Слайд 1Агопов ованес Михайлович
Мировые экономические проблемы и научно-технический прогресс
Слайд 2Тема 7. Экономика фирм и роль транснациональных корпораций (ТНК)
План занятия:
Предпринимательство и предприниматели
Экономика предприятий (фирм)
Роль малого бизнеса
Цели и формы предприятий
Транснациональные корпорации и их роль в мире
Слайд 3Роль предпринимательства в экономике
Йозеф Шумпетер понимал роль предпринимателя как человека,
обладающего способностью «делать не то, что делают другие, … и
не так, как делают другие», способностью «плыть против течения», он увидел новое качество предпринимателя как главного агента экономического развития.
Различают три вида предпринимательства:
Рискованное – это классическое предпринимательство, реализующееся с помощью собственной фирмы;
Внутреннее – это предпринимательская активность работников крупной фирмы;
Социальное – направлено на нововведения в общественной жизни, в том числе в бесприбыльных предприятиях, в сфере деятельности государства.
Слайд 4Роль предпринимательства в экономике
К чертам свойственным предпринимателям относят:
ориентация на нововведения,
на освоение нового, творчество;
способность предвидения, деловая интуиция;
самостоятельность, уверенность в себе,
стремление к победе, лидерство, сила воли;
способность создавать команду;
склонность к риску, способность брать на себя риск;
готовность и умение принимать решения.
государства.
Слайд 5Роль предпринимательства в экономике
Выделяют следующие роли предпринимательства в экономике:
Предприниматели питают
рынок новыми товарами и услугами;
Предприниматели открывают новые виды ресурсов или
используют старые на новый лад;
Предприниматели способствуют развитию новых технологий;
Предприниматели открывают новые рынки;
Предприниматели создают новые предприятия и реконструируют старые;
Предприниматели создают новые рабочие места;
Предприниматели делают инвестиции в человеческий капитал;
Предприниматели способствуют экономическому росту и развитию.
Слайд 6Предпринимательство и предприятие
Классическое экономическое определение фирмы:
Фирма (предприятие) - экономический субъект,
который занимается производственной деятельностью, обладает хозяйственной самостоятельностью и стремится к
наибольшей прибыли.*
*Не все так просто!
не все фирмы занимаются производственной деятельностью.
Изменение профиля фирмы и диверсификация производства являются распространенными явлениями в современной экономике.
Далеко не всегда целью фирмы является только получение прибыли.
Слайд 7Предпринимательство и предприятие
Для более глубокого изучения деятельности фирмы классифицируют:
по отраслевому
признаку и виду хозяйственной деятельности;
по форме собственности;
по характеру правового режима
собственности;
по мощности производственного потенциала (размер предприятия);
по принадлежности капитала и контролю над ним;
по виду производимой продукции;
по организационно-правовой форме;
по преобладающему производственному фактору;
в зависимости от пределов ответственности.
Слайд 8Предпринимательство и предприятие
Масштаб фирмы = Количество работников
По этому признаку
предприятия подразделяются:
малые – до 100 чел.,
средние – от
100 до 500 чел.,
крупные – более 500 человек.
NB! Размеры предприятий могут быть тесно связаны с их отраслевой принадлежностью:
Черная металлургия vs. Пищевая промышленность
Машиностроение vs. Нефтепереработка
Особою роль в экономике играют малые предприятия – без них экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Слайд 9Предпринимательство и предприятие
Слайд 10Малые фирмы (предприятия)
Преимущества и недостатки малых предприятий:
NB! В начале ХХ
века Россия лидировала по масштабам развития кооперации, а малый бизнес
вплоть до конца 1920-х годов представлял 60 процентов населения России и 25 процентов промышленного производства.
В странах с развитой рыночной экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому.
Там превалирует принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные не подавляют мелкие, а взаимодополняют, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. (Пример США)
Малый бизнес придаёт экономике гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим изменениям.
Слайд 11Малые фирмы (предприятия)
Преимущества малых предприятий:
меньший размер капитала, необходимый для открытия
малого бизнеса;
большая независимость владельца;
способность адаптироваться к изменениям;
создание рабочих мест;
Учёные (не
британские!) считают, что число рабочих мест в крупном бизнесе стабильно или даже сокращается. В кризисные годы единственным сектором экономики, где занятость не сокращалась являются малые фирмы.
налоговые льготы;
ускоренный способ начисления амортизации;
Слайд 12Малые фирмы (предприятия)
Недостатки малых предприятий:
проблемы в финансировании;
недостаточная ресурсная база;
плохое управление;
слабая
законодательная база;
преступность;
Слайд 13Малые фирмы (предприятия)
В зависимости от вида деятельности и стратегии поведения
малые фирмы бывают:
Коммунанты – специализируются на изготовлении отдельных узлов и
деталей, тесно взаимодействуют с крупными фирмами и находятся от неё в зависимости, поэтому часто ведут конкурентную борьбу между собой.
Патиенты – специализируются на выпуске конечной продукции, ориентируются на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов, вполне могут конкурировать с крупными фирмами, благодаря высокому качеству.
Эксплеренты – рисковые фирмы и инновационные предприятия, занимающиеся научными, конструкторскими разработками.
Слайд 14Способы создания предприятий
Что такое франчайзинг?
Слайд 15Цели фирмы
В классической экономической теории единственной целью фирмы является максимизация
прибыли.
Однако! Существуют альтернативные модели, позволяющих оценить поведение фирмы:
максимизация
прибыли – рост стоимости компании и доходов инвесторов,
максимизация продаж – рост выручки и доли рынка,
максимизация роста – рост продаж, прибыли и размеров компании,
максимизация добавленной стоимости (японская модель),
модель управленческого поведения.
Слайд 16Прибыль фирмы: цели или инстрмент
Современная экономическая наука считает прибыль не
столько целью, сколько главным средством любой фирмы:
без прибыли невозможно выжить
в условиях конкуренции;
вознаграждение управляющих тесно связано с прибыльностью;
модель максимизации прибыли наилучшим образом объясняет и прогнозирует поведение фирмы;
модель максимизации прибыли исключительно удобна для анализа затрат;
модель максимизации прибыли позволяет глубже понять соотношение между затратами и выгодами при долгосрочном и краткосрочном планировании.
Слайд 17Транснациональные корпорации (ТНК)
UNCTAD определяет ТНК как компанию:
имеющую подразделения в 2-х
и более странах;
способную проводить согласованную политику через один или
несколько центров
принятия решения;
в которой материнская компания контролирует активы другие
экономических единиц за рубежом (в странах отличных от страны
базировании) путем участия в акционерном капитале > или = 10%.
Слайд 18Транснациональные корпорации (ТНК)
Мотивы транснационализации:
неравномерность распределения ресурсов и факторов производства;
экономия затрат
в результате расширения масштабов производства;
проникновение на товарные рынки других стран
в обход таможенных барьеров;
сверхприбыль за счет использования преимуществ МРТ и специфики национальных внутренних рынков.
Слайд 19Транснациональные корпорации (ТНК)
Транснациональные корпорации существуют трех основных типов:
С горизонтальной
интеграцией;
С вертикальной интеграцией;
Раздельные.
Слайд 20Транснациональные корпорации (ТНК)
Слайд 21История появление ТНК
Первой ТНК предположительно может служить Орден Тамплиеров (ну
куда же без него!) с 1135 года занимавшийся банковской деятельностью
во многих странах Европы и на Святой Земле.
Британская Ост-Индийская компания основанная в 1600 году по указу Елизаветы I.
Голландская Ост-Индийская основанная в 1602 году - первое акционерное общество.
Слайд 22Транснациональные корпорации (ТНК)
Этапы транснационализации:
1. конец XIX века – «колониально-сырьевые ТНК»:
Основная
цель - получить доступ к дешёвым источникам сырья.
Объединили своими
связями многие страны и привели к созданию мирового капиталистического хозяйства;
2. 1914-1945 – «военно-технические ТНК»:
ТНК трестового типа, связанные с производством военно-технической продукции.
3. 1960-е – ТНК третьего поколения (НТР):
Ориентация на внешнеэкономическую сферу деятельности. Цель - завоевать рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капиталов.
Слайд 23Транснациональные корпорации (ТНК)
4. начало 1980-х – глобальные ТНК:
• Планетарное видение
рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе;
• Координация действий сети
филиалов на основе новых сетевых информационных технологий;
• Осуществление политического и экономического влияния на государства, в которых размещен бизнес ТНК.
5. начало1990-х – ТНК пятого поколения:
• стратегия завоевания ключевых мировых хозяйственных позиций в производстве и реализации продукции;
• всемирный характер воздействия на движение и использование факторов производства;
• размещение большей части производства за пределы страны базирования;
• формирование планетарной сети филиалов зарубежных филиалов
Слайд 24Транснациональные корпорации (ТНК)
По данным UNCTAD в 2013 году добавленная стоимость
в рамках мирового производства ТНК составила приблизительно 17 трлн. долл.
– это не менее 1/4 глобального ВВП.
На зарубежные филиалы ТНК приходилось более 1/10 глобального ВВП и 1/3 мирового экспорта.
Количество ТНК в мире:
1939г – 30 ТНК
2010г. – 103 353 ТНК, 886 343 иностранных филиалов
Слайд 25ТНК и НТП
Больше 80% регистрации патентов связано с ТНК.
Они
охватывают больше 70% всей мировой торговли, а также 50% всего
производства.
Слайд 26Транснациональные корпорации (ТНК)
Крупнейшие ТНК (2013):
Электроника и электротехника - General Electric
Co (США), Siemens AG, (Германия), Sony Corporation (Япония)
Автопром - Toyota
Motor Corporation (Япония), Volkswagen Group, (Германия), Honda Motor Co Ltd (Япония), Daimler AG (Германия), Ford Motor Company (США)
Сырьевой сектор - Royal Dutch Shell plc (Нидерланды и Великобритания), BP plc (Великобритания), Exxon Mobil Corporation (США), Total SA (Франция), Chevron Corporation (США), Eni SpA (Италия)
Пищевая индустрия - Nestlé SA (Швейцария), Anheuser-Busch InBev NV (Бельгия), Kraft Foods Inc (США), British American Tobacco PLC (Великобритания).
Слайд 27Транснациональные корпорации (ТНК)
ТНК-лидеры определяются по следующим критериям:
1. По обороту;
2. По
индексу транснационализации:
TNI = 1/3(зарубежные активы/общий объем активов + зарубежные
продажи/общий объем
продаж + численность работников за рубежом/общее число занятых)
3. индексу интернационализации:
II = число филиалов за рубежом / общее число филиалов
Слайд 28Транснациональные корпорации (ТНК)
«+» для принимающей стороны:
• приток прямых иностранных инвестиций
•
распространение достижений НТР;
• источник налоговых поступлений в бюджет принимающей страны;
•
занятость местного населения;
• развитию производственной, информационной и других
инфраструктур;
• распространение международных стандартов подготовки
квалифицированных кадров;
• втягивание местных производителей в процессы МРТ.
Слайд 29Транснациональные корпорации (ТНК)
«-» для принимающей стороны:
• монополистичная сущность ТНК;
• объем
налоговых поступлений в бюджеты принимающих стран ниже
потенциального уровня (использование трансфертных
цен, репатриация прибыли);
• давление ТНК на экономическую политику принимающих страны;
• мощная конкуренция местным компаниям;
• загрязнение окружающей среды.