Разделы презентаций


Модуль Публичное выступление в профессиональной деятельности доктор

Содержание

Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова План 1. Предмет, цель и задачи курса «Русский язык и культура речи». 2. Понятие языка и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
Дисциплина: Русский язык и культура речи
Лекция: Введение. Язык и

речь.
кандидат филологических наук, доцент
Гузель Мансуровна Курбангалеева
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Дисциплина: Русский

Слайд 2Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
План
1. Предмет, цель и задачи курса «Русский язык

и культура речи».
2. Понятие языка и речи.
3. Общественные функции языка.
4. Типы речи.

Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова План 1.

Слайд 3Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
Литература
1. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А., Шаклеин В.М. Русский

язык и культура речи. – М.: Флинта, 2016. – 607 с. (Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=85856) 2. Бронникова Ю.О., Сдобнова А.П., Тарасова И.А. Русский язык и культура речи / Под ред. А.П. Сдобновой. – М.: Флинта, 2014. – 174 с. (Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=62959) 3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Б. Русский язык. Культура речи. Деловое общение. – М.: Изд-во «КноРус», 2014. – 424 с. (Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53657) 4. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи. – М.: Изд-во «Проспект», 2015. – 448 с. (Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=54802) 5. Санникова И.И. Русский язык и культура речи. – М.: Флинта, 2015. – 192 с. (Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=72730)

Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Литература

Слайд 4Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
1. Предмет, цель и задачи курса «Русский язык и

культура речи».
Предметом данного курса являются нормы литературного русского языка и правила публичного речевого общения, общения с помощью языка в его устной и письменной формах.
Под публичным общением в широком смысле слова понимается любое общение вне дома, семьи, компании друзей независимо от числа его участников, степени их знакомства, предмета речи и т.п.

Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова 1. Предмет,

Слайд 5Нужен ли курс культуры речи населению Уфы?
Нужен, т.к. речь различна

в местностях и регионах, что может создать трудности в общении

граждан одной страны. Речь в деревнях и селах искажена более всего;
Курс культуры речи нужен людям всех возрастных групп, однако наиболее полезным он будет молодёжи, так как развивает грамотную речь и формирует языковое чутьё;
Нужен как базовый предмет. Люди с каждым поколением теряют ценность языка;
Да, нужен. Театр начинается с вешалки, а культура начинается с речи.
Нужен для саморазвития;
Нужен, так как он развивает красивую и правильную речь и всегда будет полезен в любом возрасте.

Нужен ли курс культуры речи населению Уфы?Нужен, т.к. речь различна в местностях и регионах, что может создать

Слайд 6Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
Целью курса РЯКР не является заучивание списка трудных слов

или повторение правил орфографии и пунктуации, основ грамматики, хотя грамотность, несомненно, является компонентом речевой культуры.
Цель курса состоит в том, чтобы дать в руки будущих специалистов необходимый и достаточный инструментарий для эффективного использования в решении профессиональных задач.
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Целью курса

Слайд 7Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
2. Понятие языка и речи. Уровни владения языком.
Языком называют

определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс, приставка и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (словосочетания, предложения, текст). Описывается данная система в грамматиках и словарях.

Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова 2. Понятие

Слайд 8Язык как система

Язык как система

Слайд 9Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
«Язык – социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая

основным средством общения и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет по крайней мере одну из 2-х форм реализации – устную или письменную».
«Краткий словарь лингвистических терминов» Н.В. Васильевой и др. (М., 1995)
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова «Язык –

Слайд 10Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
Язык и речь – два тесно взаимосвязанных явления.
Речь –

это процесс пользования языком, проявление языковых знаков в их упорядоченности.
Речь – это язык в действии.
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Язык и

Слайд 11Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во

времени и облечённое в звуковую или письменную форму.
К речи относят также продуты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом.
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова В лингвистике

Слайд 12Характерные признаки языка и речи

Характерные признаки языка и речи

Слайд 13Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
Важную роль играет качество использования языка или качество речи

каждого говорящего, уровень его коммуникативной языковой компетенции.
Под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических, социолингвистических и прагматических знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Важную роль

Слайд 14Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
Лингвистический компонент предполагает знание языковой системы как таковой. Социолингвистические

знания и умения подразумевают владение социальными нормами (речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп).
Прагматический компонент предполагает навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях (распознавания разных типов текстов, а также умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения) и т.п.
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Лингвистический компонент

Слайд 15Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова

3. Общественные функции языка.
Функция – предназначение, целевое назначение.
Язык по

своей природе полифункционален.
В лингвистической литературе выявлено около 30 функций, до сих пор продолжаются споры относительно их сущности и числа.



Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова 3. Общественные

Слайд 16Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова

К базовым функциям языка относятся:
- коммуникативная: язык –

важнейшее средство человеческого общения. Он позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать, в свою очередь, как-то реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать);
- когнитивная (познавательная, гносеологическая): язык – средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям;
- мыслеформирующая (конструктивная) функция: язык используется как средство мышления в форме слов. Австрийский языковед Людвиг Витгенштейн замечает, что «Язык переодевает мысли». 




Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова К базовым

Слайд 17Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
С базовыми функциями языка соотносятся производные (частные) функции, т.е.

функции, подчиненные коммуникативному назначению языка (их называют также функциями речи):
- номинативная функция (от лат. nomination «называние, наименование») – функция обозначения внеязыковой действительности;
- эмоциональная (экспрессивная, эмотивная): функция выражения эмоционального состояния говорящего;
- метаязыковая проявляется в высказываниях, которые направлены на выяснение свойств языка (в лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях и т.д. где язык описывается в терминах языка);
- контактоустанавливающая (фатическая): функция установления и поддержания контакта с собеседником.






Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова С базовыми

Слайд 18Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
- аккумулятивная функция – функция хранения и передачи

в словесной, текстовой форме знаний и опыта человечества (национального самосознания, традиций культуры, истории народа). В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, газеты, худ. лит-ра), в УНТ фиксируется жизнь и история носителей данного языка.
- поэтическая (эстетическая) функция: внимание направляется на сообщение ради него самого. Эта функция используется прежде всего в поэзии, в худ. прозе, в разговорной речи. Речь в таких случаях воспринимается как эстетический объект, слова оцениваются как что-то прекрасное или безобразное.
- магическая функция, которая реализуется при помощи заклинаний, проклятий, клятв, заговоров, привораживания и т.д., т.е. связана с воздействием на ход событий, психику аудитории.






Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова  -

Слайд 19Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
4. Типы речи.
Типы (формы) речи:
устная / письменная,
внешняя

/ внутренняя,
монологическая / диалогическая / полилогическая.






Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова 4. Типы

Слайд 20Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова







Устная речь осуществляется с помощью звуков, письменная - с

помощью письменных знаков.
Обе формы находятся в единстве и одинаково важны в жизнедеятельности человека.
В условиях коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение: любой письменный текст может быть озвучен, а устный записан.
В устной речи особое место отводится логическому ударению, произношению, паузе.
Возможности устной речи несравненно шире по выразительности, она может передать всё богатство человеческих чувств, настроений.
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Устная речь

Слайд 21Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова







Письменная речь



В отличие от устной речи письмо – это

созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка.
Письменность есть лишь примерно у 300 языков, в то время как в мире насчитывают от 3 до 7-8 и даже 10 тысяч языков.
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Письменная речьВ

Слайд 22Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова










Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению

информации.
Письменная речь развёртывается не во временном, а в статическом пространстве, что даёт возможность пишущему обдумать текст, возвратиться к нему ещё раз, перестроить его. Письменной речи свойственны, как правило, сложные синтаксические конструкции, употребление причастных оборотов, строгое соблюдение орфографических, пунктуационных норм, отсутствие невербальных элементов.
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Основное свойство

Слайд 23Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
Внешняя речь – речь произнесённая или записанная.
Внутренняя речь

– речь, не озвученная и не зафиксированная для других. Внутренняя речь используется человеком как средство мышления или внутреннего проговаривания (речь минус звук), а также как способ запоминания.
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Внешняя речь

Слайд 24Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
Монологическая речь (монолог) – форма речи, представляющая собой развёрнутое

высказывание одного лица, обращённое к самому себе или к другим и обладающее определённой композиционной организованностью.
Монологическая речь 1) может представлять собой сознательное обращение к слушателю в этом случае монолог характерен, прежде всего, для устной формы книжной речи: устная научная речь (доклад, лекция), судебная речь, устная публичная речь; 2) монолог – это речь наедине с самим собой, - так называемый «внутренний монолог».
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Монологическая речь

Слайд 25Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
Диалогическая речь (диалог) – форма речи, которая характеризуется сменой

высказываний двух говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией.
Диалогическая речь – это первичная форма коммуникации, она представляет собой, как правило, неподготовленный, спонтанный тип речи.
Бытовой диалог характеризуется незапланированностью, разнообразием обсуждаемых тем, отсутствием целеустановок. Диалог может использоваться в сферах публицистической, официально-деловой речи (деловая беседа, интервью, дискуссия).
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Диалогическая речь

Слайд 26Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова
Диалог может быть неинформативным и информативным. Диалог, состоящий из

форм речевого этикета неинформативен, т.к. отсутствует потребность в получении информации:
Информативный диалог направлен на получение новой информации. Необходимым условием развёртывания такого диалога является потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях участников диалога.
Термин «полилог» восходит к древнегреческому языку (поли – много). Полилог – это разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога: не менее 3-х участников, единая тема, ситуативная связанность.
Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Диалог может

Слайд 27Модуль «Публичное выступление в профессиональной деятельности» доктор филологических наук, профессор Гульнара

Франгилевна Кудинова



Спасибо за внимание!

Модуль  «Публичное выступление в профессиональной деятельности»  доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова Спасибо за

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика