Разделы презентаций


Моделирование и оптимизация процессов и систем сервиса: оптимизация, критерии

Содержание

Источниковедческий анализФундаментальные работы с применением математических и имитационных моделей и методов в исследованиях актуальных проблем сервиса принадлежат таким авторам, как А.Б. Горстко, Н.Б. Кобелев, В.Б. Кудрявцев, М.Я. Лемешев, М.С. Нудельман, С.А.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 6
Голубева Татьяна Брониславовна


Моделирование и оптимизация процессов и систем сервиса:

оптимизация, критерии оптимизации процессов и систем сервиса, математические модели процессов и

систем сервиса
Лекция 6Голубева Татьяна БрониславовнаМоделирование и оптимизация процессов и систем сервиса:  оптимизация, критерии оптимизации процессов и систем

Слайд 2Источниковедческий анализ
Фундаментальные работы с применением математических и имитационных моделей и

методов в исследованиях актуальных проблем сервиса принадлежат таким авторам, как

А.Б. Горстко, Н.Б. Кобелев, В.Б. Кудрявцев, М.Я. Лемешев, М.С. Нудельман, С.А. Самаль, В.М. Стеняев, Ю.А. Сушков В.Л., Стеценко, О.А. Щербина и др.

Источниковедческий анализФундаментальные работы с применением математических и имитационных моделей и методов в исследованиях актуальных проблем сервиса принадлежат

Слайд 3Цель математического моделирования в сфере сервиса
Оптимизация деятельности предприятия сервиса;
Совершенствование структуры

и управления предприятия сервиса;
Создание безопасных механизмов функционирования предприятия сервиса.

Цель математического моделирования в сфере сервисаОптимизация деятельности предприятия сервиса;Совершенствование структуры и управления предприятия сервиса;Создание безопасных механизмов функционирования

Слайд 4Задачи математического моделирования в сфере сервиса
Экономическая оценка ресурсов;
Моделирование спроса на

услуги;
Моделирование развития и размещения предприятий сервиса;
Формирование систем предприятий сервиса;
Моделирование систем

резервирования услуг.

Задачи математического моделирования в сфере сервисаЭкономическая оценка ресурсов;Моделирование спроса на услуги;Моделирование развития и размещения предприятий сервиса;Формирование систем

Слайд 5Этапы разработки математической модели
Выбор математического аппарата, в терминах которого формулируется

модель, состав и перечень параметров и характеристик модели в терминах

выбранного математического аппарата, и установление их взаимосвязи с параметрами и характеристиками исследуемой системы (параметризация модели);
Построение модели или совокупности моделей исследуемой системы, отображающих возможные варианты структурно-функциональной организации системы.

Этапы разработки математической моделиВыбор математического аппарата, в терминах которого формулируется модель, состав и перечень параметров и характеристик

Слайд 6Понятие «критерий»
Критерий (греч. kriterion – средство для суждения) – признак,

на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило,

оценка. Критерий – мера близости к цели. В этом смысле критерий – это модель цели.
Критерий достижения целей отождествляется с показателем эффективности системы и может выражаться как в качественной, так и в количественной форме.
От критериев требуется как можно большее сходство с целями для того, чтобы оптимизация решения в системе выбранных критериев соответствовала максимальному приближению к цели.

Понятие «критерий»Критерий (греч. kriterion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или

Слайд 7Задание для размышления
Приведите хотя бы по одному критерию достижения цели:
максимизация

эффективности инноваций;
минимизация социальной напряженности;
минимизация загрязнения окружающей среды.



Задание для размышленияПриведите хотя бы по одному критерию достижения цели:максимизация эффективности инноваций;минимизация социальной напряженности;минимизация загрязнения окружающей среды.

Слайд 8Ограничения
Наряду с выбранными критериями большое влияние на выбор того или

иного варианта решения оказывает система выделенных ограничений.
Ограничения – это

условия, отражающие влияние внешних и внутренних факторов, которые нужно учитывать в задаче принятия решений.
Виды ограничений: организационные, экономические, правовые, технические, психологические и т.д.
ОграниченияНаряду с выбранными критериями большое влияние на выбор того или иного варианта решения оказывает система выделенных ограничений.

Слайд 9Ограничения
Качественные ограничения формулируются, как правило, в терминах «не разрешается», «не

допускается», а количественные – «не более», «не менее», «в интервале

от-до».
Ограничения, как правило, дополняют (конкретизируют) сформулированные ранее цели и в ряде случаев могут сделать цели нереализуемыми. В этом случае необходимо через проведение ряда итерационных процедур снять часть ограничений.
Итерация (лат. iteration – повторяю) – повторное применение каких-либо действий.
ОграниченияКачественные ограничения формулируются, как правило, в терминах «не разрешается», «не допускается», а количественные – «не более», «не

Слайд 10Задание для размышления
Приведите примеры качественных ограничений, возникающих в ходе решения

какой-либо проблемы:
А) организационных;
Б) экономических;
В) правовых;
Г) горнолыжного центра;
Д) технических;
Е) психологических.

Задание для размышленияПриведите примеры качественных ограничений, возникающих в ходе решения какой-либо проблемы:А) организационных;Б) экономических;В) правовых;Г) горнолыжного центра;Д)

Слайд 11Пространство целеполагания
При формировании целей и ограничений используется пространство целеполагания.
Пространство

целеполагания – совокупность систем, предъявляющих требования к исследуемой системе.
Для

организационных систем это пространство включает такие системы окружающей среды как вышестоящие организации, местные и федеральные органы управления; подведомственные организации; потребители и поставщики.
В пространство целеполагания также включается сама система, предъявляющая собственные требования.

Пространство целеполаганияПри формировании целей и ограничений используется пространство целеполагания. Пространство целеполагания – совокупность систем, предъявляющих требования к

Слайд 12Понятие «оптимизация»
Оптимальный (лат. optimus- наилучший) – наилучший, наиболее соответствующий определённым

условиям и задачам.
Оптимизация – 1) процесс выбора наилучшего варианта

из возможных в соответствии с критерием оптимизации; 2) процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние.
Оптимизация осуществляется в соответствии с параметрами оптимизации (х).
В зависимости от числа критериев, по которым выполняется оптимизация объекта, различают однокритериальную и многокритериальную оптимизацию. 

Понятие «оптимизация»Оптимальный (лат. optimus- наилучший) – наилучший, наиболее соответствующий определённым условиям и задачам. Оптимизация – 1) процесс

Слайд 13 Цель оптимизации

Целью оптимизации является получение системных эффектов.
Системный эффект —

это результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше

простой суммы частей.
Задание для размышления: приведите пример известного Вам системного эффекта.
Цель оптимизацииЦелью оптимизации является получение системных эффектов. Системный эффект — это результат специальной переорганизации элементов системы, когда

Слайд 14Критерий оптимизации
Критерий оптимизации (Y) – количественный или порядковый показатель, выражающий

предельную меру эффекта (например, экономического) принимаемого решения для сравнительной оценки

возможных решений (альтернатив) и выбора наилучшего.
В экономике критериями оптимизации могут быть
максимум прибыли,
минимум трудовых затрат,
минимальное время достижения цели,
ассортимент услуг,
численность персонала и др.

Критерий оптимизацииКритерий оптимизации (Y) – количественный или порядковый показатель, выражающий предельную меру эффекта (например, экономического) принимаемого решения

Слайд 15Взаимосвязь критерия и параметров оптимизации
Для линейной зависимости критерия оптимизации от

параметров оптимизации справедливо соотношение в виде полинома:
Y = а0 +

a1·x1 + a2·x2 + a3·x3 + a4·x4 +….
При этом коэффициенты аi определяются опытным путем, в частности планируемым экспериментом. При этом необходимо определиться с набором параметров хi. Их выбор производится, исходя из априорной информации.
Чем выше значение коэффициента аi, тем больше значимость параметра хi. При аi  0 параметром хi можно пренебречь.

Взаимосвязь критерия и параметров оптимизацииДля линейной зависимости критерия оптимизации от параметров оптимизации справедливо соотношение в виде полинома:Y

Слайд 16Требования к критериям оптимизации
Полнота (набор критериев должен обеспечивать адекватность оценки

достижения цели решения);
Операциональность (наличие у критерия четкой, однозначной формулировки);
Декомпозируемость (возможность

струтуризации системы критериев);
Минимальность (набор критериев должен быть минимально необходимым для осуществления оценки);
Измеримость (каждый критерий должен давать количественную или качественную оценку степени достижения цели).
Для оптимизации наиболее удобны те ситуации, когда мерилом эффективности является единственный количественный критерий (прибыль, издержки и др.).

Требования к критериям оптимизацииПолнота (набор критериев должен обеспечивать адекватность оценки достижения цели решения);Операциональность (наличие у критерия четкой,

Слайд 17Пример взаимосвязи критерия и параметров оптимизации
Североамериканская школа ресторанного бизнеса предлагает

простую формулу расчета максимума маржи (Y):
Y = 2·x1 + 1·x2

+ 1·x3 + 1·x4, где
x1 – холодная или горячая закуска, салат или суп;
x2 – основное горячее блюдо;
x3 – прохладительный напиток;
x4 – чай или кофе.
Маржа – аналог понятия «прибыль», разница между ценой и себестоимостью.

Пример взаимосвязи критерия и параметров оптимизацииСевероамериканская школа ресторанного бизнеса предлагает простую формулу расчета максимума маржи (Y):Y =

Слайд 18Пример взаимосвязи критерия и параметров оптимизации
Таким образом, если официант продал


закуску + суп + основное горячее блюдо + прохладительный напиток

+ горячий напиток
или
салат + горячую закуску + основное горячее блюдо + прохладительный напиток + горячий напиток
ресторан получил наибольшую маржу.
В качестве априорной информации для построения данного полинома использовался огромный массив данных о марже ресторанов и составе кассовых чеков.

Пример взаимосвязи критерия и параметров оптимизацииТаким образом, если официант продал закуску + суп + основное горячее блюдо

Слайд 19Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
Давайте поговорим о еще одном способе оптимизации

работы ресторана: увеличении скорости работы структурных подразделений. Приведу пример. Некоторое время назад наша компания оказывала консалтинговые услуги небольшой сети ресторанов. В одном из ресторанов этой сети, который открылся самым первым, благодаря удачному расположению в торговом комплексе, дела шли очень успешно.
Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана»Давайте поговорим о еще

Слайд 20Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
В пятницу, субботу и воскресенье все столики

заняты, запись в листе ожидания, чтобы поесть, на час вперед. И при этом вполне неплохая,  для их площади и уровня цен, максимально возможная выручка, с потолком в 300 тысяч рублей в выходной день. Как сделать так, чтоб поднять этот максимум и ресторан приносил бы больше прибыли за один конкретно взятый день? При этом еще раз отмечу, что с посещаемостью у ресторана полный порядок и создается впечатление, что он работает на приделе своих возможностей. 

Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана»В пятницу, субботу и

Слайд 21Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
Первыми в голову приходят две стандартные мысли:

поработать над увеличением среднего чека или поднять цены. Увеличение цен в этом случае это не выход, так как я уже говорил, что ресторан сетевой и определенное пересечение клиентской базы в разных ресторанах есть и к тому же другие рестораны сети только находятся в стадии развития, и синхронное повышение цен, убьет их. А по поводу среднего чека, дело в том,  что в ресторане работал неплохой тренинг-менеджер и мы лишь немного подкорректировали предложение. Поэтому увеличивать продажи, можно было бы только агрессивным способом, но в данном случае, в долгосрочной перспективе, это негативным образом сказалось бы на работе ресторана.
Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана»Первыми в голову приходят

Слайд 22Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
Остался единственный способ - надо увеличивать скорость

оборачиваемости столов. Как это сделать? За счет увеличения скорости обслуживания (Y). Как этого можно добиться?
В первую очередь, мы сосредоточили внимание на скорости работы официантов (x1).
Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана»Остался единственный способ -

Слайд 23Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
Мы увеличили количество официантов для того, чтобы

на одного официанта приходилось меньше столов и не было задержек с приемом заказа и обслуживанием.
Поменяли по природе более медлительных людей, на более скоростных.
Поставили дополнительный официантский терминал, чтоб исключить малейшие задержки с пробитием заказа.
Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана»Мы увеличили количество официантов

Слайд 24Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
Расширили зону раздачи на кухне, чтоб избежать

толкотни  и неразберихи в этой точке.
Увеличили количество подносов и инвентаря, чтоб официант не терял драгоценное время на ожидание, пока нужная ему вещь освободится или бежал через весь зал за нужным ему подносом, который он оставил на мойке.
Взяли помощников  официантов для работы в зале, на уборку грязных столов, пепельниц и прочего, чтоб официант в первую очередь заботился о скорейшем принятии и выносе заказов, не отвлекаясь ни на что другое.

Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана»Расширили зону раздачи на

Слайд 25Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
Добавили дополнительную официантскую станцию. Поставили вторую хостес,

чтоб поднять эффективность работы со столами и чтоб они ни в коем случае не простаивали пустыми. Все эти меры позволили оторвать максимальную выручку с 300 до 370 тысяч рублей в день (+70 000, примем a1= 1).
Казалось бы все, поставленная цель достигнута, но давайте смотреть, что можно сделать дальше. С увеличением скорости работы в зале, бар начал немного отставать (x2 - скорость работы барменов). Что делать?

Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана»Добавили дополнительную официантскую станцию.

Слайд 26Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
Мы убрали из меню трудоемкие позиции, отнимающие

на их приготовление массу времени. 
Максимально увеличили число барменов, ровно до того количества пока они свободно помещаются за барной стойкой, и при этом не мешают друг другу работать.
Оптимизировали процесс приготовления трудоемких позиций, которые нельзя убрать из меню. Например, для Мохито сделали так, чтоб все ингредиенты для его приготовления,  были под рукой и в подготовленном для закладки в стакан виде.

Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана»Мы убрали из меню

Слайд 27Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
Поставили ледогенератор для фраппе, чтоб отпала необходимость

дробить лед вручную с помощью мельниц.
Ввели график заготовки фрешей, просчитав дневную проходимость и нагрузку по часам, так чтоб сок выдавливали шесть раза за смену, он был свежим и не застаивался, но в часы пик не требовал много времени на отдачу.
Поставили бас-боя на посуду (младший служащий ресторана, бара (разлив воды, уборка столов, пепельниц и т. д.).
В итоге выручка поднялась до 420 тысяч (+50 000, тогда a2= 0,714).

Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана»Поставили ледогенератор для фраппе,

Слайд 28Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
Далее следует кухня. Мы задались целью увеличить

скорость работы поваров (x3), разумеется, без нарушений технологии.
Мы заменили часть оборудования на более производительное. Например, поставили мощную фритюрницу вместо маленькой настольной, так как много блюд, из-за специфики кухни, готовилось именно в ней.
Увеличили количество микроволновок, чтоб не наблюдать картины, когда несколько тарелок вряд ожидают своей очереди.
Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана»Далее следует кухня. Мы

Слайд 29Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
Внесли изменения в расстановку оборудования, чтоб каждый

повар в процессе приготовления блюда совершал минимум лишних движений.
Поменяли часть холодильников с непрозрачными дверями, на прозрачные, чтоб повар заранее видел где стоит нужная ему вещь, а не открыв дверь судорожно шарил по разным углам, вынимая и переставляя гастроемкости.
Подогнали товарное соседство продуктов на полках так, чтоб повару не приходилось бегать по разным местам кухни для приготовления одного блюда.
Оптимизировали заготовку, рассчитав количество необходимых для работы полуфабрикатов.
Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана»Внесли изменения в расстановку

Слайд 30Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
Упорядочили работу шеф-повара и су-шефов, выведя их

из горячего цеха на общее регулирование работы. Ведь они должны управлять всей командой поваров, а не уходить с головой в один цех и не иметь достаточной возможности увидеть, что происходит в других.  
Оптимизировали взаимодействие между поварами. Увеличили количество посуды и инвентаря, чтоб повара не вынуждены были ждать, когда помоется нужная сковородка или недостающие тарелки.
Убрали из меню блюда, на приготовление которых, даже несмотря на проделанную оптимизацию, требовалось длительное время.

Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана»Упорядочили работу шеф-повара и

Слайд 31Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
И благодаря этому всему, максимальное время отдачи

горячих блюд сократилось с 40 до 20 мин, а итоговая выручка возросла с 420 до 500 тысяч рублей (+80 000, тогда a3= 1,143).
Для рассмотренного примера математическая модель зависимости критерия оптимизации – скорости обслуживания (Y) – от параметров оптимизации
х1 – скорость работы официантов, a1= 1;
х2 – скорость работы барменов, a2= 0,714;
х3 – скорость работы поваров (без нарушения технологии), a3= 1,143;
примет вид
Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана»И благодаря этому всему,

Слайд 32Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один

способ оптимизации работы ресторана»
Y = 1x1 + 0,714x2 +

1,143x3
Выводы по математической модели:
наиболее сильное влияние на рост скорости обслуживания и, соответственно, рост прибыли ресторана оказали мероприятия, проведенные на кухне.
А теперь заметьте, благодаря всей проделанной работе по оптимизации, мы увеличили максимально возможную выручку ресторана с 300 тысяч до полумиллиона рублей. Хотя изначально казалось, что ресторан является заложником своей малой площади и больше на этих квадратных метрах заработать не получиться. В конечном итоге все затраты на  оптимизацию окупились достаточно быстро.
Пример оптимизации работы предприятия сервиса: Статья Сергея Миронова «Еще один способ оптимизации работы ресторана» Y = 1x1

Слайд 33


Спасибо за внимание!



Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика