Слайд 1Мосалёв Антон Игоревич, к.э.н., доцент Муромского института
МЕНЕДЖМЕНТ
«Этапы развития менеджмента»
Слайд 2Хронология развития менеджмента
Слайд 3Древний период с 9-7 тыс. лет до н.э.
Период накопления человечеством
опыта управления.
Такой опыт был связан с упорядочением и организацией совместного
труда на стадии первобытнообщинного строя. Управление осуществлялось всеми членами общины. Старейшины и вожди родов и племён олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно в 5 тысячелетии до н.э. Шумеры изобрели письменность и стали заниматься регистрацией фактов.
В Древнем Египте с 4 по 2 тысячелетие до н.э. был накоплен опыт управления государством. В этот период происходит:
признание необходимости планирования, организации и контроля;
необходимость «честной игры»;
децентрализация в организации управления.
Прорабатываются идеи обслуживающей прослойки управленческого аппарата
Слайд 4В 1799 – 1750 гг. до н.э. Цари Вавилона Хаммурапи
первым осуществил децентрализацию управления.
В законах Хаммурапи были установлены такие важнейшие
принципы управления, как:
Неизменность и обязательность решений.
Исполнение обязанностей.
Регулирование вопросов иерархии власти.
Организация труда работников на поле.
Регулирование товарно-денежных отношений.
Установление минимальной заработной платы.
В качестве элементов контроля, Хаммурапи предложил использование свидетелей и письменных документов.
В 1491 году до н.э. евреи сформировали концепцию организации, планирования, руководства и контроля.
В 1100 году до н.э. в Китае признаются необходимыми организация, планирование, руководство и контроль в качестве важнейших функций управления.
Слайд 5В 600 году до н.э. Навуходоносор II царь Нововавилонского царства
занимался вопросами контроля за производством и стимулированием работников через заработную
плату.
В 500 году до н.э. Менциус занимался вопросами, связанными с системами и стандартами. В этот же период в Китае признаётся принцип специальности, а также необходимости такой функции управления, как организация.
400 год до н.э. связан с именами таких философов, как Сократ, Ксенофонт, Кир. Они занимались вопросами государственного и социального управления. В этот период был сформулирован принцип универсальности управления. Менеджмент получает признание как особый вид искусства, а процесс коммуникации между людьми считается необходимым.
В 350 году до н.э. в Греции уже используется научный метод труда и рабочего ритма. Платоном , в этот же период, был сформулирован принцип специализации.
Период с 325-20 гг. до н.э. связан с такими именами, как Александр Великий, Като, Варрон и Иисус Христос. Это было время, связанное с решением вопросов иерархии управления, организацией работ, единоначалия и человеческих отношений.
Слайд 6С 284 по 1100 года н.э. Деоклетиан, Альфараби, Газали рассматривали
вопросы, связанные с практической частью менеджмента, а именно: делегирование полномочий,
требования к руководителю и менеджеру.
В период 1340-1436 гг. приоритетными вопросами управления стали: счетоводство, учёт издержек, обработка статистической отчётности, контроль материальных запасов.
Завершающим хронологическим периодом первого этапа с 1500 по 1767 гг. стали исследования Сэра Томаса Мора (усиление специализации, анализ проблем руководства), Никколо Макиавелли (принцип массового согласия, целеустремлённость в организации, определение качеств руководителя) и Сэра Джеймса Стюарта (истоки теории власти, исследования влияния автоматизации).
Слайд 7Период индустриализации (1776-1890 )
Индустриальный период ознаменован появлением трудов А. Смита,
который проанализировал различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя
и государства; Р. Оуэна, провозгласившего гуманизацию управления производством, необходимость обучения, улучшение условий труда.
По сути, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей привели к тому, что сами владельцы уже не могли контролировать деятельность всех работников. Появилась необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы владельца на местах. Для этих целей обучали лучших работников. Они и стали первыми менеджерами.
Слайд 8Индустриальный период характеризуется заменой ручного труда, а также фабричной системой
производства.
Фабричная система – система производства, широко внедренная после промышленной революции и
характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источники энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда.
Разделение труда – один из главных принципов организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений.
Массовое производство – крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами, специализации производственных операций и разделения труда.
Слайд 9В 1776 году Адам Смит провёл анализ различных форм разделения
труда, а также дал характеристику обязанностей государя и государства. Также
А. Смит занимался вопросами контроля и расчёта оплаты труда.
В 1785 году Томас Джефферсон первым обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости час
Эли (Илай) Уитни в 1799 году заложил основы организации массового производства в машиностроении. Его научными и практическими интересами стали также вопросы, связанные с исчислением себестоимости, контролем качества, взаимозаменяемостью частей, а также признание интервала менеджмента.
В 1800 году Джеймс Уатт и Маттеус Бултон Сохо обратили внимание на вопросы, связанные со стандартными операциями, стандартное время и данные. Сфера социальных отношений также была ими принята во внимание, что отразилось в Рождественских праздниках для служащих, премиях, страховых обществах.
В 1810 году Роберт Оуэн использует на практике личный опыт, внедряет систему ответственности за подготовку рабочего, а также решает проблемы с жильём для рабочих.
Слайд 10Джеймс Милл первым обобщил опыт человеческой мотивации.
Математик Чарльз Беббидж
в 1833 году разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной
цифровой вычислительный техники, с помощью которой уже тогда принимались управленческие решения.
Признание и обсуждение относительной важности и функций менеджмента было в области интересов Маршалла и Логлина.
Генри Пур в 1855 году сформулировал принципы организации, связи и информации применительно к железным дорогам, а в 1856 году Даниэль Мак-Каллум использовал организационные схемы для демонстрации структуры менеджмента. Он же применил статистический менеджмент на железнодорожном транспорте.
Практическое использование мотивационного исследование Джевонсом в 1871 году позволило определить степень воздействия каждого из факторов на продуктивность рабочего. А в 1881 году Джозеф Вартон разработал для американского колледжа курс предпринимательского менеджмента.
Слайд 11Период систематизации (1856-1960)
Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются
новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец,
меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменили ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении.
На рубеже XIX–XX вв. в промышленном производстве развитых стран произошли серьезные сдвиги. Так, резко возросли его масштабы и концентрация, что выразилось в появлении предпрятий-гигантов, на которых численность занятых составляла тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялись дорогостоящее оборудование и сложные технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической мысли.
Слайд 12Изменившиеся условия потребовали столь же коренного изменения управления производством, тем
более, что необходимые предпосылки для обновления организации производства в значительной
степени уже имелись – это опыт индустриального управления, накопленный в XIX столетии, и достижения в таких отраслях знания, как экономика, социология, психология.
Наука конца ХIХ в. была подготовлена к широким теоретическим обобщениям огромного фактического материала, накопленного в течение предшествующих веков и в начале ХХ в. Аккумулирование накопленного в предшествующий период времени теоретического материала создало условия для того, чтобы менеджмент приобрел профессиональный статус.
В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики и, в конечном счете, мы можем представить это развитие в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ.
Слайд 13В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во
времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного
типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.
Этот период связан с такими именами, как Фредерик Халси, Фредерик Тейлор, Френк и Лилиан Гилбреты, Хьюго Эмерсон, Томас Эдисон, Анри Файоль, Элтон Мэйо и многими другими.
В этот период и сформировались основные школы менеджмента, которые занимались вопросами организации производства, управления людьми и процессами.
Слайд 14Информационный период (1960-н.в.)
Представлен количественной школой управления.
Информационный период связан с
повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.
В
это время разрабатывается идея системной теории, заключающаяся в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Системный подход в решении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
В 70-е гг. появилась идея открытой системы, согласно которой, организация имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде.
Этот же период ознаменовался появление ситуационного подхода, суть которого состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация.