Разделы презентаций


Моделирование воспитательного процесса в соответствии с ФГОС

Содержание

Моделирование воспитательного процесса в соответствии с ФГОСНиколай Михайлович БОРЫТКО,доктор педагогических наук, профессор

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2Моделирование воспитательного процесса в соответствии с ФГОС
Николай Михайлович БОРЫТКО,
доктор педагогических

наук, профессор

Моделирование воспитательного процесса в соответствии с ФГОСНиколай Михайлович БОРЫТКО,доктор педагогических наук, профессор

Слайд 3Личностный результат.
Сложный состав – на составляющие.
«Дорожная карта».
Разные типы: нормативные, смысловые,

ценностные.
Критерии и показатели.
Уровни сформированности (по стадиям системы)
Восстановим логику действий

Личностный результат.Сложный состав – на составляющие.«Дорожная карта».Разные типы: нормативные, смысловые, ценностные.Критерии и показатели.Уровни сформированности (по стадиям системы)Восстановим

Слайд 4 9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

должны отражать:
1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,

прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;…
 9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

Слайд 5 9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

должны отражать:
1)  воспитание российской гражданской идентичности:
1.1. патриотизма, уважения к Отечеству,

прошлому и настоящему многонационального народа России;
1.2. осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
1.3. усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
1.4. воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;…
 9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:1)  воспитание российской гражданской идентичности: 1.1.	патриотизма,

Слайд 6«Дорожная карта» формирования результатов образования

«Дорожная карта» формирования результатов образования

Слайд 7«Дорожная карта» формирования результатов образования
С
С
Н
Ц

«Дорожная карта» формирования результатов образованияССНЦ

Слайд 8Образец выполнения задания 3

Образец выполнения задания 3

Слайд 9элементы
связи
целое
саморазвитие

элементысвязицелоесаморазвитие

Слайд 10Мониторинг – диагностика и коррекция, т.е. управление процессом.
Моделирование воспитательного процесса

Мониторинг – диагностика и коррекция, т.е. управление процессом.Моделирование воспитательного процесса

Слайд 11Какие процессы?
Становление личностного результата образования.
Развитие педагогических условий и/или средств его

формирования.
Изменение в деятельности педагога по созданию/применению этих условий/средств.

Какие процессы?Становление личностного результата образования.Развитие педагогических  условий и/или средств его формирования.Изменение в деятельности педагога по созданию/применению

Слайд 12Процесс
Закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.

Закономерное.
Направленное (последовательное).
Качественное.
Необратимое.
Разворачивающаяся

во времени закономерная смена состояний, последовательность которых определена их внутренней

структурой и теми возможными переходами (превращениями, преобразованиями), которые содержатся в этой структуре как ее интенция.

ИНТЕНЦИЯ - (от лат. intentio - стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет.

ПроцессЗакономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.Закономерное.Направленное (последовательное).Качественное.Необратимое.Разворачивающаяся во времени закономерная  смена состояний, последовательность

Слайд 13Гуманитарность воспитания
Формирование каждого личностного результата образования протекает по внутренне присущим

закономерностям, имеющим объективно-субъективный характер.
Передача и усвоение, накопление или формирование опыта

индивида.
Линейный непрерывный процесс.
Количественные методы оценки его результатов.
Подчиненный воспитателю процесс

Самостановление во взаимодействии с окружением
Нелинейный, неоднородный процесс.
Качественные преобразования способности продуктивно осуществлять себя, воспринимать мир.
Относительно управляемый процесс.

Гуманитарность воспитанияФормирование каждого личностного результата образования протекает по внутренне присущим закономерностям, имеющим объективно-субъективный характер.Передача и усвоение, накопление

Слайд 141. Интенция/закономерность
Закономерная логика протекания процесса.
Предвидение результатов, прогнозирование.

1. Интенция/закономерностьЗакономерная логика  протекания процесса.Предвидение результатов,  прогнозирование.

Слайд 15Какие закономерности?
Анатомо-физиологические

Психологические


Социальные

Мышечная масса
Скелет
Гормональные изменения

Мыслительные операции
Порог чувствительности
Адаптация

Статусные
Культурные
Групповые
ВОЗРАСТНЫЕ

Какие закономерности?Анатомо-физиологическиеПсихологическиеСоциальныеМышечная массаСкелетГормональные измененияМыслительные операцииПорог чувствительностиАдаптацияСтатусныеКультурные ГрупповыеВОЗРАСТНЫЕ

Слайд 16Обратимся к педагогической ситуации
В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили

хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы.
В

ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
— Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.
…Через несколько дней мы пошли на другую лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.

Обратимся к педагогической ситуацииВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие,

Слайд 17Обратимся к педагогической ситуации: закономерное поведение детей
В глухом уголке школьной

усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие,

розовые цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
— Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.
…Через несколько дней мы пошли на другую лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.

Обратимся к педагогической ситуации: закономерное поведение детейВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь

Слайд 18Парадигма образования
Смыслы
Ценности
Нормы

Парадигма образованияСмыслыЦенностиНормы

Слайд 19Обратимся к педагогической ситуации: смысловая основа поведения детей
В глухом уголке

школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые,

синие, розовые цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
— Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.
…Через несколько дней мы пошли на другую лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.

Обратимся к педагогической ситуации: смысловая основа поведения детейВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени

Слайд 202. Стадийность
Логика процесса может быть реконструирована только из смены состояний

и из того, каким образом структура имеющегося состояния вытекает из

структуры предыдущего состояния и может служить основанием структуры последующего состояния.
2. СтадийностьЛогика процесса может быть реконструирована только из смены состояний и из того, каким образом структура имеющегося

Слайд 21Обратимся к педагогической ситуации: стадии ее развития
В глухом уголке школьной

усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие,

розовые цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
Обратимся к педагогической ситуации: стадии ее развитияВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь

Слайд 22Обратимся к педагогической ситуации: стадии ее развития
В глухом уголке школьной

усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие,

розовые цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
1. Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
Обратимся к педагогической ситуации: стадии ее развитияВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь

Слайд 23Обратимся к педагогической ситуации: стадии ее развития
В глухом уголке школьной

усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие,

розовые цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
1. Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
2. Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?

Обратимся к педагогической ситуации: стадии ее развитияВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь

Слайд 24Обратимся к педагогической ситуации: стадии ее развития
В глухом уголке школьной

усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие,

розовые цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
1. Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
2. Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
3. — Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.

Обратимся к педагогической ситуации: стадии ее развитияВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь

Слайд 25Обратимся к педагогической ситуации: стадии ее развития
В глухом уголке школьной

усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие,

розовые цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
1. Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
2. Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
3. — Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.
4. …Через несколько дней мы пошли на другую лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.

Обратимся к педагогической ситуации: стадии ее развитияВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь

Слайд 26Вспомним уровни системности…
Опишите по уровням системности (а значит, и результативности):
содержание

формируемого свойства (составляющей личностного результата образования – например, патриотизм);
личностный результат

образования – например, российскую гражданскую идентичность;
диагностическую методику;
систему диагностических методик.

ЭЛЕМЕНТЫ
СВЯЗИ
ЦЕЛОЕ

контекстность
оптимальность
интегративность

элементы
связи
целое
саморазвитие

Вспомним уровни системности…	Опишите по уровням системности  (а значит, и результативности):содержание формируемого свойства (составляющей личностного результата образования

Слайд 272. Стадийность
Шкалирование, измерение.
Стадии как качественно различающиеся состояния.
Переход от

одной стадии к другой через «взрыв», кризис.

2. СтадийностьШкалирование, измерение. Стадии как качественно  различающиеся состояния. Переход от одной стадии  к другой через

Слайд 283. Нелинейность
Кризисность — атрибутивный признак воспитательного процесса.
Кризис как точка перехода к

следующей стадии/уровню.
Развитие человека — в преодолении кризисов и затруднений.
Выявление

внутренних сил самодвижения процесса.
3. НелинейностьКризисность — атрибутивный признак воспитательного процесса.Кризис как точка перехода  к следующей стадии/уровню.Развитие человека — в преодолении

Слайд 29Обратимся к педагогической ситуации: внутренние силы самодвижения
В глухом уголке школьной

усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие,

розовые цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
— Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.
…Через несколько дней мы пошли на другую лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.

Обратимся к педагогической ситуации: внутренние силы самодвиженияВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь

Слайд 30Обратимся к педагогической ситуации: внутренние силы самодвижения
В глухом уголке школьной

усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие,

розовые цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
— Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.
…Через несколько дней мы пошли на другую лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.

Обратимся к педагогической ситуации: внутренние силы самодвиженияВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь

Слайд 314. Ситуативность
Контекстная среда — стимул к нарушению симметрии.
Функции ситуации:
Управление процессом

через подбор и изменение условий.
Событие педагогического взаимодействия (собы́тие и событие́).
Структура

реального действия (собственная активность).
4. СитуативностьКонтекстная среда — стимул  к нарушению симметрии.Функции ситуации:Управление процессом  через подбор и изменение условий.Событие

Слайд 32Обратимся к педагогической ситуации: управление процессом
В глухом уголке школьной усадьбы

пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые

цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
— Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.
…Через несколько дней мы пошли на другую лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.

Обратимся к педагогической ситуации: управление процессомВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели

Слайд 33Обратимся к педагогической ситуации: управление процессом
В глухом уголке школьной усадьбы

пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые

цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
— Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.
…Через несколько дней мы пошли на другую лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.

Обратимся к педагогической ситуации: управление процессомВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели

Слайд 34Обратимся к педагогической ситуации: управление процессом
В глухом уголке школьной усадьбы

пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые

цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
— Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.
…Через несколько дней мы пошли на другую лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.

Обратимся к педагогической ситуации: управление процессомВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели

Слайд 35Обратимся к педагогической ситуации: управление процессом
В глухом уголке школьной усадьбы

пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые

цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
— Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.
…Через несколько дней мы пошли на другую лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.

Обратимся к педагогической ситуации: управление процессомВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели

Слайд 36Обратимся к педагогической ситуации: управление процессом
В глухом уголке школьной усадьбы

пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые

цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
— Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.
…Через несколько дней мы пошли на другую лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.

Обратимся к педагогической ситуации: управление процессомВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели

Слайд 37Обратимся к педагогической ситуации: управление процессом
В глухом уголке школьной усадьбы

пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые

цветы.
В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного.
Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:
— А разве можно рвать хризантемы?
В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала.
Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей.
Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок? — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?
Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:
— Нет, некрасивые...
— А где теперь мы будем любоваться цветами?
— Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку? Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу. Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.
…Через несколько дней мы пошли на другую лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.

Обратимся к педагогической ситуации: управление процессомВ глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели

Слайд 38Требования к модели процесса
Закономерная логика процесса.
Стадии (ступени, этапы). «Пограничные состояния» («точки

бифуркации», «кризисные точки»).
Неизбежность резких скачков (кризисов) – внутренние факторы.
Внешние силы

саморазвития – педагогические условия.
Требования к модели процессаЗакономерная логика процесса.Стадии (ступени, этапы). «Пограничные состояния» («точки бифуркации», «кризисные точки»).Неизбежность резких скачков (кризисов)

Слайд 39Проанализируйте ситуацию на уроке
Две задачи решали, как орехи щелкали... Хорошо,

сейчас они получат еще одну. Посмотрим, насколько сообразительны и умеют

отказаться от шаблона.
Софья Петровна разъяснила условие задачи, записала данные на доске, сказала:
— Не торопитесь, взгляните повнимательнее на доску, подумайте.
Вскоре по победным взглядам третьеклассников Софья Петровна поняла, что ребята задачу решили неверно, подвоха не заметили.
— Поднимите руки, у кого в ответе 27,— сказала она.
Поднялись три руки: Сережи Хазина, Милы Валетовой и Юры Воробьева. Однако Сережа, окинув взглядом сидящих впереди, моментально отдернул руку, так что никто,

кроме Софьи Петровны, не успел это заметить. Остались две руки. В классе раздался смех... С веселой издевкой одноклассники смеялись над Милой и Юрой. Мила растерянно оглянулась... Ее рука слегка согнулась, а затем покорно опустилась.
Юра сидел на первой парте и не видел класса. Повернувшись, он увидел смеющиеся лица ребят и ликующего Гену, Лицо Юры порозовело, рука дрогнула, пальцы сжались в некрепкий кулачок, но медленно разжались вновь. Рука его напряглась.
— Можно опустить,— сказала Софья Петровна, спеша Юре на помощь.— Теперь поднимите руки те, у кого получилось другое число.
Все руки весело взметнулись вверх.
— А у кого же все-таки 27?

Проанализируйте ситуацию на урокеДве задачи решали, как орехи щелкали... Хорошо, сейчас они получат еще одну. Посмотрим, насколько

Слайд 40Проанализируйте ситуацию на уроке
Снова поднялась только Юрина рука.
— Воробьев, раз

у тебя одного в ответе 27, то ты объясни нам,

как это получилось,— прервала смех ребят учительница.
Юра встал и молчал, опустив голову.
— Раз задача решена, осталось самое легкое дело — объяснить ее, — с нарочитым равнодушием сказала Софья Петровна.
Но Юра продолжал молчать. А учительница думала о том, что в таком возрасте дети не умеют противостоять ни коллективу, когда он ошибается, ни вышестоящему лицу — ей. У них сильно развито это чувство: делай все так, как принято, как все. Они не научились еще понимать и прощать...
Юра заговорил. А потом пошел к доске. Класс, почуяв неладное, притих. Когда все решение было записано на доске, Софья

Петровна спросила:
— Кто согласен с таким решением? Кто не согласен?
Все подавленно молчали.
— Итак, ребята, прав оказался один Юра Воробьев. Один Юра! — продолжала Софья Петровна.
— А у меня тоже так! .. Было... — сказал Сережа Хазин.
— Неужели? А я видела только одну поднятую руку, — удивилась учительница.
— А я... не поднимал...
— Почему?
— Просто... А зачем поднимать?
— А зачем говорить сейчас, что у тебя 27 было?
Теперь засмеялись над Сережей.

Проанализируйте ситуацию на урокеСнова поднялась только Юрина рука.— Воробьев, раз у тебя одного в ответе 27, то

Слайд 41Проанализируйте ситуацию на уроке
— А Мила тоже поднимала руку,— сказала

ее соседка по парте,— у нее и сейчас 27.
— Я

не видела ее руки!
— А она быстро опустила.
— Это плохо! Но хорошо, что она сейчас опустила не руку, а глаза. Ребята, а как мы наградим Юру?
— Поставьте ему пятерку!
— Пятерку я ему поставлю. За сообразительность.
А за мужество? Юра ведь не знал, что решил правильно, но выдержал насмешки, твой указательный палец Гена. Согласен, что это мужество?
— А такого предмета нет,— вышел из положения Гена.

— Есть, Гена, есть. Только если по математике экзамен сдают в школе два раза за десять лет, то экзамен на мужество сдают почти каждый день. Кто на войне, кто на работе, кто в школе, кто сам себе. Вот только сдать его не все могут.
— Я что ли не могу? — заподозрил подрыв своего авторитета Гена.
— Не знаю. Сейчас ты просто ошибся в решении задачи. И еще раз ошибся, когда потешался над поднятыми руками. Согласен?
— Ага! — не сразу ответил Гена.
— Признавать свою ошибку и свою правоту — это всегда требует мужества. Так что же мы поставим Юре за мужество?
— А ничего не надо! Пусть бесплатное будет! — сказал Гена.
И все опять рассмеялись.

Проанализируйте ситуацию на уроке— А Мила тоже поднимала руку,— сказала ее соседка по парте,— у нее и

Слайд 42Задание 4
Разработайте модель процесса формирования проанализированного в задании 3 личностного

результата (патриотизм).

Задание 4Разработайте модель процесса формирования проанализированного в задании 3 личностного результата (патриотизм).

Слайд 43Образец выполнения задания 4 (формирование российской гражданской идентичности)
Например, через приобретение

поведенческих стереотипов, усвоение определенного стиля общения или выработку характера деятельности.
Учесть

возрастные 1) анатомо-физиологические, 2) психологические и 3) социальные закономерности.
Образец выполнения задания 4 (формирование российской гражданской идентичности)Например, через приобретение поведенческих стереотипов, усвоение определенного стиля общения

Слайд 44БОРЫТКО Николай Михайлович
E-mail: borytko@nm.ru; http://borytko.nm.ru

Доктор педагогических наук, профессор
Книги автора

в издательстве «Академия» на http://ozon.ru

БОРЫТКО  Николай Михайлович E-mail: borytko@nm.ru; http://borytko.nm.ruДоктор педагогических наук, профессорКниги автора  в издательстве «Академия»  на

Слайд 45Сертификат участника
Повышение квалификации
Другие вебинары
Научно-практические конференции (20-21 октября – Инновационные технологии

системно-деятельностного подхода)
Дополнительные возможности

Сертификат участникаПовышение квалификацииДругие вебинарыНаучно-практические конференции  (20-21 октября – Инновационные технологии системно-деятельностного подхода)Дополнительные возможности

Слайд 46Получить сертификат участника вебинара

Получить сертификат участника вебинара

Слайд 47Пройти повышение квалификации
108 / 144 час. за 2 450

– 4 700 руб.

Пройти повышение квалификации 108 / 144 час. за 2 450 – 4 700 руб.

Слайд 48Посетить другие вебинары Академии

Посетить другие вебинары Академии

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика