакомился с Николаем Новиковым, издававшим «Живописец».
Здесь появился очерк под названием «Отрывок путешествия в ***И***Т***». Ученые
долго спорили о том, кто был автором «Отрывка», и только недавно установили, что написал его Радищев.
«Отрывок» — это яркая, но мрачная картина крепостнической деревни, полная отрицания крепостнических порядков.
«Отрывок» произвел шум в обществе. На «верхах» были крайне недовольны им и обвиняли автора в том, что он оскорбляет «весь дворянский корпус». Но ни Новиков, ни Радищев не испугались.
В 13-м номере «Живописца» Новиков напечатал «Английскую прогулку» — статью, защищавшую «Отрывок» от нападок обиженных им помещиков, а в 14-м номере — продолжение «Отрывка».
Первое выступление Радищева в печати стало началом его трагического пути писателя — проповедника свободы, а первое его оригинальное произведение - наброском основного его труда — «Путешествия из Петербурга в Москву».
Слайд 16Служба в Сенате, армии и на таможне дала большой жизненный
опыт, помогла Радищеву найти просвещённых и влиятельных друзей и единомышленников,
он сблизился с проповедовавшими идею равенства масонами, стал другом своего начальника графа А.Р.Воронцова, президента Коммерц-коллегии, то есть министра торговли.
Он посещал небольшое литературное общество графа Александра Воронцова и его сестры, княгини Дашковой. Это было гнездо антиекатерининской дворянской оппозиции.
Радищев начал пробовать свои силы в литературе, сначала как переводчик книг философов-просветителей, а затем как прозаик и поэт.
В 1783 году он написал революционную оду «Вольность», где славил победу американской революции и говорил о праве восстания народа против монарха-тирана.
Слайд 17В 1790 году Радищев был арестован и объявлен государственным преступником
за свои «богомерзкие сочинения». Суд приговорил его к смертной казни,
замененной ссылкой «в Сибирь, в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание».
Илимский острог
Слайд 18Во время ссылки Радищев А.Н. изучал жизнь местного населения, сибирскую
природу, вёл метеорологические наблюдения, занимался также лечением больных, много читал
и писал. Здесь он создал философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792-1795), ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения.
Слайд 19В 1796 император Павел I разрешил Радищеву вернуться из Сибири
и поселиться в своем калужском имении.
В 1801 император Александр
I разрешил ему переезд в столицу.
В последний год жизни Радищев готовил ряд проектов (О законоположении, Проект гражданского уложения и др.), в которых обосновывал необходимость ликвидации крепостных отношений и гражданских реформ.
Умер Радищев в Петербурге в 1802г..
Слайд 20Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у
него разума, благодаря которому тот «имеет силу о вещах сведому».
Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам.
«Человек – единственное существо на земле, ведающее худое, злое», «особое свойство человека – беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться»
Философские воззрения
Слайд 21Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и
природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы:
«Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов». Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание.
Слайд 22Путешествие из Петербурга в Москву
Весь тираж "Путешествия" был сожжен, книга
оставалась библиографической редкостью, пока в 1858 не была напечатана в
лондонской типографии А.И. Герцена. В России "Путешествие" вышло только в 1888, когда влиятельный "проправительственный" издатель Алексей Сергеевич Суворин получил разрешение на публикацию всего 100 экземпляров по огромной отпускной цене - 25 рублей за каждую книгу. После отмены цензуры в 1906 вышло сразу два массовых издания "Путешествия", а в 1907-1910 - собрание сочинений Радищева
Слайд 23Родился в 1744 г. в дворянской семье.
В детстве он учился
у деревенского дьячка, затем в Московской дворянской гимназии при Московском
университете, откуда был исключен «за леность и нехождение в классы».
В начале 1762 года поступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк и, как часовой у подъёмного моста измайловских казарм в день воцарения Екатерины II был произведен в унтер-офицеры.
Николай Иванович Новиков
Слайд 24Издательская деятельность
Уже во время службы в полку Новиков обнаруживал «вкус
к словесным наукам» и склонность к книжному делу: издал две
переводные французские повести и сонет (1768).
Слайд 25Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства
перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими
журналами он выпустил ряд исторических изданий.
В 1777г. Новиков выпустил 22 номера «Санкт-Петербургских учёных ведомостей» - это был журнал учёной и литературной критики, ставивший себе целью, с одной стороны, сблизить русскую литературу и науку с учёным миром Запада, с другой — выставлять заслуги отечественных писателей, особенно исторических. Его считают первым русским журналом критической библиографии
«Санкт-Петербургские учёные ведомости»
Слайд 26 Новиковым было открыто Училище при церкви Владимирской Божией Матери
на 30 человек, с пансионерами и приходящими учениками, платными и
даровыми, впоследствии названное Екатерининским.
В следующем году было открыто второе училище (Александровское в С-Петербурге).
Оба эти училища существовали до конца 80-х годов 18в.
Слайд 27
В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Новикова:
уменье организовать общественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения.
Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований.
Слайд 28
Новиков переехал в Москву, и здесь начинается третий и наиболее
блестящий период его деятельности. Быстро приведя в порядок и значительно
расширив университетскую типографию, Новиков менее чем в три года напечатал в ней больше книг, чем сколько вышло из неё в 24 года её существования до поступления в руки Новикова.
В 1779г. Новиков взял в аренду университетскую типографию и издание «Московских Ведомостей».
Слайд 30В 1792 году Новиков был арестован
Ещё до окончания следствия императрица
указом от 10 мая 179 повелела тайно перевезти Новикова в
Шлиссельбургскую крепость, где новые допросы делал ему Шешковский.
1 августа 1792 императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Новиков обвинялся в «гнусном расколе», в корыстных обманах, в деятельности масонской (что не было запрещено ни раньше, ни после)
Слайд 31Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю
нужду в самом необходимом, даже в лекарствах
Император Павел I в
первый же день своего царствования освободил Новикова. Новиков был заключён в крепость ещё в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда «дряхл, стар, согбен».
Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти ( 1818г.) прожил почти безвыездно в своём Авдотьине, заботясь лишь о нуждах своих крестьян, об их просвещении и т. п. В Авдотьине сохранилась благодарная о нём память.
Слайд 32
Н.И. Новиков является одним из выдающихся просветителей этого периода. Из
книг, которые он издал, можно было составить разносторонне подобранную библиотеку.
Новиков издавал всевозможные книги на русском и иностранном языках, учебники, словари, книги по истории, географии и другим наукам, художественные произведения, журналы - “Трутень”, “Живописец”, “Кошелек” и др., литературу для юношества.
он издал “Опыт исторического словаря о российских писателях”, где даны сведения о 317 писателях.
Стремясь к распространению просвещения в России, заботясь о том, чтобы книги могли читать те, кто не в состоянии их купить, Н.И. Новиков открыл бесплатную публичную библиотеку-читальню при университетской книжной лавке в Москве.
Слайд 33
В педагогике, он создал собственную программу, которая предусматривала гармоничное развитие
физических, нравственных и умственных способностей личности. Основным средством умственного воспитания
считал систематическое образование, развивающее умение логически мыслить, рассуждать, фантазировать. Большую роль в нравственном воспитании отводил семье, но отдавал предпочтение школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе