Слайд 1Монохром и гризайль
Бакшинова Л.П., ст. преподаватель ККО
Слайд 2Монохромный -
происходит от греч. μονόχρωμος «одноцветный», образованного из μόνος «одинокий»
и χρῶμα «цвет». Заимствовано через англ. monochromatic или нем. monochromatisch.
одноцветный;
выполненный в одном цвете; излучающий один цвет или цвета, различающиеся по яркости, но не по спектру
Слайд 3Для монохрома применяется ахроматический ряд – оттенки серого, которые располагаются
от белого к черному.
Монохромное изображение может выполняться краской одного цвета:
акварель, гуашь, акрил, темпера и даже масло
Слайд 4В монохроме главное – тон. Тон – светосила, которая зависит
от освещения, собственной окраски предметов, степени их удаленности от наблюдателя
Слайд 5Тональный масштаб - передача света, тени, полутонов пропорциональная тому, что
мы наблюдаем в натуре.
Тональная шкала из 5-7-9 тонов и
более
Слайд 7Гармоничные сочетания ахроматических цветов
Композиция может состоять из двух, трех и
более оттенков серого. Композиции из трех оттенков считаются наиболее гармоничными.
Оттенки
для композиции из серой шкалы выбирают либо с включением черного, белого и одного или нескольких серых, или только черный и белый, такая гармоническая схема называется полной.
Если выбирают белый и светлые оттенки серого, то такая схема называется светло-серой.
Черный и темные оттенки серого, темно-серой.
Когда оттенки берутся из середины шкалы, то тогда это средне-серая гармоническая схема.
Слайд 11Художники любят технику монохрома и применяют ее
как для самостоятельного
произведения,
так и в качестве эскизов
Конашевич. Натюрморт.
Современный монохром в стиле «Винтаж»
В. Конашевич. Лупинус в хрустальной вазе
Слайд 13Для монохрома применяют чаще всего черную и коричневую краски, реже
– синюю, красную, зеленую
Слайд 16Преобразование цветной фотографии в черно-белую
Слайд 18Шуймохуа. Китайская монохромная живопись
– пейзажи, цветы и птицы –
выполняется тушью
Слайд 21«Суми-э» - японская монохромная живопись имеет множество тем
Слайд 23Монохромная живопись привлекает пейзажистов
Пейзажные зарисовки
Юрия Студенкина
Слайд 26 Гризайль - (фр. Grisaille от gris –
серый)
-вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего
сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов.
В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.
Гризайль –роспись, имитирующая лепнину и различные архитектурные элементы. Обычно выполнется в градациях серого или умбристого (светло-коричневого) цвета. Игра света и тени достигается с помощью полутонов или сочетания с белым цветом.
Слайд 27 Техника гризайль возникла в античности, развивалась
в искусстве Средневековья, в период Готики и Северного Возрождения. Техника
гризайли широко использовалась в станковой живописи в Средние века..
С XVII века в искусстве барокко гризайль стали применять в архитектуре — для декоративных росписей плафонов и стен. Ахроматическое моделирование светотени создавало обманчивый эффект, иллюзию рельефа и хорошо сочеталось с подлинно рельефным декором.
Слайд 28Наибольшее распространение росписи гризайлью получили в архитектуре неоклассицизма XVIII-XIX веках
и в стиле ампира начала XIX века, поскольку они ассоциировались
с античной скульптурой.
Росписи Елагиноостровского
дворца.
Санкт-Петербург
Слайд 29Санкт-Петербург. Таврический дворец. XVIII век
Слайд 30Москва. Петровский путевой дворец. XVIII век
Слайд 32Монохроматическая живопись была важным компонентом авангардистского изобразительного искусства в течение 20-го
века и пришла в 21-й век. Живописцы создали исследование одного
цвета, экспертизу ценностей, изменяющихся через поверхность, expressivity структуры и нюанса, выразив большое разнообразие эмоций, намерений и значений в большом разнообразии путей и средств. От геометрической точности до экспрессионизма монохром, оказалось, был длительной идиомой в современном искусстве
Слайд 33Современные художники используют для гризайли любой цвет, который соответствует задумке
работы
Майкл Пек (Michael Peck). Австрия.
Слайд 34Основа – деревянная поверхность. Материал: масляные краски
Слайд 35Лондонский художник Пол Моррисон (Paul Morrison) - приверженец графики и автор масштабных
росписей стен, потолков и заборов. Нет, он не очередной художник,
покрывающий фасады городских и загородных строений граффити. Особенностью творчества является использование в живописи монохроматической цветовой схемы.
Слайд 36Пол Моррисон создает крупномасштабные росписи Flower murals, делая акцент на
красоте природы, а именно, на цветочных мотивах, мастерски вплетая гигантские
рисованные икебаны в современную архитектурную среду.
Слайд 38В современных интерьерах общественных зданий и квартир используется монохромная живопись
чаще всего в виде картин и росписи стен, реже потолков.
Слайд 40Роспись стен масляными и акриловыми красками в интерьерах общественных зданий
выполняет художник Сергей Судаков.
Слайд 42
Многие могут подумать, что гризайль — это достаточно простой и
скучный вид живописи, но это совершенно неверное мнение. Гризайль помогает
начинающим художникам понять и ощутить соотношения тона и объема, не отвлекаясь на поиски подходящих цветов.