Разделы презентаций


Морфемика и словообразование

Содержание

морфемика и словообразованиеформообразующие и словообразующие морфемыСегодня на уроке:способы образования слова

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Морфемика и словообразование.

Повторение

Морфемика и словообразование.Повторение

Слайд 2морфемика и словообразование
формообразующие и словообразующие морфемы
Сегодня на уроке:
способы образования слова

морфемика и словообразованиеформообразующие и словообразующие морфемыСегодня на уроке:способы образования слова

Слайд 3Морфемика ̶ раздел языкознания, в котором изучается морфемная структура слов

и их форм.

Морфемика ̶ раздел языкознания, в котором изучается морфемная структура слов и их форм.

Слайд 5 Морфема ̶ наименьшая частица слова
имеет звучание и значение
имеет

свое постоянное название

Морфема ̶ наименьшая частица словаимеет звучание и значениеимеет свое постоянное название

Слайд 6Какая морфема в слове главная?

Какая морфема в слове главная?

Слайд 7Корень – это общая часть
родственных слов,
выражает основное лексическое значение

слова.

Корень – это общая часть родственных слов,выражает основное лексическое значение слова.

Слайд 8Однокоренные слова
общий корень
разное лексическое значение

Однокоренные словаобщий кореньразное лексическое значение

Слайд 9Лес ̶

лесник –
лесистый ̶̶
перелесок
Лес – площадь земли, заросшая

деревьями.
Лесник – человек, охраняющий лес.
Лесистый – обильно поросший лесом.
Небольшой участок,

поросший лесом.

однокоренные слова

Лес ̶ лесник –лесистый ̶̶ перелесокЛес – площадь земли, заросшая деревьями.Лесник – человек, охраняющий лес.Лесистый – обильно

Слайд 10Слова, состоящие из одного корня
пианино, кашпо, кафе

Слова, состоящие из одного корняпианино, кашпо, кафе

Слайд 11Столб-ик
Пере-лес-ок
Под-рост-ок
Корень взаимодействует с морфемами

Столб-икПере-лес-окПод-рост-окКорень взаимодействует с морфемами

Слайд 12Морфемы
словообразовательные
формообразовательные
образуют новое слово
образуют форму слова

Морфемысловообразовательныеформообразовательныеобразуют новое словообразуют форму слова

Слайд 13Словообразовательные морфемы
помогают образованию новых слов.
приставка
суффикс

Словообразовательные морфемыпомогают образованию новых слов.приставкасуффикс

Слайд 14Её место перед корнем
при-горок
кое-кто
пере-об-у-ть
вз-ыграть
или другой приставкой.

Её место перед корнемпри-гороккое-ктопере-об-у-тьвз-ыгратьили другой приставкой.

Слайд 15Словообразовательный
часть слова, которая стоит после корня перед окончанием
служит для образования 
новых

слов

Словообразовательныйчасть слова, которая стоит после корня перед окончаниемслужит для образования новых слов

Слайд 16
рыжий – рыжеватый
синий – синеватый
светлый – светловатый
обозначают неполноту

качества в прилагательном

рыжий – рыжеватый синий – синеватыйсветлый – светловатыйобозначают неполноту качества в прилагательном

Слайд 17воробей – воробьиный
гусь –  гусиный
Помогает  образовать притяжательные
прилагательные.

воробей – воробьиныйгусь –  гусиныйПомогает  образовать притяжательные прилагательные.

Слайд 18выражают грамматическое значение слова
указывают на
род
число
падеж
наклонение

выражают грамматическое значение словауказывают на родчислопадежнаклонение

Слайд 19Запомни!
формообразующий
и

Запомни!формообразующийи

Слайд 20неопределенная форма глагола:
писать
читать
форма прошедшего времени глагола:
писал
действительное причастие настоящего времени :
читающий

неопределенная форма глагола:писатьчитатьформа прошедшего времени глагола:писал действительное причастие настоящего времени :читающий

Слайд 21Формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий
темнее
громче
старейший
нижайший

Формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречийтемнеегромчестарейшийнижайший

Слайд 22Приставочный — образование слова при помощи приставки:
город – пригород, бежать

– добежать.
Суффиксальный — образование слова при помощи суффикса:
обуть – обувать,

сломать – сломить.

Способы образования слов

Приставочный — образование слова при помощи приставки: город – пригород, бежать – добежать.Суффиксальный — образование слова при помощи суффикса:

Слайд 23Постфиксальный — образование нового слова при помощи постфикса:
бить ̶ биться,

мыть ̶ мыться.
 Приставочно-суффиксальный — образование слова одновременным присоединением приставки и суффикса:

вода – подводный, снег - подснежник
Постфиксальный — образование нового слова при помощи постфикса: бить ̶ биться, мыть ̶ мыться. Приставочно-суффиксальный — образование слова одновременным присоединением

Слайд 24Приставочно-постфиксальный — одновременное присоединение приставки и постфикса:
спать ̶̶ выспаться, шутить ̶̶

отшутиться.
Суффиксально-постфиксальный — одновременное присоединение  суффикса и постфикса:
гордый ̶ гордиться, толпа

̶ толпиться

Приставочно-постфиксальный — одновременное присоединение приставки и постфикса:спать ̶̶ выспаться, шутить ̶̶ отшутиться.Суффиксально-постфиксальный — одновременное присоединение  суффикса и постфикса: гордый

Слайд 25Способ сложения основ — образование нового слова сложением основ нескольких слов

при помощи интерфикса или без него.
Интерфикс — «о, е».
лес

+ степь = лесостепь
пар + ходить = пароход
Способ сложения основ — образование нового слова сложением основ нескольких слов при помощи интерфикса или без него.Интерфикс —

Слайд 26До встречи на уроках русского языка!

До встречи на уроках русского языка!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика