Слайд 1МКУК «Центральная библиотека Новооскольского городского округа» Львовская МПБ
Литературный час
«Читаем
произведения
М. М. Зощенко»
(к 125-летию писателя)
Слайд 2Михаил Михайлович Зощенко
(1894 – 1958)
Родился 29 июля (9 августа) 1894
года в Санкт- Петербурге в семье художника. В семье было
8 детей.
Слайд 3Михаил Зощенко (1894- 1958)
Родился в семье художника.
В 1913 году окончил гимназию и поступил на юридический факультет
университета. В начале Первой мировой войны добровольно пошёл на фронт, был ранен и уволен из армии. Новая война – Гражданская – позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Прослужив один год, снова демобилизовался. Работал после войны сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, актёром… Но всю жизнь стремился к литературе, в ней нашёл своё призвание. Зощенко был писателем- сатириком. Умер в 1958 году после тяжёлой болезни. Читая его рассказы, написанные более 50 лет назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней.
Слайд 4Миша Зощенко
1897г.
Музей-квартира М.М. Зощенко
Миша с сёстрами Еленой
и Валентиной
1897г.
Уникальность этого музея состоит в том,
что в кабинете писателя все вещи подлинные.
Слайд 5СОБЕРИ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА
ЗОЛОТЫЕ
СЛОВА
НЕ
НАДО
ВРАТЬ
ВЕЛИКИЕ
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
ЁЛКА
САМОЕ
ГЛАВНОЕ
Слайд 6СОБЕРИ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА
«ЗОЛОТЫЕ СЛОВА»
«НЕ НАДО ВРАТЬ»
«ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»
«ЁЛКА»
«САМОЕ ГЛАВНОЕ»
Слайд 7«Великие путешественники»
«…Мы пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и
пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не
вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год…»
Слайд 8«Золотые слова»
«…Когда я был маленький, я очень любил ужинать со
взрослыми. И моя сестренка Леля тоже любила такие ужины не
меньше, чем я…»
Слайд 9«Золотые слова»
«…А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И
она могла высоко достать.
Она встала на цыпочки и своим большим
ртом стала поедать вторую пастилку…»
Слайд 10«Не надо врать»
«- А ну-ка, дай сюда свой дневник! Я
тебе туда единицу поставлю.
И я заплакал, потому что это была
моя первая единица и я еще не знал, что за это бывает…»
Слайд 11«Самое главное»
«- С этих пор, мама, я решил быть храбрым
человеком. И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять.
А во дворе мальчишки играли в футбол. Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу.
И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня…»
Слайд 12«Самое главное»
Рассказ «Самое главное». Мальчик Андрюша был очень труслив.
Он боялся всего: собак, коров, мышей и даже петухов. Но
больше всего он боялся чужих мальчишек. Вот однажды вышел он во двор, где мальчишки играли в футбол, и закричал: « Эй, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас!»
Слайд 13«ЕЛКА»
Герои многих рассказов М. Зощенко – брат и сестра: Минька
и Леля. Это сам писатель в детстве и его сестра.
Писатель вспоминает интересные факты из своего детства.
В рассказе «Елка» Минька и Леля перед приходом гостей решили потихоньку зайти в комнату, где стояла праздничная елка, и просто посмотреть. А на елке, кроме игрушек, были еще и конфеты,орешки,пастила,яблоки…
-Как вы думаете, чем все закончилось? Прочитайте рассказ!
Слайд 14Определите к какому виду литературы
относятся произведения
НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Слайд 15Определите к какому виду литературы
относятся произведения
«Золотые слова»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
«Не надо врать»
«Великие
путешественники»
«Ёлка»
«Самое главное»
Слайд 16Найдите в тексте предложения,
которые выражают основную мысль предложенного вам
рассказа.
Слайд 17Найдите в тексте предложения,
которые выражают основную мысль рассказа
«Ёлка»
«…И за
все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше
не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный»
»
Слайд 18Найдите в тексте предложения,
которые выражают основную мысль рассказа
«Не надо
врать»
«…То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты
сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать… »
Слайд 19Найдите в тексте предложения,
которые выражают основную мысль рассказа
«Золотые слова»
«Все
надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам
надо золотыми буквами записать в своем сердце. Иначе получится абсурд»
Слайд 20Найдите в тексте предложения,
которые выражают основную мысль рассказа
«Великие путешественники»
«
- Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в
кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.»
Слайд 21Найдите в тексте предложения,
которые выражают основную мысль рассказа
«Самое главное»
«Все
надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам
надо золотыми буквами записать в своем сердце. Иначе получится абсурд»
Слайд 22Найдите в тексте предложения,
которые выражают основную мысль рассказа
«Самое главное»
«Надо
многое знать. А для того, чтобы много знать, надо учиться.
Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят и уважают.
Слайд 23Чему учат нас рассказы М.М. Зощенко, о которых мы сегодня
узнали?
Какие рассказы М.М. Зощенко о Лёле и Миньке вы ещё
знаете?»
Слайд 24«Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это
очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.»
Михаил Зощенко