Слайд 1 Мистическое и реальное в новелле Эдгара Аллана По «Падение
дома Ашеров»
Слайд 2
Эдгар Аллан По - классик американской литературы, поэт, прозаик,
автор таких шедевров, как «Золотой жук», «Колодец и маятник», «Убийство
на улице Морг». Его перу принадлежит более 70 новелл: психологические, готические, романтические, детективные, сатирические и пародийные. Эти замечательные произведения в полной мере отражают разные грани творчества По, непревзойдённого создателя гротескных фантасмагорий, безумных кошмаров, безупречных и изящных логических построений.
Слайд 3Эпиграф
Эдгар По только допускает внешнюю возможность неестественного события и,
допустив это событие, во всём остальном совершенно верен действительности.
Ф. М. Достоевский
Слайд 4Основоположник детектива
По считается основоположником детектива:
его логические истории, в большинстве которых действует детектив Огюст Дюпен
("Убийство на улице Морг", "Тайна Мари Роже", "Похищенное письмо" и др.) послужили платформой для творчества А. Конан Дойля с его Шерлоком Холмсом, А. Кристи с ее Эркюлем Пуаро, мисс Марпл, а также многих современных писателей, приверженцев жанра.
Слайд 5“Ужасные” рассказы Э.По
Эдгар Аллан По – творец не
только детективного жанра. В своих новеллах он показал себя непревзойдённым
знатоком психологии, мастером создания атмосферы страха. «Падение дома Ашеров» - это классический образец психологической новеллы. Это новелла, которая изображает особенно утончённую и смертоносную форму ужаса души.
Слайд 7История публикации
«Паде́ние до́ма А́шеров» — новелла
Эдгара Аллана По, впервые опубликованная в сентябре 1839 года в
Бартонском журнале для джентльменов. Была немного переработана в 1840 году для сборника «Гротески и арабески».
Слайд 8Словарная работа
Арабеска (от франц. arabesque —
арабский) — сложный орнамент, образцом для которого послужили восточные узоры.
Это понятие проникло в музыку, живопись, танец, поэзию и стало обозначать множество вещей, но прежде всего фантастичность, причудливость, необычность и даже странность.
Слайд 9Информация на поля
Н. В. Гоголь.
Сборник «Арабески».
Слайд 10Словарная работа
Гротеск — понятие, вошедшее в употребление в XV веке,
когда в Риме на стенах античных подземных помещений (гротов —
отсюда и происхождение слова) открыли живописные изображения, в которых переплетались части растений, животных, маски и человеческие лица.
Слайд 11Запись в тетрадь
Гротеск - художественный приём в искусстве и
литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном
или преуменьшенном, уродливо-комическом виде.
Слайд 12Жанр произведения
Эдгар По отдавал предпочтение небольшим по размеру
жанрам – новелле и рассказу. Он считал, что объёмное произведение,
которое нельзя прочитать сразу, не с такой силой влияет на читателя, так как цельность произведения при длительном чтении нарушается.
Слайд 14Социально-исторический подтекст новеллы
«Падение дома Ашеров» — это иллюстрация вырождения
целого класса в условиях перемены политического строя страны. Писатель сам
стал свидетелем этого процесса и не смог пройти мимо такого драматического сюжета.
Слайд 15Реплика на поля
По – предтеча символистов
Слайд 16Термин на поля
Символизм
Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке
и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности,
намёков, таинственности и загадочности. Возник во Франции в 1870—1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии, России.
Слайд 17Имя на поля
Шарль Бодлер
Стефан Малларме
Слайд 18Так что же такое дом Ашеров? Замок или род?
Дом
в новелле - это символ рода. Поэтому гибель особняка не
только символизирует окончательное разрушение разумов и гибель героев, но и является символом разрушения рода.
Слайд 19 Проблемный вопрос
Можно ли объяснить всё произошедшее в
доме Ашеров с точки зрения разума?
Слайд 20Подводя итоги…
Эдгар По верил в Разум. Он считал, что
только разум может вывести человека из трагического противоречия современности.
Необычное в
новелле связано лишь с чувствами героев, а не с материальным явлением, бросающим вызов разуму.
Слайд 22Домашнее задание
Ответить на вопрос:
«Какие проблемы поднимает Э.А. По в
своей новелле «Падение дома Ашеров»?