Слайд 1Мистика. Мистицизм.
Основные школы философского мистицизма
Слайд 2Что такое мистика и мистицизм?
Ми́стика - вера в существование сверхъестественных
сил, с которыми таинственным образом якобы связан и способен общаться
человек.
Мистицизм - философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме.
Слайд 3Связь между мистицизмом и религией
Существует своеобразная смесь уважения и недоверия.
Несмотря на это, не следует связывать религиозность как таковую с
мистицизмом. Религия является намного более широким явлением.
Слайд 4Уильям Р. Индж о мистицизме(1889)
во-первых, внутреннее знание
во-вторых, покой
в-третьих, самоанализ
в-четвертых, презрение и небрежение к материальным благам
Слайд 5Свойства мистицизма, выделенные У. Джеймсом (1902)
1. Неизъяснимость («ineffability»)
2. Абстрактность («noetic»)
3.
Пассивность («passivity»)
4. Изменчивость («transiency»)
Слайд 6Л. Дюпрей (1987)
Предложил вместо изменчивости употреблять понятие периодичности («rythmic»)
Он
также добавил пятый пункт – интеграцию («integration»)
Слайд 7
Основные школы философского мистицизма
Елена Петровна Блаватская (1831-1891) - одна из
предшественниц философского мистицизма XX века.
В 1875 году вместе со
своими последователями основала "Всемирное теософское общество", в задачи которого входило: изучение древних "тайных" знаний; изучение скрытых способностей человека; основание нового братства людей вне зависимости от их расовой, национальной и религиозной принадлежности.
Слайд 8
Основные школы философского мистицизма
Николай Константинович Рерих (1874- 1947) и Елена
Ивановна Рерих (1879- 1955) развивали мистику в русле прозрений Е.
П. Блаватской. Они предпринимали попытки организовать общемировое движение за новую культуру.
Слайд 9
Основные школы философского мистицизма
В космологическом учении Георгия Ивановича Гурджиева (1877-1949)
центральное место занимает идея реально существующего Абсолютного, которое с помощью
"луча творения" создает бесконечное множество миров, деградирующих по мере удаления от него.
Слайд 10
Основные школы философского мистицизма
Основатель антропософского учения и соответствующей системы воспитания,
немецкий философ-мистик Рудольф Штейнер (1861-1925) считал, что в отличие от
принятого деления жизни на внешнюю и внутреннюю, следует вычленить несколько уровней природы человека и соответственно несколько уровней его жизни: физический, эфирный (жизненный, энергетический), астральный, ментальный.
Слайд 11
Основные школы философского мистицизма
Оригинальный вариант мистицизма развивал поэт и мыслитель
Даниил Леонидович Андреев (1906-1959). Им было продумано содержание трактата –
«Роза мира».
Основная идея трактата: «реальный» мир находится в состоянии невидимой для обычного человека космической битвы Добрых и Злых Сил, отблески ее - в земной истории и в душевной жизни людей. Человечество должно и может объединиться и стать на сторону Добра.
Слайд 12
Основные школы философского мистицизма
Учение Раманы Махариши (1879-1951) - пример первого
пути. По его убеждению, человек в любой ситуации должен спросить
себя: "Кто тот я, который сейчас мыслит (или страдает, или желает и т.п.)"?
Слайд 13
Основные школы философского мистицизма
Пример второго пути - "Интегральная Йога" Шри
Ауробиндо Гхоша (1872-1950). В своем учении он пытался объединить идеи
древнеиндийской философии и некоторые идеи западной мысли, усматривая в них средство освобождения всего человечества от эгоистических устремлений.
Слайд 14Мыслители о мистике
Н. А. Бердяев:
« Мистика есть реализм, ощущение
реальностей, слияние с реальностями; рационалистический же позитивизм есть иллюзионизм, потеря
ощущения реальностей, разрыв между реальностями мира. »
Слайд 15Мыслители о мистике
Г. К. Честертон:
« Из-за того, что я
немного разбираюсь в мистике, меня не могут одурачить дилетанты. Истинные
мистики не прячут тайн, а открывают их. Они ничего не оставят в тени, а тайна так и останется тайной. Зато мистику-дилетанту не обойтись без покрова таинственности, сняв который, находишь нечто вполне тривиальное.
Слайд 16Мыслители о мистике
А. Эйнштейн:
« Современные мистические тенденции, которые особенно
проявляются в безудержном росте так называемых теософии и спиритуализма, для
меня не более чем признак слабости и растерянности. Поскольку наш внутренний опыт состоит из репродукций и комбинаций сенсорных впечатлений, концепция души без тела кажется мне пустой и лишённой смысла. »
Слайд 17Мыслители о мистике
Гершом Шолем:
« Не существует такого явления, как
абстрактная мистика, или мистического переживания, не связанного с определенной религиозной
системой. Существует не мистика вообще, а лишь определенная форма мистики – христианская, мусульманская, еврейская мистика и т. д. Было бы бессмысленно отрицать то, что между ними имеется нечто общее, и это как раз и есть тот элемент, который выявляется при сравнительном анализе отдельных видов мистического опыта... »
Слайд 18Мыслители о мистике
Руфус Джонс :
« Под мистикой я понимаю
род религии, которая основывается на чувстве непосредственно воспринимаемой связи с
Богом, на прямом и внутреннем сознании Божественного присутствия...»