Слайд 3На первый план в литературе выдвинулась высокая гражданско-патриотическая поэзия и
обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших
прогрессу.
Слайд 4Особенности литературного направления
- Герои классицистических произведений обладали доминирующей чертой характера,
делились исключительно на положительных и отрицательных;
-человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные
и отрицательные герои противопоставляются;
- каждый герой – носитель какой-нибудь черты, что отражается в «говорящих» фамилиях.
Слайд 5Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа— стереотип характера, который
переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии -
это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
Слайд 6Человек
Мужественные люди, ведущую борьбу со своими чувствами и страстями во
имя Долга
Исполнение Долга.
Отказ от личных интересов во имя общественных;
служение высокой
Идее.
Слайд 7Классицистическая композиция: в пьесе, как правило, 4 акта — в
третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные
персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Слайд 8
Мольер
Жан Батист
Поклен.
(1622-1673)
Слайд 9МОЛЬЕР (Moliere) (наст. имя и фам. Жан Батист Поклен, Poquelin
) (1622-73), французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства.
Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом.
Moliere
Слайд 10Семья
Семья Покленов принадлежала к обеспеченному торговому классу: в 1631 отец
Мольера получил высокую официальную должность королевского обойщика. Он дал прекрасное
образование своему старшему сыну, который с 1636 по 1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, где воспитывались отпрыски многих дворянских семей. Жан Батист знал толк в обойном ремесле и вступил в ремесленный цех, но родня предназначала его к юридической карьере: в 1641 он был принят в коллегию адвокатов.
Слайд 11Дом Мольера в Отёй. Гравюра 18 в.
Слайд 12Первые шаги на театральном поприще
Псевдоним «Мольер» впервые зафиксирован в документе
от 28 января 1644 года. В 1645 будущий комедиограф дважды
побывал в тюрьме из-за долгов, и труппе пришлось покинуть столицу. Турне по провинциям продолжалось 12 лет: первые пьесы Мольера «Шалый, или Все невпопад» (1655), «Любовная размолвка» (1656) относятся именно к этому периоду. Годы странствий сыграли значительную роль в жизни драматурга: став превосходным актером и режиссером, он научился успешно вести дела с авторами, коллегами и властями.
Слайд 13Парижские периоды
В 1658 труппа вернулась в Париж и устроила в
Лувре представление для Людовика XIV, которому чрезвычайно понравилась пьеса Мольера
«Влюбленный доктор». Первый успех у публики драматург снискал в 1659 комедией «Смешные жеманницы», в которой высмеял прециозную слащавость и вычурность манер. В 1661 провалилась единственная «правильная» пьеса Мольера «Дон Гарсия Наваррский», но зато оказались чрезвычайно удачными постановки «Школы мужей» и «Докучных» в театре Пале-Рояль, где ныне размещается Комеди Франсез (известная также под именем «Дом Мольера»).
Слайд 14Взлеты и падения
В 1665 очередную бурю вызвала постановка «Дон Жуана»:
на сей раз враги Мольера, не довольствуясь временным запретом, предприняли
все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных подмостков, и после 15 представлений ее при жизни драматурга уже никогда более не ставили. С финансовой точки зрения оказался неудачным и поставленный в 1666 году «Мизантроп». Это одна из самых «загадочных» и многозначных комедий Мольера.
Слайд 15Постановки
Смешные жеманницы», поставлена 1659;
«Мизантроп», поставлена 1666 г.;
«Скупой», поставлена 1668;
«Ученые женщины», поставлена 1672;
«Мещанин во дворянстве», поставлена 1670;
«Мнимый
больной», поставлена 1673 ; «Тартюф, или Обманщик» (поставлена 1664).
Постановка «Дон Жуан» в 1665
Слайд 16Мольер. «Мизантроп». 1734. Резцовая гравюра Л. Кара по рисунку Ф.
Буше
Слайд 17«Тартюф»
В 1663 появился «Тартюф», вызвавший грандиозный скандал. Противники Мольера добились
запрета пьесы через посредство могущественного «Общества святых даров», и только
после примирения Людовика XIV с Церковью в 1669 комедию начали ставить с неизменным успехом у публики: за один лишь первый год пьеса выдержала более 60 представлений.
Слайд 18
В 1670 появилась одна из самых популярных комедий драматурга
«Мещанин во дворянстве», которая представляет собой веселый фарс со вставным
турецким балетом — возможно, эти сцены были заказаны королем, чтобы сбить спесь с посланника Оттоманской империи.
«Мещанин во дворянстве»
Слайд 20В центре комедии образ господина Журдена – неправдоподобно глупого и
очень смешного буржуа, помешавшегося на своем стремлении стать «своим» в
кругу дворян.
Слайд 21Пять пьес
Денежные затруднения вынудили Мольера за один лишь сезон 1667-68
написать пять пьес: в их число входят «Жорж Данден, или
Одураченный муж», «Брак поневоле» и «Скупой».
Слайд 22Смерть драматурга
Сценическая карьера драматурга завершилась трагически. В феврале 1673 был
поставлен «Мнимый больной», где Мольер, несмотря на давнюю тяжелую болезнь
(скорее всего, у него был туберкулез) исполнял главную роль. На четвертом представлении он потерял сознание, и его пришлось отнести домой. Он скончался в ночь с 17 на 18 февраля, не успев исповедаться и отречься от актерской профессии. Приходской священник запретил хоронить его на освященной земле: вдова обратилась за помощью к королю, и лишь тогда было разрешено произвести религиозное погребение.