Слайд 3Мораль оценивает поведение человека с позиций
«хорошо -плохо», «добра и
зла»
Мораль проявляется на общественном и
личном уровне.
Индивид усваивает моральные
нормы в процессе
социализации, ориентации на гуманное, доброе,
честное, справедливое
Слайд 5 Мораль — это
совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения
людей в социуме, их обязанности
друг перед другом и перед обществом.
Слайд 6 Мораль (лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores
— обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной
регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики.
Слайд 7РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ
ТАБУ
ОБЫЧАЙ
ТРАДИЦИИ
МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
Слайд 8 ТАБУ (от полинезийского слова, означавшего - запрет) - негативные
предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно
повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.).
Слайд 9 Обычай - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в
определённом обществе или социальной группе и является привычным для их
членов.
Слайд 10 Традиция (от лат. traditio — передача; предание) - элементы
социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и
сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы.
Слайд 14 мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с
правом, политикой
и отражает различные социально - экономические
интересы людей
Слайд 16
1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями
морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль
шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения..
Слайд 173. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а
смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические
знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
Слайд 186. МОТИВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. ПОЗВОЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ ОЦЕНИВАТЬ И ПО ВОЗМОЖНОСТИ ОПРАВДЫВАТЬ
СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ НРАВСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ. ЧИСТЫЕ И БЛАГОРОДНЫЕ МОТИВЫ
– ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
7. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ. ВЫСТУПАЕТ КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ О ЦЕННОСТЯХ ЖИЗНИ, НРАВСТВЕННЫХ КОНТАКТОВ ЛЮДЕЙ. ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА БАЗЕ ВЫРАБОТКИ ОБЩИХ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, А ОТСЮДА – СЛУЖЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, «ЧУВСТВО ЛОКТЯ», ПОДДЕРЖКУ И ВЗАИМОВЫРУЧКУ.
Слайд 19Мораль эффективна лишь тогда, когда ее нормы внедрены в индивидуальное
сознание.
Нравственность — степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое
следование им в
повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке.
Нравственность — это уровень реального морального поведения людей.
Слайд 20Позитивное закрепление моральных норм в индивидуальном сознании
моральные убеждения
как принятые
личностью моральные принципы
Слайд 21НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ – ПОНЯТИЯ МОРАЛИ, КОТОРЫЕ НОСЯТ
ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР.
ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ
- НОСЯТ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ХАРАКТЕР, ФОРМУЛИРУЮТ В ОБОБЩЁННОМ ВИДЕ БАЗОВЫЕ МОРАЛЬНЫЕ
ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА.
НОРМЫ МОРАЛИ – ФОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ТРЕБОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ.
СТРУКТУРА МОРАЛИ
Слайд 22
Другим видом поведения личности является разрешение
моральных ситуаций, требующих активного привлечения
моральных
представлений и этических категорий.
Этические категории — это фундаментальные понятия
морали, отражающие
события жизни с точки зрения самых
общих моральных оценок.
Слайд 23совокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания),
на
уровне индивидуального сознания — понимание личностью этих обязанностей и принятие
их.
Требование долга является моральной основой социальной дисциплины.
Долг
Слайд 24способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков,
соотносимых с идеей должного. Совесть — это «сторожевой пункт» общества
в индивидуальном сознании.
манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести.
Совесть
Слайд 25Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на
основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к
самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой.
Честь и достоинство
Слайд 26Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением
и открывающимися перспективами.
Счастье
Слайд 27Моральный идеал — это представление о совершенной системе моральных норм,
воплощаемых в деятельности и поведении личности.
Слайд 28НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – это реализация человеком в своем поведении нравственных
принципов (ценностей и норм).
Слайд 29Низкая общая культура людей;
Различные социальные группы, имеют неодинаковые фундаментальные интересы
и цели своей жизни и поведения;
Эгоистические групповые и индивидуалистические
идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть общесоциумные задачи и интересы;
Паралич эмпатии.
Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины):