Разделы презентаций


Морфологические нормы русского языка

Содержание

Великие о речи…Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовка к экзамену
Морфологические нормы русского языка

Подготовка к экзаменуМорфологические нормы русского языка

Слайд 2Великие о речи…
Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы

считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.

А.П.Чехов

Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни.
Д.И. Писарев

Великие о речи…Для интеллигентного человека дурно говорить  должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь

Слайд 3Качества хорошей речи
Правильность,
точность,
логичность,
чистота,
выразительность,
богатство

речи,
её уместность,
соответствие стилевому назначению

Качества хорошей речиПравильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению

Слайд 4О речи и её нормах
Правильная речь - это речь, в

которой соблюдаются все нормы литературного языка.
Норма литературного языка - это

единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка.


Языковые нормы речи:
орфоэпические,
нормы словообразования,
морфологические,
синтаксические,
лексические,
стилистические,
орфографические,
пунктуационные.

О речи и её нормахПравильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка.Норма литературного

Слайд 5Морфологические нормы. Что это такое?
Морфологические нормы – это правила образования

слов разных частей речи.
Сравни:


Правильно:
их
слезай
красивее

три студентки




Неправильно:
ихний
слазь
красивше или более красивее
трое студенток



Морфологические нормы.  Что это такое?Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи.Сравни:Правильно:ихслезайкрасивеетри студенткиНеправильно:ихнийслазькрасивше или

Слайд 6Следует повторить следующие темы:
I. Образование форм имен прилагательных
II. Склонение

имен числительных, употребление имен числительных.
III. Особенности употребления форм местоимений.
IV. Употребление

форм глагола.
V. Род, склонение имен существительных.

Следует повторить следующие темы:I.  Образование форм имен прилагательныхII. Склонение имен числительных, употребление имен числительных.III. Особенности употребления

Слайд 7Образование и употребление степеней сравнения прилагательных
Особенности употребления имён прилагательных

Образование и употребление степеней сравнения прилагательныхОсобенности употребления имён прилагательных

Слайд 8Простая форма
Сложная (составная) форма
Образуется
при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее –

красивей;
при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже;
при

помощи суффикса –ШЕ:
тонкий – тоньше;
- от других основ: хороший – лучше.

Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее:
более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий.

Способы образования сравнительной степени прилагательных

Простая формаСложная (составная) формаОбразуетсяпри помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей;при помощи суффикса –Е: высокий – выше,

Слайд 9Простая форма
Сложная (составная) форма
Образуется
при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший;
при

помощи суффикса –Ш: высший, низший;
иногда к названным суффиксам добавляется приставка

НАИ-: наивысочайший;
от других основ: хороший – лучший

Образуется
прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный;
прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее

Превосходная степень

Простая формаСложная (составная) формаОбразуетсяпри помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший;при помощи суффикса –Ш: высший, низший;иногда к названным

Слайд 10НЕЛЬЗЯ
МОЖНО

самый тончайший,

более умнее,

наименее красивее.

самый тонкий или тончайший,


более умный или умнее,
наименее красивый или красивее.

Обратите внимание!


Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени:

НЕЛЬЗЯМОЖНОсамый тончайший, более умнее, наименее красивее. самый тонкий или тончайший, более умный или умнее, наименее красивый или

Слайд 11Бойкий – бойчее и бойче,
Гибкий – гибче,
Глубокий – глубже,
Горький (опыт)

– горше,
Горький (мед) – горче,
Мелкий – мельче,
Узкий – уже,
Плохой –

хуже,
Хороший – лучше.

Запомни!

Бойкий – бойчее и бойче,Гибкий – гибче,Глубокий – глубже,Горький (опыт) – горше,Горький (мед) – горче,Мелкий – мельче,Узкий

Слайд 12О формах кратких прилагательных
Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН

и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще

употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен,
двусмыслен, естествен,
искусствен, легкомыслен,
медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.

О формах кратких прилагательныхИз вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН  и на -ЕНЕН  в современном

Слайд 13Потренируемся!
Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных.

Устно исправьте предложения.
1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем

речь других героев повести.
2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление.
3) Ольга была более моложе Татьяны.
4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях.
5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

Потренируемся!Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения.1) Речь бабушки более ярче

Слайд 14Склонение количественных числительных
и
употребление собирательных числительных
Особенности употребления имён числительных

Склонение количественных числительных и употребление собирательных числительныхОсобенности употребления имён числительных

Слайд 15Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие

число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие

на вопросы
сколько? который?

Количественные
обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два;
различают
1) целые (десять, сто),
2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых),
3) собирательные (двое, пятеро)

Порядковые
- числительные, обозначающие порядок при счёте:
первый, десятый, сто шестидесятый





Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при

Слайд 16Склонение количественных числительных (сколько?)
Составные : склоняются все слова, все части:
Р.п.

(нет) семисот восьмидесяти двух
Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя
полтора: полтораста
И.,В.

– полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.)
полтораста
Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста
сорок, девяносто, сто:
И., В. – сорок, девяносто, сто
Р., Д., Т., П. – окончание –а.


Склонение количественных числительных (сколько?)Составные : склоняются все слова, все части:Р.п. (нет) семисот  восьмидесяти двухТ.п. (чем?) семьюстами

Слайд 17Склонение количественных имен числительных
Десятки :
обе части оканчиваются одинаково
пятидесяти, пятьюдесятью.
Сотни:
склоняются обе

части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота
И.,В.

пять нот – пять сот .
Р. пяти нот - пятисот .
Д. пяти нотам – пятистам
Т. пятью нотами – пятьюстами
П. о пяти нотах – о пятистах
Склонение количественных имен числительныхДесятки :обе части оканчиваются одинаковопятидесяти, пятьюдесятью.Сотни:склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова

Слайд 18Склонение порядковых имен числительных (который?)
Склоняется только последнее слово
до тысяча шестьсот

восемьдесят шестого (года)
в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году)
 
При указании

даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже:
к пятому января,
перед первым сентября
 

Склонение порядковых имен числительных (который?)Склоняется только последнее словодо тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года)в две тысячи пятьсот девяноста

Слайд 19Потренируемся!
Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними

существительных.
1. В реферате имеется приложение с 25 схем...
2. Студенту

не хватает 9 книг.
3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.
Потренируемся!Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных.1. В реферате имеется приложение с 25

Слайд 20Сочетание собирательных числительных с существительными
Собирательные числительные
(от 2 до 10):
двое,

трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.
1) с существительными,

обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят);
с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот);
с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них).

Сочетание собирательных числительных с существительнымиСобирательные числительные (от 2 до 10):двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро,

Слайд 21оба
обе
обоих,
обоим,
обоими
только с существительными мужского, среднего рода
Обоим братьям,


на обоих полотнах,


обеих,
обеим,
обеими
только с существительными женского рода


обе сестры,
по обеим сторонам

Следует запомнить

обаобеобоих, обоим, обоимитолько с существительными мужского, среднего рода Обоим братьям, на обоих полотнах,обеих, обеим, обеими только с

Слайд 22Потренируемся!
Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах

именительного и дательного падежей.
Образец: Оба студента; обоим студентам.
Институт, сессия, речь,

декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.

Потренируемся!Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.Образец: Оба студента; обоим

Слайд 23Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов

Особенности употребления глаголов
Глагол ПОЛОЖИТЬ –

только с приставкой!
Положи, положите

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголовОсобенности употребления глаголовГлагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой!Положи, положите

Слайд 24Запомните!
У глаголов
ДЕРЗИТЬ, УБЕДИТЬ,
ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ,
ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ,
ВИСЕТЬ, ЧУДИТЬ,
ДУДЕТЬ,

КОЛОСИТЬСЯ,
БУЗИТЬ
НЕ употребляются формы 1-го лица единственного числа:
я

дерзю, дудю, бузю.
Запомните!У глаголов ДЕРЗИТЬ, УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ,ВИСЕТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, БУЗИТЬ НЕ употребляются формы 1-го лица

Слайд 25Особенности употребления местоимений
Притяжательное местоимение их, её имеет только эту форму.
НЕЛЬЗЯ:

Ихний, ейный 
Запомнить: Скучать, грустить по вас, по нас

после простых предлогов

типа
в, без, к, до и после наречных предлогов возле, мимо, после, около к личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н:
к нему, у неё, за ней, около них.

После наречных предлогов вопреки, благодаря, согласно, наперекор, навстречу, которые употребляются только с Дат. падежом, начальное Н НЕ прибавляется:
навстречу ему, вопреки ей.

Особенности употребления местоименийПритяжательное местоимение их, её имеет только эту форму.НЕЛЬЗЯ: Ихний, ейный Запомнить: Скучать, грустить по вас, по

Слайд 26Алгоритм действий с А3
Определи, формы какой части речи представлены в

вариантах ответа.
Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж,

лицо и т.д.)
Подумай, где могут содержаться ошибки.

Алгоритм действий с А3 Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.Выяви основные признаки данной формы

Слайд 27УКАЖИТЕ ПРИМЕР В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМЫ СЛОВА ( ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО, ИМЕНИ

ЧИСЛИТЕЛЬНОГ, ГЛАГОЛА, МЕСТОИМЕНИЯ)

Выполнение заданий А3

УКАЖИТЕ ПРИМЕР В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМЫ СЛОВА ( ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО, ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГ, ГЛАГОЛА, МЕСТОИМЕНИЯ)Выполнение заданий А3

Слайд 28Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) клади портфель
2)

более семиста студентов
3) до две тысячи пятого года
4) её диплом
Ответ:


2) более семИсот студентов


1) полутораста книгам
2) трое жеребят
3) ихний кабинет
4) наименее удобный.

Ответ:
3) ИХ кабинет

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) клади портфель2) более семиста студентов3) до две тысячи

Слайд 29Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с шестьюдесятью

миллионами
2) более трехсот заданий
3) положи на полку
4) скучаю по вам
Ответ:


4) скучаю по ВАС


1) обеим старушкам
2) семеро нас
3) свойственен им
4) более модный.
Ответ:
3) свойствЕН им

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) с шестьюдесятью миллионами2) более трехсот заданий3) положи на

Слайд 30Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ляжьте на

пол
2) более мудрый старец
3) до одна тысяча девятьсот семнадцатого года
4)

шире реки
Ответ:
1) ляГте на пол


1) о ста странах
2) три аспирантки
3) к семидесяти двум
4) прибавить к девяностам трем.
Ответ:
4) прибавить к девяностА трем

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) ляжьте на пол2) более мудрый старец3) до одна

Слайд 31Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) самый скучный

день
2) едь быстрее
3) клади на стол
4) грущу по вас

Ответ:
2)

ПОЕЗЖАЙ быстрее


1) о полтора тоннах
2) обоих друзей
3) мокла под дождем
4) легче всего.
Ответ:
1) о полУтора тоннах

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) самый скучный день2) едь быстрее3) клади на стол4)

Слайд 32Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) обеими руками
2)

четверо ножниц
3) не лазейте по деревьям
4) к их мнению
Ответ:
3)

не лазАйте по деревьям.


1) о трех поросятах
2) наиболее ответственный пост
3) положи ручку
4) чудю на уроке.
Ответ:
4) нельзя образовать!

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) обеими руками2) четверо ножниц3) не лазейте по деревьям4)

Слайд 33 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) около

пятиста снимков
2) в течение тридцати семи минут
3) выложи на парту
4)

самый яркий
Ответ:
2) около пятиСОТ снимков


1) семьюдесятью процентами
2) ехай вперёд
3) высох быстро
4) быстрейший спортсмен.
Ответ:
2) ПОЕЗЖАЙ вперед

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) около пятиста снимков2) в течение тридцати семи

Слайд 34Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) разрежь батон
2)

попробуем
3) красивше всех
4) более резкий крик

Ответ:
3) красиВЕЕ всех

1) на

обоих берегах
2) лягте на кушетку
3) ответ медлен
4) более выше.
Ответ:
4) ВЫШЕ, более ВЫСОКИЙ

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) разрежь батон2) попробуем3) красивше всех4) более резкий крикОтвет:

Слайд 35Д.С.Лихачев
Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И

по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем

судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо.
Д.С.ЛихачевНаш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика