Слайд 1Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Слайд 2Мониторинг (от лат. monitor – предостерегающий)
Специально организованное систематическое наблюдениеза состоянием
объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза
Основная сфера практического применения - информационное обслуживание управления в различных областях деятельности
Слайд 3Терминология
Наблюдение – метод сбора первичной информации путем регистрации событий, явлений,
процессов
Диагностика – целенаправленное исследование распознавания и оценки свойств, особенностей и
состояния объекта (ФС) или субъекта (обучающиеся); истолкование полученных результатов и их обобщение в виде заключения;
Скрининг – от англ. screening – просеивание, сортировка – массовое исследование с целью выявления лиц с определенной болезнью (болезнями) для оперативного принятия мер
Донозологические состояния – состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходованию функциональных резервов организма (напряжение систем адаптации, стресс-реакции)
Слайд 4Понятие адаптации
- от лат adaptatio – приспособление.
Адаптация -
приспособление строения и функций организма или его органов к изменению
условий среды.
При выполнении нагрузки приспособление происходит:
к влиянию упражнений определенного характера (положение тела, интенсивность, монотонность…)
к условиям их проведения (лыжи, коньки – к холоду; плавание - к воде и т.п.); в том числе к социальным условиям (окружению, условиям коммуникации)
Слайд 5Виды адаптации:
генотипическая – механизмы изменений, которые в принципе возможны у
человека как вида и определяются его генотипом;
фенотипическая – та которая
возникла при действии изменяющихся факторов;
эволюционная - возникает на протяжении тысячелетий (расовые приспособительные признаки);
онтогенетическая – возникает в процессе жизни человека.
Слайд 6Разновидности адаптации:
срочная – сразу на изменение фактора рефлекторным путем
(покраснение кожи и потоотделение при повышении температуры);
долгосрочная (отдаленная во
времени) - связана с изменением обмена веществ; в спорте – проявления показателей тренированности, т.е. приведение организма в соответствие с периодически действующими на организм нагрузками.
Слайд 7Мера адаптации – степень приспособленности
Положительная адаптация – если при действии
нагрузки повышается производительность и работоспособность и развивается устойчивость – резистентность
организма к действию неблагоприятных факторов
Отрицательная - если при действии нагрузки снижается производительность и работоспособность. Развивается дизадаптация
Слайд 8Акклиматизация
Это адаптация к условиям климата:
Пассивным путем (у аборигенов)
Активным путем (у
представителей других народностей) – повышение обменных реакций, включение САС и
ОАС.
Слайд 9Дизадаптация
При действии избыточной силы факторов
Это нарушения механизмов
Проявляются в нарушениях
– дисфункциях организма и систем органв
Слайд 10Деадаптация
Возвращение параметров в исходное состояние после прекращения действия факторов
Возвращаются функциональные
показатели (ОЦК, кол-во гемоглобина, температура, иммунитет…)
Остаются изменения в структуре и
строении органов – структурные следы (гипертрофия миокарда, структура и рельеф костей…)
Остается «вегетативная память» на действие фактора – перед его или при его появлении – снова и быстро развиваются процессы адаптации – реадаптация («предстартовое состояние»)
Слайд 11Норма реакции - это комплекс адаптивных реакций организма и их
выраженность.
Норма реакции, или реактивность – это индивидуальные, генетически
определенные особенности реакции человека на действие фактора среды.
Норма реакции зависит от возраста, пола, тренированности, конституции, физиологического состояния, состояния здоровья и других значений (t, сезон, время суток).
Слайд 12Резистентность – устойчивость организма к условиям среды
Специфическая – развивается устойчивость
или приспособления к данному фактору ( например, к определенному виду
тренировок или виду спорта)
Неспецифическая – имеет одинаковые механизмы при действии разных факторов:
Симпато-адреналовая система (САС)
Стресс-реакция, или общий адаптационный синдром (ОАС)
Реакция тренировки
Реакция активации
Слайд 15СТРЕСС-?
Стресс (от англ. stress - напряжение) или «общий адаптационный синдром»
- это совокупность общих неспецифических физиологических, психологических и биохимических реакций
организма в ответ на действие стрессоров - раздражителей чрезвычайной силы любой природы.
Слайд 16СТРЕССОР
Стрессор – это стимул, который может запустить в действие систему
реакций человека, направленную на адаптацию;
группы стрессоров:
1) средовые (физические воздействия
- боль, холод, перегрев; биологические - инфекционные агенты; химические);
2) психоэмоциональные;
3) социальные.
Слайд 17Реакции при действии стрессора:
1) специфические, связанные с качеством действующего фактора;
2) неспецифические, общие
при действии различных стрессоров = стресс (ОАС)
Слайд 18«местный адаптационный синдром»
Совокупность стереотипных реакций: гиперемия, фагоцитоз, воспаление в
очаге повреждения (ожог, механическая травма и др.)
Выраженные изменения только
в месте действия стрессора
Выраженность зависит от общей способности организма к адаптации.
Слайд 19Типы стресса
Эустресс
Дистресс
Острый
Подострый
Хронический
Слайд 21«Триада Селье»:
гипертрофия коры надпочечников и инволюция тимуса, селезенки, лимфоузлов;
Образование язв
в желудочно-кишечном тракте;
нарушение обмена веществ и изменения в периферической крови
(повышение нейтрофилов, снижение лимфоцитов и эозинофилов.
Слайд 27Мониторинг - ???
Теоретический
аспект:
- способ исследования реальности посредством
представления своевременной и качественной информации для обеспечения управления
Практический аспект:
Мониторинг
здоровья – алгоритм получения и анализа данных для создания реабилитационных программ (Поляков С.Д.)
-аналитическая и прогнозная система: наблюдение, анализ и прогноз (Изаак С.И.)
скрининг-диагностика различных аспектов развития
Валеологичекий мониторинг
В социологии
В экологии
В медицине
В психологии
Слайд 28Мониторинг состояний -????
это система мероприятий по наблюдению, оценке и
прогнозу состояния физического здоровья для принятия обоснованных управленческих решений
Мониторинг состояния
обучающихся осуществляется в соответствии с ФЗ РФ №349 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04. 12. 2007
Позволяет выявить:
Вектор развития ситуации; осуществлять контроль динамики состояний
Выявить «слабые звенья» в организме и составить индивидуальную программу оздоровления и маркеры оценки ее эффективности; разрабатывать научно-методические рекомендации
Обеспечивать обратную связь (через обучающихся, педагогов, тренеров, руководство
Прогнозировать и моделировать результат, снизить риск ухудшения и осложнений состояния; своевременно вносить коррективы в планы деятельности учреждений, педагогов, тренеров
Слайд 29Физическое состояние (ФС) – совокупность морфологических, функциональных и двигательных свойств
организма
Компоненты ФС:
Физическое развитие: здоровье, особенности телосложения, особенности функционирования систем органов,
обмена веществ, питания, особенности адаптации (по отношению к возрастно-половым нормам)
Физическая подготовленность: динамика уровня развития двигательных качеств, расширение возможности выполнения движений, функций обеспечения движений, развитие энергетических механизмов организма, работоспособности
Слайд 30Пути мониторинга:
1) проведение многомерных наблюдений, сведение множественных характеристик в конечное
число групп (по какому-либо признаку возрасту, полу, типу телосложения, напряженности
систем регуляции, уровня физической подготовленности, психологических особенностей – проведение кластерного анализа с использованием методов математической статистики в результате возникает возможность для каждой группы подобрать оптимальные условия деятельности (тренировок), питания, выбрать альтернативный вариант для сохранения здоровья и работоспособности
2) Комплексное оценивание физического и психофизиологического состояния с моделированием происходящих физиологических процессов , позволяет оценить данные по возрастно-половым шкалам, выбрать для данного индивидуума оптимальный вариант питания, режима дня, объема нагрузок и смоделировать его состояние через определенный период времени
Слайд 31Структура (направления) мониторинга физического состояния
Педагогическое – изучение учебных достижений,
качества содержания образования по физическому воспитанию, физической подготовленности
Психологическое – изучение
тревожности, эмоционального состояния ….
Социологическое – изучение условий жизни, обучения, работы..
Медицинское – изучение физического здоровья, заболеваемости, особенностей адаптации к нагрузкам в зависимости от нозологии
Статистическое – сбор информации и ее анализ на основании отчетности
Ресурсное – изучение объемов, качества обеспечения техническими, финансовыми, научно-методическими ресурсами
Кадровое – изучение кадрового состава педагогов, анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
Управленческое – комплексный анализ системы физического воспитания по разным группам показателей для принятия управленческого решения
Слайд 32Типы и виды мониторинга
По продолжительности: многолетний (лонгитудинальный) и локальный («вход-выход»,
«вход-процесс-выход» для 1 учреждения)
По задачам: функционирования (для решения 1 задачи)
и развития (для моделированиня ситуации)
По характеру объекта: М здоровья, двигательных качеств…..
По типу решения задач: информационный, базовый (диагностический), проблемный, сравнительный, прогностический
Слайд 35Мониторинг состояния здоровья учеников школы
Направления мониторинга
По состоянию
здоровья
По медицинским
параметрам
По группам
здоровья
По уровню
тревожности
Используются материалы
Медицинская
документация
школы
Медицинская
документация
ФАПа
Итоги
мониторинга
физической
подготовки
Диагностические
материалы
Слайд 37ПО МЕДИЦИНСКИМ ПАРАМЕТРАМ
ВЫВОДЫ
2000-2003
2003-2007
Слайд 38ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ
2000-2003
2000-2003
2003-2007
ВЫВОДЫ
Слайд 39ПО ГРУППАМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2000-2003
2003-2007
ВЫВОДЫ
Слайд 40УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ
2000-2007
Слайд 41ПРОБЛЕМЫ
Отсутствие системы мониторинга здоровья детей
Имеется противоречие между требованиями государства
в сохранении
и укреплении здоровья учащихся в школе
и отрицательной динамикой физического
состояния детей
Наблюдается довольно высокий уровень тревожности
учащихся школы
ЦЕЛЬ
Показать ребёнку, его семье значимость его физического
состояния для развития его нравственных качеств и
душевных сил, для профессионального становления
Слайд 42
Араповская основная общеобразовательная школа
Муниципальное образовательное учреждение
Слайд 43Система
школьного мониторинга
Системное исследование состояния физического и психического здоровья
учащихся
Выявление уровня воспитанности
Диагностика личностного роста
Занятость учащихся во внеурочное время
Выявление уровня
обученности
Выявление уровня удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами образовательного процесса
Слайд 44Мониторинг состояния физического здоровья учащихся
Слайд 45Мониторинг уровня познавательных процессов
Слайд 46Диагностика уровня воспитанности
Средний уровень воспитанности по школе за три года
Уровень
воспитанности обучающихся 1 – 11 классов за три года
Слайд 48Ценностные ориентации обучающихся
Иерархия принимаемых ценностей-целей обучающихся Араповской школы
Номер ценности-цели соответствует:
3
– здоровье
15 – счастливая семейная жизнь
8 – наличие хороших и
верных друзей
6 – любовь
7 – материально обеспеченная жизнь
4 – интересная работа
Слайд 50 Выявление уровня удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе
и результатами образовательного процесса