Слайд 1
Модуль «Исследования и прогнозирование
в образовании»
Практикум по планированию и
проведению психолого-педагогического исследования
Исаев Е.И., профессор кафедры педагогической психологии МГППУ, доктор
психологических наук, профессор
Тема 2 «Методы исследования»
Слайд 21. Эмпирические методы, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта
и объекта исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опрос. Тесты. Анализ продуктов деятельности.
Проективный метод.
2. Теоретические методы – субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта. Анализ и синтез. Систематизация. Типология. Концептуализация. Моделирование.
3. Интерпретация и описание, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Статистические методы. Графические методы презентации полученных данных.
Классификация методов психологического исследования по В.Н. Дружинину
Слайд 3Классификация методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву
1. Организационные: сравнительные, лонгитюдные,
комплексные.
Сравнительный метод – сопоставление выборок испытуемых, в том числе по
возрастам. Метод возрастных (поперечных) и лонгитюдных, т.е. продольных исследований.
2. Обработки данных: количественный или статистический анализ; качественный анализ.
3. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, тесты, опрос, анализ продуктов деятельности, биографические методы и т.д.
4. Интерпретационные: генетический, структурный.
Генетический метод выделяет стадии, фазы, критические моменты развития личности.
Структурный метод выявляет горизонтальные структурные связи между изученными характеристиками личности.
Слайд 4
Наблюдение
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого
объекта.
Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение
может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.).
Требования к проведению: 1) четко поставленная цель и схема наблюдения; 2) объективность наблюдения; 3) систематичность наблюдения; 4) наблюдение за естественным поведением человека.
Ограничение: не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия.
Слайд 5Эксперимент
Эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных условиях и
тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних
условий.
Особенности эксперимента: 1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление; 2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных
Виды эксперимента: лабораторный, естественный, формирующий.
Слайд 6Тесты
Тест – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи
(тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Тесты используются для распознавания или
оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т.д. В этом отношении тест подобен эксперименту. Объединяет их также то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому.
Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой.
Слайд 7Опрос
Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и
беседы (интервью).
Источником информации в опросе являются письменные или устные
суждения индивида. Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.
Слайд 8Метод анализа продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи
внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая
объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Метод контент-анализа широко использует математические модели исследования текстовой информации.
Графология – при изучении характеристик почерка делается вывод об определенных психологических свойствах автора письма. В графологии разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.
Анализ продуктов деятельности
Слайд 9Математические методы исследования
Математические методы в психологии используются как средство повышения
надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят
на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных.
Используются в психологии не в качестве самостоятельных методов, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.
Необходимы в условиях работы исследователя одновременно с несколькими переменными, с набором гипотез, предполагающих вовлечение в исследование большого массива эмпирических данных.
Особые математические процедуры и формулы используются при обработке результатов тестового обследования.
Слайд 10Биографический метод
Биографический метод как способ познания человека основан на изучении
психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии.
Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности.
Теорию самоактуализации личности А.Маслоу создал, изучая биографии выдающихся личностей: общественных и политических деятелей, писателей, ученых и т.п.
Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностях человека.
Вместе с тем метод трудоемок и не может использоваться очень широко.
Слайд 11Проективный метод
Проективные методики – приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на
предъявлении специфической, слабоструктурированной стимульной ситуации, способствующей актуализации установок, мотиваций, отношений
и других личностных особенностей человека.
Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала должен отражать его внутренний мир. Предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него установки, потребности, мотивы и т.п.