Слайд 2
1.1. Природное и общественное в человеке.
Проблема человека — одна
из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека,
путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Слайд 3
1.1. Природное и общественное в человеке.
Человек — высшая ступень
развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим
гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое (природное) и социальное (общественное) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Человек — биосоциальное существо
Слайд 4
1.1. Природное и общественное в человеке.
Основные отличия человека от
животного
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять,
критически оценивать, строить свои планы. Хотя коммуникативные возможности имеют и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире (например, с помощью речи).
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек способен преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Человек творит «вторую природу» — культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут применять естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Слайд 5
1.1. Природное и общественное в человеке.
Индивид (от лат. individuum
– неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный
носитель природно обусловленных свойств.
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее непохожесть на других людей.
Личность (от лат. persona — особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Слайд 6
1.2. Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение — целостное представление
о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и
идеалов личности, социальной группы, общества.
• Мировоззрение всегда исторично, т. е. связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.
•В нём могут проявляться:
догматизм (от гр. dogma – мнение) – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности;
скептицизм (от гр. skeptikos – рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;
разумный критицизм.
•Всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
•Определяет общую направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
• Сказывается на поведении и действиях, привычках и наклонностях.
Слайд 7
1.2. Мировоззрение, его виды и формы
Классификации (типологии) мировоззрения
Слайд 8
1.3. Виды знаний
Познание — процесс деятельности человека, содержанием которого
является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом –
получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, знание – продукт познания.
Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и объекта познания.
Субъект познания — это носитель познавательной активности
Объект познания — это всё то, на что направлена познавательная деятельность субъекта
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Слайд 9
1.3. Виды знаний
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Обыденное
Социальное Научное
Религиозное
Мифологическое Художественное
Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание и рациональное (логическое) познание ( мышление ).
Чувственное познание осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом)
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие — чувственный образ целостной картины пред мета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств
Слайд 10
1.3. Виды знаний
Рациональное познание присуще только человеку, является более
сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Понятие – мысль,
утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о
предмете, процессе, явлении.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Индуктивное - умозаключение от частного к общему
Дедуктивное – умозаключение от общего к частному
Получаемое по аналогии
Слайд 11
1.3. Виды знаний
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и
рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Нельзя противопоставлять чувственное и
рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между качественное: первая ступень — низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Слайд 12 1.3. Виды знаний
Знание – результат познания действительности, содержание сознания,
полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных
связей и отношений реального мира.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.
Слайд 13 1.3. Виды знаний
Житейское. Носит эмпирический характер. Базируется на здравом
смысле и обыденном сознании. Является важнейшей основой повседневного поведения людей,
их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.
Научное. Понимание действительности, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
Практическое. Овладение вещами, преобразование мира.
Художественное. Целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное. Отражение реальности в логических понятиях и категориях.
Иррациональное. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
Личностное. Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Слайд 14 1.3. Виды знаний
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и
ненаучное знание, то выделяют следующие формы.
Формы ненаучного знания
Слайд 151.4. Понятие истины, её критерии
Во многом проблема достоверности наших
знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания:
«Что есть истина?».
Трактовки понятия «истина»
Классическая концепция истины связана с первым определением: истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Слайд 16 1.4. Понятие истины, её критерии
Истина:
есть процесс, а не
некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объёме;
всегда конкретна:
она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами. Например, атомистическая концепция прошлого в своей основе заключает истину: материальные тела действительно состоят из атомов, которые неделимы. Если мы, однако, не укажем, что речь идёт об определённых условиях, будем считать, что атомы всегда неделимы, то мы допустим ошибку, нарушим принцип конкретности истины;
едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Слайд 17
1.4. Понятие истины, её критерии
Слайд 18
1.4. Понятие истины, её критерии
Разница между абсолютной и
относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) —
в степени точности и полноты отражения действительности.
Говоря о ложном, нужно различать преднамеренную ложь и заблуждение
Не всё поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. д
Слайд 19
1.4. Понятие истины, её критерии
Возможные критерии (от гр. kriterion
— отличительный признак, мерило) истины
Соответствие законам логики
Соответствие ранее открытым законам
той или иной науки
Соответствие фундаментальным законам
Простота, экономичность формы
Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте.
Специфика истины в естественных и социально-гуманитарные науках.
Слайд 20
1.5. Мышление и деятельность
Мышление активный процесс отражения объективного мира
в -понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Особенности мышления
Социально по своей
природе, несмотря на то что является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познаёт объективный мир. В языке существуют элементы, заменяющие объекты внешнего мира. Эти элементы являются знаками предметов, свойств или отношений.
Обобщённое отражение действительности: в процессе мышления субъект познания обращается к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла и т. д.
Возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы.
Имеет место только тогда, когда существует проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.
Слайд 21
1.5. Мышление и деятельность
Этапы процесса мышления
Слайд 22
1.5. Мышление и деятельность
Типы мышления
Слайд 23
1.5. Мышление и деятельность
В процессе мышления человек постепенно открывал
в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных,
повторяющихся, устойчивых связей вещей. Формулируя законы и используя их в дальнейшем познании, человек стал активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Слайд 25
1.5. Мышление и деятельность
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Субъект деятельности — это
тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество)
Объект деятельности — это
то, на что направлена деятельность ( предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Мотив -Цель -Методы и средства -Процесс -Результат (продукт)
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (в качестве мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы,идеалы)
Цель деятельности — осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Слайд 26
1.5. Мышление и деятельность
Виды деятельности, в которые неизбежно включается
каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение,
труд.
• Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется. В её процессе используются так называемые замещающие предметы. Нацелена на удовлетворение интереса её участников Способствует развитию личности, обогащает её, вооружает необходимыми навыками
• Общение — это вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Слайд 27
1.5. Мышление и деятельность
Учение — это вид деятельности, целью
которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Выделяют два
типа учения:
Организованное (Осуществляется в образовательных учреждениях)
Неорганизованное (Осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат)
Учение может приобрести характер самообразования.
Труд — это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде.
Труд — один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда
Целесообразность
Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
Наличие мастерства, умений, знаний
Практическая полезность
Наличие результата
Преобразование внешней среды обитания
Слайд 28
1.5. Мышление и деятельность
Основные классификации деятельности
По объектам и результатам
(продуктам) деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей.
1. Материальная
( практическая ). Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей
2. Духовная. Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей
3. Материально-производственная. Преобразование природы
4. Социально-преобразовательная. Преобразование общества
5. Познавательная. Отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах, религиозных учениях
6. Ценностно-ориентировочная. Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения
7. Прогностическая. Планирование или предвидение возможных изменений действительности
Слайд 29
1.5. Мышление и деятельность
По субъекту деятельности: индивидуальная; коллективная.
По характеру
самой деятельности: репродуктивная (деятельность по образцу); творческая.
По соответствию правовым нормам:
законная; незаконная.
По соответствию моральным нормам: моральная; аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная; реакционная.
В зависимости от сфер общественной жизни: экономическая; социальная; политическая; духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами); внутренняя (умственные действия).
По результатам: созидательная; разрушительная.
Слайд 30
1.5. Мышление и деятельность
Творчество — это вид деятельности, порождающей
нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель,
новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний
Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
Фантазия (от гр. phantasia — психический образ, плод воображения) — характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов
Интуиция (от лат. intueri — пристально смотреть) — знание, условия получения которого не осознаются.
Слайд 31
1.6. Потребности и интересы
Потребность – нужда человека в том,
что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются
потребности человека.
Виды потребностей человека
Слайд 32
1.6. Потребности и интересы
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными,
когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку:
1)
не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере; 2) потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (от лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Слайд 33
1.6. Потребности и интересы
От интереса следует отличать склонность.
Не всегда
интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той
или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.
Слайд 34
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
В истории общественной
мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла.
Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).
Две крайности:
Если всё однозначно необходимо, если нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе (фатализм).
Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей (волюнтаризм).
Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.
Необходимость — устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.
Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов.
Необходимое вытекает из сущности вещей и при определённых условиях должно обязательно произойти. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, эта мера задаёт определённые типы личности.
Слайд 35
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Ядро свободы —
это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением
человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями задаёт диапазон выбора.
Свобода — умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.
Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела. Свобода доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно.
Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.
Слайд 36
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Сложность определения
понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщённостью,
а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Слайд 37
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Общество —
продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования,
или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей.
Функции общества
• Воспроизводство и социализация человека.
• Производство материальных благ и услуг.
• Распределение продуктов труда (деятельности).
• Регламентация и управление деятельностью и поведением людей.
• Духовное производство и регулирование активности людей.
Общество есть совокупность общественных отношений.
Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). Общественные отношения могут быть материальными и духовными, которые в свою очередь тоже могут разделяться.
Слайд 38
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Общество характеризуется
как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна,
серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость.
Система — это комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании. Система в свою очередь характеризуется рядом принципов (целое не сводимо к сумме частей, целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов, взаимосвязь системы и среды и т.д.)
Т.о. общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединённые кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции и самовоспроизведения.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни. Основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная (выделены в соответствии с потребностями человека)
Слайд 39
1.9. Основные институты общества
Институт (от лат. institutum —
установление, учреждение) общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации
совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей (государство, семья, брак и т.п.)
Основные институты общества: экономические, социальные, политические, духовные.
Слайд 40
1.9. Основные институты общества
Функции институтов общества
• Организуют
человеческую деятельность в определённую систему социальных ролей и статусов, устанавливая
образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определённые ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями.
• Удовлетворяют насущные жизненные потребности общества.
• Осуществляют социализацию (образование и воспитание) людей.
• Контролируют поведение членов общества.
• Регулируют властные отношения.
• Осуществляют коммуникацию между людьми.
• Обеспечивают защиту членов общества от физической опасности.
Слайд 41
1.9. Основные институты общества
Выделяют также явные и
скрытые функции общественных институтов. Когда расхождение между этими функциями велико,
возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества.
Ещё более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
Институты общества определяют социум в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в институтах общества.
Слайд 42
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Начиная
с I в. до. н. э. слово «культура» (от лат.
cultura — уход, обработка, возделывание земли) стало обозначать воспитание человека, его образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII – начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
Слайд 43
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Можно
выделить две основные сферы существования и развития культуры материальную и
духовную.
Основные функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.
Основами классификации типов культуры могут быть
Связь с религией
Региональная принадлежность
Регионально-этническая особенность
Принадлежность к историческому типу общества
Хозяйственный уклад
Сфера общественной жизни или вид деятельности
Связь с территорией
Специализация
Способ самоорганизации
Тип аудитории
Слайд 44
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Чаще
всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную,
народную, массовую и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).
Слайд 45
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Слайд 46
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Необходимо уметь
выделять положительные и негативные аспекты массовой культуры. Массовая и элитарная
культуры не обязательно враждебны друг другу.
Молодёжная субкультура:
• часто рассматривается как отклоняющаяся, выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре;
• характеризуется преобладанием отдыха и досуга, вокруг которых формируются все отношения;
• отличается приоритетом потребительских ориентаций;
• формируется под влиянием экранной культуры (компьютерных игр, мультфильмов и т. д.);
• всё больше становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы;
• носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей;
• обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения.
Слайд 47
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные
и социально-гуманитарные науки
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на
производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Слайд 481.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Специфику
развития научного знания нередко связывают с понятие парадигмы.
Парадигма (от
гр. paradeigma — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основные особенности научного познания
• объективность добываемого знания;
• развитость понятийного аппарата (категориальность);
•рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
• проверяемость;
• универсальность;
•использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Слайд 501.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
• Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) —
отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
• Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
• Гипотеза (от гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
• Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
• Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Слайд 511.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Методы научного познания
•Наблюдение - целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира,
доставляющее первичный материал для научного исследования.
• Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) – исследование какого либо явления путём активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
• Анализ (от гр. analysis — разложение) - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
• Синтез (от гр. synthesis — соединение) - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
•Индукция (от лат. inductio — наведение) - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
•Дедукция (от лат. deductio — выведение) - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Слайд 521.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
• Аналогия (от гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных
объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
• Моделирование (от фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.
• Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними в выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
• Идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
Слайд 531.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
• Исторический метод связан с освещением различных этапов развития объектов
в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления. Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.
•Логический метод связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса. Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории.
Эти два метода тесно связаны между собой: исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Слайд 541.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
• Формализация (от лат. forma — вид, образ) — уточнение
содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
• Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.
Слайд 551.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Слайд 561.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
С переходом к Новому времени начинается развитие естественных наук, которые
изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.
В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного знания.
Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса привело к становлению социального знания.
Изучение целей и мотивов деятельности человека, его духовных ценностей, личностного восприятия мира привело к становлению гуманитарного знания.
• Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин.
• Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Слайд 571.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Слайд 581.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Особенности социально-гуманитарных наук
• Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь
пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познаёт здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).
• Социально-гуманитарное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Общественные науки задевают непосредственно интересы людей.
• Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание — это служение истине как ценности, как правде; естествознание — «истины разума», обществознание — «истины сердца».
• Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии —> установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.
Слайд 591.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Слайд 601.12. Образование, его значимость для личности и общества
Образование —
один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения
умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи обучающих лиц.
Система образования в России
Сеть образовательных учреждений
Совокупность образовательных стандартов и программ
Органы управления образованием
Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования
Слайд 611.12. Образование, его значимость для личности и общества
Комплекс принципов, определяющих
функционирование системы образования.
— гуманистический характер образования;
— приоритет общечеловеческих ценностей;
— право
личности на свободное развитие;
— единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
— общедоступность образования;
— адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
— светский характер образования в государственных учреждениях;
— свобода и плюрализм в образовании;
— демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений
Слайд 621.12. Образование, его значимость для личности и общества
Общие тенденции
в развитии образования
Демократизация системы образования. Во многих странах ликвидирована неграмотность,
массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям; усиление нравственного воспитания; переход от объект-субъектных отношений между учащимися и учителями к субъект-субъектным
Гуманитаризация образования. Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
Компьютеризация процесса образования. Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Слайд 631.13.Религия
Существует множество определений религии.
Религия (от лат. religare — связывать, reeligere
— воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) —
это:
вера в сверхъестественное (в Бога );
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Спорной оказывается и проблема происхождения религии.
Богословско-теологический подход. Религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Это особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом.
Материалистический подход. Религия является продуктом развития человеческого сознания. Она возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял
Слайд 641.13.Религия
Главные признаки религии
Вера в сверхъестественное
Организованное поклонение высшим силам
Стремление согласовать жизнь
с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
Ранние формы религии
Тотемизм (англ. totem
на языке североамериканских индейцев букв, «его род»). Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определённого вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм (от порт, feitico — идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас.
Слайд 651.13.Религия
Анимизм (от лат. anima — душа, дух). Выражение веры в
духов и душу или всеобщую одухотворённость природы.
Первобытный человек населил духами
весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий.
Слайд 691.13.Религия
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую
жизнь религиозной общины.
Церковь (от гр. Kyriakon — дом Господний) —
социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Слайд 701.14. Искусство
Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного
сознания.
Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание
эстетических ценностей.
Искусство:
• выражает эстетическое отношение к миру;
• создаёт особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.
Искусство как явление культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.
Виды искусства
• Архитектура (зодчество)
• Живопись (жанры: портрет; натюрморт; пейзаж; анималистический; исторический)
• Скульптура (станковая; декоративная; монументальная)
• Декоративно-прикладное искусство
• Литература
• Музыка
• Театр
• Цирк
• Балет
• Кино
• Фотоискусство
• Эстрада
Слайд 711.15. Мораль
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к
нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей
и требований, регулирующих поведение людей.
Подходы к происхождению морали
Слайд 751.15. Мораль
Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль»
происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают
их как синонимы. И всё же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.
Слайд 761.15. Мораль
Философскую науку, предметом изучения которой является мораль, нравственность, называют
этикой. Она: выясняет место и роль морали в системе других
компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.); анализирует её природу и внутреннюю структуру; изучает происхождение и историческое развитие нравственности; обосновывает различные её системы.
Выполняя, наряду с появившемся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Мораль и право: общее и различия
Слайд 791.16. Понятие общественного прогресса
Слайд 801.16. Понятие общественного прогресса
Прогресс (от лат. progressus — движение вперёд,
успех) — это направление развития по восходящей линии, для которого
характерен переход:
— от низшего к высшему;
— от простого к более сложному;
— к большей устойчивости и жизнеспособности общества.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это направление развития по нисходящей линии, для которого характерен переход:
— от высшего к низшему;
— от лучшего к худшему, к деградации;
— к меньшей стабильности и жизнеспособности общества.
Критерии прогресса
• Совершенствование нравственности людей.
• Развитие человеческого разума.
• Прогресс науки и техники.
• Развитие производительных сил, включая самого человека.
• Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
Слайд 811.16. Понятие общественного прогресса
Общественное развитие может носить реформистский или революционный
характер.
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать)- это какая-либо
степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры). Могут носить прогрессивный и регрессивный (реакционный) характер.
Революция (от лат. revolu-tio — поворот, переворот)- это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Могут носить кратковреенный и долговременный характер.
Реформы могут иметь месть в разных сферах общественной жизни. Например, экономические, социальные, политические.
Слайд 821.16. Понятие общественного прогресса
В современном обществознании акцент переносится с дилеммы
«реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от
лат. innovatio — обновление) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderne — новейший, современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» («органическую») модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма.
Более поздние теории модернизации характеризуют её через понятия «вторичная» («неорганическая», «догоняющая») модернизация. Она имеет место в условиях существования «образца», например, в виде западноевропейской либеральной модели.
Часто такая модернизация понимается как процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Слайд 83Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Основные классификации общества
1. По
числу уровней управления обществом, а также степени его дифференциации: простые
(отсутствуют руководители и подчинённые, богатые и бедные); сложные (существует несколько уровней управления и несколько социальных слоёв населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов).
2. По формационному признаку: первобытное; рабовладельческое; феодальное; капиталистическое; коммунистическое.
3. По уровню развития: развитые; развивающиеся; отсталые.
4. По уровню социальных перемещений: открытые (допускается переход из одной социальной группы в другую); закрытые (характеризуются предписанностью и наследственностью).
5. По уровню технологии: традиционное; индустриальное; постиндустриальное.
Слайд 84Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Слайд 85Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Слайд 86Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Слайд 871.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Термин «глобальные проблемы» появился в
научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы
современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».
Интерсоциальные проблемы. Проблемы войны и мира; взаимоотношений наций, этносов, рас; преодоления экономической и социокультурной отсталости; освоения Мирового океана и космоса; борьбы с мировым терроризмом и др.
Проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы. Проблемы: экологическая; энергетическая; климатическая; сырьевая; продовольственная и др.
Проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества. Проблемы негативных последствий научно-технического прогресса; опасных болезней; защиты социокультурной среды и культурного многообразия; демографическая и др.
Слайд 881.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Основные направления разрешения глобальных проблем
•
Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое
информирование людей о глобальных проблемах.
• Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению глобальных проблем.
• Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.
• Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень.
• Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международные исследования необходимы для принятия решений.
• Чёткая международная система прогнозирования.
Слайд 891.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Современный мир во всем своем
многоооразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация — процесс интеграции
государств и народов в разных областях деятельности.
Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств: успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру.
Власть оказывается бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных государств для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.
Слайд 901.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Слайд 911.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Слайд 921.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Слайд 931.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Слайд 941.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)