Разделы презентаций


Модуль 1 Человек и общество

Содержание

1.1. Природное и общественное в человеке. Проблема человека — одна из основных в филосо­фии. Большое значение для понимания сущности чело­века, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.Теория происхождения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Модуль 1
Человек и общество

Модуль 1Человек и общество

Слайд 2 1.1. Природное и общественное в человеке.
Проблема человека — одна

из основных в филосо­фии. Большое значение для понимания сущности чело­века,

путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, где рассматрива­ется процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).

1.1. Природное и общественное в человеке. Проблема человека — одна из основных в филосо­фии. Большое значение

Слайд 3 1.1. Природное и общественное в человеке.
Человек — высшая ступень

развития живых орга­низмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим

гоминидам, человекоподобным суще­ствам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое (природное) и соци­альное (общественное) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Человек — биосоциальное существо



1.1. Природное и общественное в человеке. Человек — высшая ступень развития живых орга­низмов на Земле. Биологически

Слайд 4 1.1. Природное и общественное в человеке.
Основные отличия человека от

животного
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять,

критически оценивать, строить свои планы. Хотя коммуникативные возможности имеют и некоторые виды обезьян, но только человек может передать дру­гим людям объективную информацию об окружающем мире (например, с помощью речи).
Человек способен к сознательной целенаправлен­ной творческой деятельности. Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек способен преобразовывать окружающую действительность, создавать необхо­димые ему материальные и духовные блага и ценно­сти. Человек творит «вторую природу» — культуру. Животные приспосабливаются к окружающей сре­де, которая и определяет их образ жизни.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства матери­альных благ. Высокоорганизованные животные могут применять естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготав­ливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.
Человек воспроизводит не только свою биологи­ческую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и ду­ховные потребности. Удовлетворение духовных по­требностей связано с формированием духовного (внут­реннего) мира человека.

1.1. Природное и общественное в человеке. Основные отличия человека от животногоЧеловек обладает мышлением и членораздельной речью.

Слайд 5 1.1. Природное и общественное в человеке.

Индивид (от лат. individuum

– не­делимый, неразде­лённый) — это единичный пред­ставитель челове­ческого рода, конк­ретный

носитель природно обуслов­ленных свойств.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявле­ний человека, подчёр­кивающее непохо­жесть на других лю­дей.

Личность (от лат. per­sona — особа) – это человеческий индивид, являющийся субъек­том сознательной де­ятельности, обладаю­щий совокупностью со­циально значимых черт, свойств и ка­честв, которые он реа­лизует в обществен­ной жизни.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социали­зации.

1.1. Природное и общественное в человеке. Индивид (от лат. individuum – не­делимый, неразде­лённый) — это единичный

Слайд 6 1.2. Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение — целостное представление

о природе, обществе, человеке, находящее выражение в сис­теме ценностей и

идеалов личности, социальной груп­пы, общества.
• Мировоззрение всегда исторично, т. е. связано с переживае­мыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт обще­ство. •В нём могут проявляться:
догматизм (от гр. dogma – мнение) – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авто­ритарности;
скептицизм (от гр. skeptikos – рассматриваю­щий, исследующий) — философское направление, ис­пользующее сомнение в познавательных возможностях мышления;
разумный критицизм.
•Всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлени­ем воплотить их в жизнь через свои действия и пос­тупки.
•Определяет общую направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
• Сказывается на поведении и действиях, привы­чках и наклонностях.


1.2. Мировоззрение, его виды и формыМировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение

Слайд 7 1.2. Мировоззрение, его виды и формы


Классификации (типологии) мировоззрения

1.2. Мировоззрение, его виды и формы Классификации (типологии) мировоззрения

Слайд 8 1.3. Виды знаний
Познание — процесс деятельности человека, содержанием которого

является отражение объективной реальности в его сознании, а результа­том –

получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, знание – продукт познания.
Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и объекта познания.
Субъект познания — это носитель познавательной активности
Объект познания — это всё то, на что направлена познава­тельная деятельность субъекта
Представители различных философских направле­ний по-разному отвечали на вопрос о возможности поз­нания мира.




1.3. Виды знанийПознание — процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной реальности в его

Слайд 9 1.3. Виды знаний
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Обыденное

Социальное Научное

Религиозное
Мифологическое Художественное
Познание имеет два уровня (две стороны) — чув­ственное познание и рациональное (логическое) позна­ние ( мышление ).
Чувственное познание осуществляется органа­ми чувств (зрением, слу­хом, обонянием, осязани­ем, вкусом)
Ощущение — отраже­ние отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непос­редственного воздейс­твия на органы чувств.
Восприятие — чув­ственный образ цело­стной картины пред мета, процесса, явле­ния, непосредственно воздействующих на ор­ганы чувств. Представление — чувственно-нагляд­ный, обобщённый образ предмета, процесса, яв­ления, сохраняемый и воспроизводимый в со­знании и без непосред­ственного воздей­ствия самих предме­тов познания на органы чувств





1.3. Виды знанийВИДЫ ПОЗНАНИЯ     Обыденное     Социальное

Слайд 10 1.3. Виды знаний
Рациональное познание присуще только человеку, являет­ся более

сложным способом отраже­ния действительности, который осуществляется посредством мыш­ления.
Понятие – мысль,

утверждающая общие и существенные свой­ства предмета, процесса, явления.
Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о
предмете, процессе, явлении.
Умозаключение (вывод) — мыс­ленная связь нескольких сужде­ний и выделение из них нового суждения.
Индуктивное - умо­заключение от частного к общему
Дедуктивное – умозаключение от общего к частному
Получаемое по аналогии



1.3. Виды знанийРациональное познание присуще только человеку, являет­ся более сложным способом отраже­ния действительности, который осуществляется

Слайд 11 1.3. Виды знаний
По-разному рассматривается вопрос о месте чув­ственного и

рационального познания. Существуют пря­мо противоположные точки зрения.



Нельзя противопоставлять чувствен­ное и

рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между качественное: первая ступень — низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рацио­нального познания действительности. Вне чувствен­ного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чув­ственного содержания. С другой стороны, знание не может обой­тись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития чело­вечества.
1.3. Виды знанийПо-разному рассматривается вопрос о месте чув­ственного и рационального познания. Существуют пря­мо противоположные точки

Слайд 12 1.3. Виды знаний








Знание – результат познания действительности, содержание сознания,

полученное человеком в ходе ак­тивного отражения, идеального воспроизведения объ­ективных закономерных

связей и отношений реально­го мира.
Каждой форме общественного сознания: науке, фи­лософии, мифологии, политике, религии и т. д. — соот­ветствуют специфические виды знаний.
1.3. Виды знанийЗнание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе ак­тивного отражения, идеального

Слайд 13 1.3. Виды знаний
Житейское. Носит эмпирический характер. Базируется на здравом

смысле и обыденном сознании. Является важнейшей основой повседнев­ного поведения людей,

их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фак­тов и их описанию.
Научное. Понимание действительности, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых поня­тий и категорий, общих принципов и законов, ко­торые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
Практическое. Овладение вещами, преобразование мира.
Художественное. Целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное. Отражение реальности в логических понятиях и категориях.
Иррациональное. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, ха­рактеризующиеся парадоксальностью и не подчи­няющиеся законам логики и науки.
Личностное. Зависимо от способностей субъекта и от особенно­стей его интеллектуальной деятельности
1.3. Виды знанийЖитейское. Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей основой

Слайд 14 1.3. Виды знаний
Когда разграничивают научное, основанное на ра­циональности, и

ненаучное знание, то выделяют сле­дующие формы.

Формы ненаучного знания

1.3. Виды знанийКогда разграничивают научное, основанное на ра­циональности, и ненаучное знание, то выделяют сле­дующие формы.Формы ненаучного

Слайд 151.4. Понятие истины, её критерии
Во многом проблема достоверности наших

знаний о мире определяется ответом на фундаментальный воп­рос теории познания:

«Что есть истина?».

Трактовки понятия «истина»







Классическая концепция истины связана с первым определением: истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
1.4. Понятие истины, её критерии Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный

Слайд 16 1.4. Понятие истины, её критерии
Истина:
есть процесс, а не

некий одноразовый акт постиже­ния объекта сразу в полном объёме;
всегда конкретна:

она всегда связана с определён­ным местом, временем, обстоятельствами. Например, атомистическая концепция прошлого в своей основе за­ключает истину: материальные тела действительно со­стоят из атомов, которые неделимы. Если мы, однако, не укажем, что речь идёт об определённых условиях, будем считать, что атомы всегда неделимы, то мы до­пустим ошибку, нарушим принцип конкретности ис­тины;
едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рас­сматривать и как относительно самостоятельные ис­тины.

1.4. Понятие истины, её критерии Истина:есть процесс, а не некий одноразовый акт постиже­ния объекта сразу в

Слайд 17 1.4. Понятие истины, её критерии

1.4. Понятие истины, её критерии

Слайд 18 1.4. Понятие истины, её критерии
Разница между абсолютной и

относительной истина­ми (или абсолютным и относительным в объективной истине) —

в степени точности и полноты отражения действительности.
Говоря о ложном, нужно различать преднамеренную ложь и заблуждение








Не всё поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно гово­рить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. д

1.4. Понятие истины, её критерии Разница между абсолютной и относительной истина­ми (или абсолютным и относительным

Слайд 19 1.4. Понятие истины, её критерии
Возможные критерии (от гр. kriterion

— отличительный признак, мерило) истины
Соответ­ствие зако­нам ло­гики
Соответствие ранее откры­тым законам

той или иной науки
Соответ­ствие фун­даменталь­ным зако­нам
Просто­та, эко­номич­ность формы

Практика (от гр. praktikos — активный, деятель­ный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуще­ствляющаяся в определённом социокультурном кон­тексте.

Специфика истины в естественных и социально-гуманитарные науках.







1.4. Понятие истины, её критерииВозможные критерии (от гр. kriterion — отличительный признак, мерило) истиныСоответ­ствие зако­нам

Слайд 20 1.5. Мышление и деятельность
Мышление активный процесс отражения объективного мира

в -понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Особенности мышления
Социально по своей

природе, несмотря на то что яв­ляется процессом, совершающимся в коре головного мозга человека. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познаёт объективный мир. В языке существуют элементы, заменяющие объекты внешнего мира. Эти элементы являются знаками предметов, свойств или отношений.
Обобщённое отражение действительности: в про­цессе мышления субъект познания обращается к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явле­ний. Например, когда мы говорим о мебели, то подразу­меваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла и т. д.
Возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы.
Имеет место только тогда, когда существует про­блемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

1.5. Мышление и деятельностьМышление активный процесс отражения объективного мира в -понятиях, суждениях, теориях и т.

Слайд 21 1.5. Мышление и деятельность
Этапы процесса мышления

1.5. Мышление и деятельностьЭтапы процесса мышления

Слайд 22 1.5. Мышление и деятельность
Типы мышления

1.5. Мышление и деятельностьТипы мышления

Слайд 23 1.5. Мышление и деятельность
В процессе мышления человек постепенно открывал

в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных,

повторяющихся, устойчивых свя­зей вещей. Формулируя законы и используя их в дальнейшем познании, человек стал активно воздей­ствовать на природу и общественную жизнь.

Деятельность — способ отношения человека к вне­шнему миру, состоящий в преобразовании и подчине­нии его целям человека.
Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
1.5. Мышление и деятельностьВ процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество

Слайд 24 1.5. Мышление и деятельность

1.5. Мышление и деятельность

Слайд 25 1.5. Мышление и деятельность
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Субъект деятельности — это

тот, кто осуществля­ет деятельность (человек, коллектив, общество)
Объект деятельности — это

то, на что направлена дея­тельность ( предмет, процесс, явление, внутреннее состоя­ние человека)

Мотив -Цель -Методы и средства -Процесс -Результат (продукт)

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, тол­кать) — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (в качестве мотивов могут выступать потреб­ности, социальные установки, убеж­дения, инте­ресы,идеалы)

Цель деятельности — осознанный образ того ре­зультата, на достижение которого направлено дей­ствие человека.

Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это про­цесс, направленный на реализацию поставленной цели.
1.5. Мышление и деятельностьОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСубъект деятельности — это тот, кто осуществля­ет деятельность (человек, коллектив,

Слайд 26 1.5. Мышление и деятельность
Виды деятельности, в которые неизбежно включается

каждый че­ловек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение,

труд.
• Игра – это особый вид деятельности, целью которого не являет­ся производство какого-нибудь материального продукта, а сам про­цесс — развлечение, отдых. Происходит в условной си­туации, кото­рая, как пра­вило, быстро меняется. В её процес­се использу­ются так на­зываемые за­мещающие предметы. Нацелена на удовлет­ворение ин­тереса её участников Способствует развитию лич­ности, обогаща­ет её, вооружа­ет необходимы­ми навыками
• Общение — это вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, заключа­ющееся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Часто его расши­ряют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой комму­никацию [материальную или духовную (информацион­ную)].




1.5. Мышление и деятельностьВиды деятельности, в которые неизбежно включается каждый че­ловек в процессе своего индивидуального

Слайд 27 1.5. Мышление и деятельность

Учение — это вид деятельности, целью

которого является при­обретение человеком знаний, умений и навыков. Выделяют два

типа учения:
Организованное (Осуществляется в образова­тельных учреждениях)
Неорганизованное (Осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат)
Учение может приобрести характер самообразова­ния.

Труд — это любая сознательная дея­тельность человека. Там, где есть вза­имодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде.
Труд — один из видов дея­тельности, но далеко не единственный.
Труд — это вид деятельности, которая направлена на достиже­ние практически полезного результата.


Характерные черты труда
Целесообразность
Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
Наличие мастерства, умений, знаний
Практическая полезность
Наличие результата
Преобразование внешней среды обитания




1.5. Мышление и деятельностьУчение — это вид деятельности, целью которого является при­обретение человеком знаний, умений

Слайд 28 1.5. Мышление и деятельность
Основные классификации деятельности
По объектам и результатам

(продуктам) дея­тельности — создание материальных благ или культур­ных ценностей.
1. Материальная

( практическая ). Связана с созданием необходи­мых для удовлетворения потреб­ностей людей вещей, материаль­ных ценностей
2. Духовная. Связана с созданием идей, образов, науч­ных, художественных и нравственных ценностей
3. Материально-производственная. Преобразова­ние природы
4. Социально-пре­образователь­ная. Преобразова­ние общества
5. Познавательная. Отражение действи­тельности в художе­ственной и научной форме, в мифах, рели­гиозных учениях
6. Ценностно-ориентировочная. Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения
7. Прогностическая. Планирование или предвидение возможных изменений действи­тельности






1.5. Мышление и деятельностьОсновные классификации деятельностиПо объектам и результатам (продуктам) дея­тельности — создание материальных благ

Слайд 29 1.5. Мышление и деятельность
По субъекту деятельности: индивидуальная; кол­лективная.
По характеру

самой деятельности: репродуктив­ная (деятельность по образцу); творческая.
По соответствию правовым нормам:

законная; не­законная.
По соответствию моральным нормам: моральная; аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: про­грессивная; реакционная.
В зависимости от сфер общественной жизни: эко­номическая; социальная; политическая; духовная.
По особенностям проявления человеческой актив­ности: внешняя (движения, мышечные усилия, дей­ствия с реальными предметами); внутренняя (умствен­ные действия).
По результатам: созидательная; разрушительная.




1.5. Мышление и деятельностьПо субъекту деятельности: индивидуальная; кол­лективная.По характеру самой деятельности: репродуктив­ная (деятельность по образцу);

Слайд 30 1.5. Мышление и деятельность
Творчество — это вид деятельности, порождающей

нечто каче­ственно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель,

новый результат или новые средства, новые способы их до­стижения).
Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творчес­кой деятельности. Однако способности могут разви­ваться или пропасть.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
Комбиниро­вание, варьирование уже имеющих­ся знаний
Воображе­ние — спо­собность со­здавать но­вые чувствен­ные или мыслитель­ные образы в сознании
Фантазия (от гр. phantasia — психи­ческий образ, плод воображения) — характеризуется осо­бой силой, яркостью и необычностью со­здаваемых представ­лений и образов
Интуиция (от лат. intueri — пристально смотреть) — знание, условия получения которого не осознаются.



1.5. Мышление и деятельностьТворчество — это вид деятельности, порождающей нечто каче­ственно новое, никогда ранее не

Слайд 31 1.6. Потребности и интересы
Потребность – нужда человека в том,

что со­ставляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются

потребности человека.
Виды потребностей человека


1.6. Потребности и интересыПотребность – нужда человека в том, что со­ставляет необходимое условие его существования.

Слайд 32 1.6. Потребности и интересы
Потребности каждого следующего уровня становят­ся насущными,

когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потреб­ностей, поскольку:
1)

не все потребности человека мо­гут быть удовлетворены в полной мере; 2) потребности не должны противоречить нравственным нормам обще­ства.
Разумные потребности — потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человечес­ких качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интере­сов и склонностей.
Интерес (от лат. interest — иметь значение) — целе­направленное отношение человека к какому-либо объ­екту его потребности.



1.6. Потребности и интересыПотребности каждого следующего уровня становят­ся насущными, когда удовлетворены предыдущие.Следует помнить о разумном

Слайд 33 1.6. Потребности и интересы
От интереса следует отличать склонность.


Не всегда

интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той

или иной деятель­ности). Например, интерес человека к кино не обяза­тельно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.
1.6. Потребности и интересыОт интереса следует отличать склонность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое

Слайд 34 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
В истории общественной

мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла.

Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).
Две крайности:
Если всё однозначно необходи­мо, если нет слу­чайностей, новых возможно­стей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе (фатализм).
Полный произвол по отноше­нию к другим людям, невозмож­ность установления каких-либо устойчивых социальных связей (волюнтаризм).
Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.
Необходимость — устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительнос­ти, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.
Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания чело­века, законов.
Необходимое вытекает из сущности вещей и при оп­ределённых условиях должно обязательно произойти. Мера необходимости и свободы в ту или иную исто­рическую эпоху различна, эта мера задаёт определён­ные типы личности.


1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельностиВ истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана

Слайд 35 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Ядро свободы —

это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряже­нием

человека (бремя выбора). Общество своими нор­мами и ограничениями задаёт диапазон выбора.
Свобода — умение познавать объективную необхо­димость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснован­ные решения и на практике воплощать их в дей­ствительность.
Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать ре­шения со знанием дела. Свобода доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне обще­ства невозможно.
Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и на­мерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.


1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельностиЯдро свободы — это выбор, который всегда связан с

Слайд 36 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Сложность определения

понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщённостью,

а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.


1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемыСложность определения понятия «общество» связано в первую очередь

Слайд 37 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Общество —

продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования,

или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей.
Функции общества
• Воспроизводство и социализация человека.
• Производство материальных благ и услуг.
• Распределение продуктов труда (деятельности).
• Регламентация и управление деятельностью и поведением людей.
• Духовное производство и регулирование активности людей.

Общество есть совокупность общественных отношений.
Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). Общественные отношения могут быть материальными и духовными, которые в свою очередь тоже могут разделяться.


1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемыОбщество — продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая

Слайд 38 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Общество характеризуется

как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна,

серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость.
Система — это комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании. Система в свою очередь характеризуется рядом принципов (целое не сводимо к сумме частей, целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов, взаимосвязь системы и среды и т.д.)
Т.о. общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединённые кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции и самовоспроизведения.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни. Основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная (выделены в соответствии с потребностями человека)


1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемыОбщество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е.

Слайд 39 1.9. Основные институты общества
Институт (от лат. institutum —

установление, учреждение) общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации

совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей (государство, семья, брак и т.п.)
Основные институты общества: экономические, социальные, политические, духовные.



1.9. Основные институты обществаИнститут (от лат. institutum — установление, учреждение) общества — это исторически

Слайд 40 1.9. Основные институты общества



Функции институтов общества
• Организуют

человеческую деятельность в определённую систему социальных ролей и статусов, устанавливая

образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определённые ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями.
• Удовлетворяют насущные жизненные потребности общества.
• Осуществляют социализацию (образование и воспитание) людей.
• Контролируют поведение членов общества.
• Регулируют властные отношения.
• Осуществляют коммуникацию между людьми.
• Обеспечивают защиту членов общества от физической опасности.
1.9. Основные институты общества  Функции институтов общества• Организуют человеческую деятельность в определённую систему

Слайд 41 1.9. Основные институты общества



Выделяют также явные и

скрытые функции общественных институтов. Когда расхождение между этими функциями велико,

возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества.
Ещё более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
Институты общества определяют социум в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в институтах общества.
1.9. Основные институты общества  Выделяют также явные и скрытые функции общественных институтов. Когда

Слайд 42 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры



Начиная

с I в. до. н. э. слово «культура» (от лат.

cultura — уход, обработка, возделывание земли) стало обозначать воспитание человека, его образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII – начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры  Начиная с I в. до. н.

Слайд 43 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры



Можно

выделить две основные сферы существования и развития культуры материальную и

духовную.
Основные функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

Основами классификации типов культуры могут быть
Связь с религией
Региональная принадлежность
Регионально-этническая особенность
Принадлежность к историческому типу общества
Хозяйственный уклад
Сфера общественной жизни или вид деятельности
Связь с территорией
Специализация
Способ самоорганизации
Тип аудитории

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры  Можно выделить две основные сферы существования

Слайд 44 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры



Чаще

всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную,

народную, массовую и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры  Чаще всего, говоря о многообразии культур,

Слайд 45 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры



1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Слайд 46 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Необходимо уметь

выделять положительные и негативные аспекты массовой культуры. Массовая и элитарная

культуры не обязательно враждебны друг другу.
Молодёжная субкультура:
• часто рассматривается как отклоняющаяся, выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре;
• характеризуется преобладанием отдыха и досуга, вокруг которых формируются все отношения;
• отличается приоритетом потребительских ориентаций;
• формируется под влиянием экранной культуры (компьютерных игр, мультфильмов и т. д.);
• всё больше становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы;
• носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей;
• обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения.


1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культурыНеобходимо уметь выделять положительные и негативные аспекты массовой

Слайд 47 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные

и социально-гуманитарные науки
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на

производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.


1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные наукиНаука – форма духовной

Слайд 481.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Специфику

развития научного знания нередко связывают с понятие парадигмы.
Парадигма (от

гр. paradeigma — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основные особенности научного познания
• объективность добываемого знания;
• развитость понятийного аппарата (категориальность);
•рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
• проверяемость;
• универсальность;
•использование специальных способов и методов познавательной деятельности.


1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные наукиСпецифику развития научного знания нередко связывают с понятие

Слайд 501.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

• Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) —

отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
• Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
• Гипотеза (от гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
• Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
• Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).



1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки • Научный факт (от лат. factum —

Слайд 511.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Методы научного познания
•Наблюдение - целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира,

доставляющее первичный материал для научного исследования.
• Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) – исследование какого либо явления путём активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
• Анализ (от гр. analysis — разложение) - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
• Синтез (от гр. synthesis — соединение) - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
•Индукция (от лат. inductio — наведение) - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
•Дедукция (от лат. deductio — выведение) - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.


1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Методы научного познания•Наблюдение - целенаправленное и организованное

Слайд 521.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

• Аналогия (от гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных

объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
• Моделирование (от фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.
• Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними в выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
• Идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.


1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки • Аналогия (от гр. analogia — соответствие)

Слайд 531.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

• Исторический метод связан с освещением различных этапов развития объектов

в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления. Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.
•Логический метод связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса. Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории.
Эти два метода тесно связаны между собой: исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.


1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки • Исторический метод связан с освещением различных

Слайд 541.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

• Формализация (от лат. forma — вид, образ) — уточнение

содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
• Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.


1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки • Формализация (от лат. forma — вид,

Слайд 551.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки




1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Слайд 561.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

С переходом к Новому времени начинается развитие естественных наук, которые

изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.
В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного знания.
Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса привело к становлению социального знания.
Изучение целей и мотивов деятельности человека, его духовных ценностей, личностного восприятия мира привело к становлению гуманитарного знания.
• Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин.
• Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.


1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки С переходом к Новому времени начинается развитие

Слайд 571.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.




1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Слайд 581.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Особенности социально-гуманитарных наук
• Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь

пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познаёт здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).
• Социально-гуманитарное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Общественные науки задевают непосредственно интересы людей.
• Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание — это служение истине как ценности, как правде; естествознание — «истины разума», обществознание — «истины сердца».
• Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии —> установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.


1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки Особенности социально-гуманитарных наук• Субъект и объект познания

Слайд 591.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки




1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Слайд 601.12. Образование, его значимость для личности и общества
Образование —

один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения

умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи обучающих лиц.
Система образования в России
Сеть образовательных учреждений
Совокупность образовательных стандартов и программ
Органы управления образованием
Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования


1.12. Образование, его значимость для личности и общества Образование — один из способов становления личности путём получения

Слайд 611.12. Образование, его значимость для личности и общества
Комплекс принципов, определяющих

функционирование системы образования.
— гуманистический характер образования;
— приоритет общечеловеческих ценностей;
— право

личности на свободное развитие;
— единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
— общедоступность образования;
— адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
— светский характер образования в государственных учреждениях;
— свобода и плюрализм в образовании;
— демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений


1.12. Образование, его значимость для личности и обществаКомплекс принципов, определяющих функционирование системы образования.— гуманистический характер образования;— приоритет

Слайд 621.12. Образование, его значимость для личности и общества
Общие тенденции

в развитии образования
Демократизация системы образования. Во многих странах ликвидирована неграмотность,

массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям; усиление нравственного воспитания; переход от объект-субъектных отношений между учащимися и учителями к субъект-субъектным
Гуманитаризация образования. Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
Компьютеризация процесса образования. Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.


1.12. Образование, его значимость для личности и общества Общие тенденции в развитии образованияДемократизация системы образования. Во многих

Слайд 631.13.Религия
Существует множество определений религии.
Религия (от лат. religare — связывать, reeligere

— воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) —

это:
вера в сверхъестественное (в Бога );
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Спорной оказывается и проблема происхождения религии.
Богословско-теологический подход. Религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Это особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом.
Материалистический подход. Религия является продуктом развития человеческого сознания. Она возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял


1.13.РелигияСуществует множество определений религии.Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность,

Слайд 641.13.Религия
Главные признаки религии
Вера в сверхъестественное
Организованное поклонение высшим силам
Стремление согласовать жизнь

с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
Ранние формы религии
Тотемизм (англ. totem

на языке североамериканских индейцев букв, «его род»). Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определённого вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм (от порт, feitico — идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас.


1.13.РелигияГлавные признаки религииВера в сверхъестественноеОрганизованное поклонение высшим силамСтремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)Ранние формы

Слайд 651.13.Религия
Анимизм (от лат. anima — душа, дух). Выражение веры в

духов и душу или всеобщую одухотворённость природы.
Первобытный человек населил духами

весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий.


1.13.РелигияАнимизм (от лат. anima — душа, дух). Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы.Первобытный

Слайд 661.13.Религия

1.13.Религия

Слайд 671.13.Религия

1.13.Религия

Слайд 681.13.Религия

1.13.Религия

Слайд 691.13.Религия
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую

жизнь религиозной общины.
Церковь (от гр. Kyriakon — дом Господний) —

социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.


1.13.РелигияДостаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.Церковь (от гр. Kyriakon —

Слайд 701.14. Искусство
Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного

сознания.
Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание

эстетических ценностей.
Искусство:
• выражает эстетическое отношение к миру;
• создаёт особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.
Искусство как явление культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.
Виды искусства
• Архитектура (зодчество)
• Живопись (жанры: портрет; натюрморт; пейзаж; анималистический; исторический)
• Скульптура (станковая; декоративная; монументальная)
• Декоративно-прикладное искусство
• Литература
• Музыка
• Театр
• Цирк
• Балет
• Кино
• Фотоискусство
• Эстрада


1.14. ИскусствоИскусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.Искусство — практическая деятельность человека, направленная на

Слайд 711.15. Мораль
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к

нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей

и требований, регулирующих поведение людей.
Подходы к происхождению морали



1.15. МоральМораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая

Слайд 721.15. Мораль

1.15. Мораль

Слайд 741.15. Мораль

1.15. Мораль

Слайд 751.15. Мораль
Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль»

происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают

их как синонимы. И всё же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.


1.15. МоральПонятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют,

Слайд 761.15. Мораль
Философскую науку, предметом изучения которой является мораль, нравственность, называют

этикой. Она: выясняет место и роль морали в системе других

компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.); анализирует её природу и внутреннюю структуру; изучает происхождение и историческое развитие нравственности; обосновывает различные её системы.
Выполняя, наряду с появившемся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Мораль и право: общее и различия


1.15. МоральФилософскую науку, предметом изучения которой является мораль, нравственность, называют этикой. Она: выясняет место и роль морали

Слайд 771.15. Мораль

1.15. Мораль

Слайд 781.15. Мораль

1.15. Мораль

Слайд 791.16. Понятие общественного прогресса

1.16. Понятие общественного прогресса

Слайд 801.16. Понятие общественного прогресса
Прогресс (от лат. progressus — движение вперёд,

успех) — это направление развития по восходящей линии, для которого

характерен переход:
— от низшего к высшему;
— от простого к более сложному;
— к большей устойчивости и жизнеспособности общества.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это направление развития по нисходящей линии, для которого характерен переход:
— от высшего к низшему;
— от лучшего к худшему, к деградации;
— к меньшей стабильности и жизнеспособности общества.
Критерии прогресса
• Совершенствование нравственности людей.
• Развитие человеческого разума.
• Прогресс науки и техники.
• Развитие производительных сил, включая самого человека.
• Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку


1.16. Понятие общественного прогрессаПрогресс (от лат. progressus — движение вперёд, успех) — это направление развития по восходящей

Слайд 811.16. Понятие общественного прогресса
Общественное развитие может носить реформистский или революционный

характер.
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать)- это какая-либо

степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры). Могут носить прогрессивный и регрессивный (реакционный) характер.
Революция (от лат. revolu-tio — поворот, переворот)- это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Могут носить кратковреенный и долговременный характер.
Реформы могут иметь месть в разных сферах общественной жизни. Например, экономические, социальные, политические.


1.16. Понятие общественного прогрессаОбщественное развитие может носить реформистский или революционный характер.Реформа (от фр. reforme, лат. reformare —

Слайд 821.16. Понятие общественного прогресса
В современном обществознании акцент переносится с дилеммы

«реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от

лат. innovatio — обновление) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderne — новейший, современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» («органическую») модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма.
Более поздние теории модернизации характеризуют её через понятия «вторичная» («неорганическая», «догоняющая») модернизация. Она имеет место в условиях существования «образца», например, в виде западноевропейской либеральной модели.
Часто такая модернизация понимается как процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.


1.16. Понятие общественного прогрессаВ современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация».

Слайд 83Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Основные классификации общества
1. По

числу уровней управления обществом, а также степени его дифференциации: простые

(отсутствуют руководители и подчинённые, богатые и бедные); сложные (существует несколько уровней управления и несколько социальных слоёв населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов).
2. По формационному признаку: первобытное; рабовладельческое; феодальное; капиталистическое; коммунистическое.
3. По уровню развития: развитые; развивающиеся; отсталые.
4. По уровню социальных перемещений: открытые (допускается переход из одной социальной группы в другую); закрытые (характеризуются предписанностью и наследственностью).
5. По уровню технологии: традиционное; индустриальное; постиндустриальное.


Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)Основные классификации общества1. По числу уровней управления обществом, а также степени

Слайд 84Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Слайд 85Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Слайд 86Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Слайд 871.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Термин «глобальные проблемы» появился в

научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы

современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».
Интерсоциальные проблемы. Проблемы войны и мира; взаимоотношений наций, этносов, рас; преодоления экономической и социокультурной отсталости; освоения Мирового океана и космоса; борьбы с мировым терроризмом и др.
Проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы. Проблемы: экологическая; энергетическая; климатическая; сырьевая; продовольственная и др.
Проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества. Проблемы негативных последствий научно-технического прогресса; опасных болезней; защиты социокультурной среды и культурного многообразия; демографическая и др.


1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х гг. XX

Слайд 881.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Основные направления разрешения глобальных проблем

Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое

информирование людей о глобальных проблемах.
• Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению глобальных проблем.
• Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.
• Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень.
• Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международные исследования необходимы для принятия решений.
• Чёткая международная система прогнозирования.


1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)Основные направления разрешения глобальных проблем• Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на

Слайд 891.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Современный мир во всем своем

многоооразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация — процесс интеграции

государств и народов в разных областях деятельности.
Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств: успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру.
Власть оказывается бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных государств для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.


1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)Современный мир во всем своем многоооразии един, и его части тесно взаимосвязаны.Глобализация

Слайд 901.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Слайд 911.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Слайд 921.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Слайд 931.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Слайд 941.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика