Разделы презентаций


Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД

Содержание

Теория естественного права (договорная теория)В целом, естественное право рассматривалось как совокупность требований и правил, существующих по самой природе общества, независимо от положений законодательства.Известный русский профессор права XIX в. А. П.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО)
Естественная

(договорная) теория права
Выполнила: студентка 1 курса
Фак-та МП 7/21 ак.группы
Щелкунова Анастасия


Преподаватель: Трикоз Елена Николаевна
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО)Естественная (договорная) теория праваВыполнила: студентка 1 курсаФак-та МП

Слайд 2Теория естественного права (договорная теория)
В целом, естественное право рассматривалось как

совокупность требований и правил, существующих по самой природе общества, независимо

от положений законодательства.
Известный русский профессор права XIX в. А. П. Куницын писал, что «идея естественного права неизменно входила в состав правосознания всех времен и народов, выступая правовым идеалом и оказывая значительное влияние на развитие положительного права»
В рамках этой теории ученые различают «право» (подлинное право, неписаное право) и «закон» (позитивное право, писаное право). Наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное право, свойственное человеку от рождения (по природе или от Бога) — естественное право. Естественное право выступает критерием позитивного права, ибо не всякий закон содержит в себе право.

Теория естественного права  (договорная теория)В целом, естественное право рассматривалось как совокупность требований и правил, существующих по

Слайд 3Преимущества и недостатки Теории естественного права
Преимущества:
провозглашает источником прав человека либо

природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у

произвола чиновников и государственных структур
Именно теория естественного права стала основой правового государства. Большинство современных Конституций демократических государств закрепляют за гражданами естественные права. При этом признание факта врожденности означает отсутствие необходимости их доказывать и обосновывать


Недостатки:
данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;
такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей

Преимущества и недостатки Теории естественного праваПреимущества:провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает

Слайд 4Старшие Софисты
Старшие софисты создали первые договорные теории возникновения государства
Гиппий, Антифонт

и неизветный софист, о котором писал Платон
Они доказывали, что потребность

в праве изначально не заложена в человеке.
Старшие СофистыСтаршие софисты создали первые договорные теории возникновения государстваГиппий, Антифонт и неизветный софист, о котором писал ПлатонОни

Слайд 5Аристотель-(384– 322 до н.э.) древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343

года до н. э. — воспитатель Александра Македонского
Согласно Аристотелю,

государственное право частью узаконено, частью естественно
Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его.
«Законы, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные», - утверждал философ
Естественное право, по Аристотелю это право, которое не зависит от установления власти по какой-то причине и которое поэтому имеет везде одинаковое значение



Аристотель-(384– 322 до н.э.) древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра

Слайд 6Платон- (между 429 и 427 до н. э., Афины —

347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик

Сократа, учитель Аристотеля.

Платон разделяет и развивает дальше естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое суть одно и то же
Совершенным является только то государство, которое стремится к благу и справедливости.
Суть справедливого правопорядка у Платона связана со структурой человеческой души, имеющей три составные части — разумную, волевую и чувственную, каждой из которых соответствует своя добродетель
Но в сущности естественное право- это идеальное право, то есть умозрительная конструкция, которая дает ответы на вопросы — каким должно быть право, какова его наилучшая модель.
При этом Платон утверждал, что идеального права в реальной жизни нет.

Платон- (между 429 и 427 до н. э., Афины — 347 до н. э., там же) —

Слайд 7Цицерон –(3 января 106 года до н. э.,— 7 декабря

43 года до н. э древнеримский политический деятель, оратор и

философ.

Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства.
Естественные причины возникновения гос-ва Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности.
Естественное право, согласно Цицерону, возникло раньше всех писаных законов, поскольку устанавливается природой, а не человеческими решениями.
Поскольку право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями, поэтому основное требование при установлении законов: законы должны соответствовать справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей

Цицерон –(3 января 106 года до н. э.,— 7 декабря 43 года до н. э древнеримский политический

Слайд 8Фома Аквинский-(1225— умер 9 марта 1274) итальянский философ и теолог,

канонизирован католической церковью, учитель Церкви, philosophorum» («князь философов»)
Функция естественного закона

– различение добра и зла
Суть этого закона в соответствии с природой каждого создания состоит в стремлении к благу, то есть к тому, «чего все желают».
Предписания естественного закона содержат общие начала. Человеческий разум выводит из них частные установления, которые и называются человеческим законом

«Сумма теологий»

ФОМА АКВИНСКИЙ

Фома Аквинский-(1225— умер 9 марта 1274) итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью, учитель Церкви, philosophorum» («князь

Слайд 9Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ-материалист. Основными сочинениями Т. Гоббса

являются: трилогия «Основы философии»: «О теле», «О человеке», «О гражданине»,

«Левиафан.

Благодаря разуму человек отказался от части своих естественных прав и передал их государству, тем самым спас себя от уничтожения. Таким образом, в результате договора возникает государство, которое ограничивает естественные права человека
«Естественное право есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения совей собственной природы, т.е. собственной жизни».
«Естественный закон есть предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к её сохранению, и допускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ-материалист. Основными сочинениями Т. Гоббса являются: трилогия «Основы философии»: «О теле», «О

Слайд 10Главная работа Т. Гоббса-«Левиафан»
Левиафан — имя библейского чудовища, изображённого как

сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания

могущественного государства («смертного Бога»).

«Левиафан» в своё время был запрещён в Англии. В частности, книга была включена в «Судебное решение и постановление Оксфордского университета в созыве от 21 июля 1683 г. против некоторых пагубных книг» и подлежала сожжению.

Главная работа Т. Гоббса-«Левиафан» Левиафан — имя библейского чудовища, изображённого как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует

Слайд 11Джон Локк (1632 – 1704) – английский философ, широко известен

как теоретик либерализма. Его главная работа – «Опыт о человеческом

разуме».

Отправной точкой политической концепции Дж. Локка является идея естественного состояния – состояния, в котором все люди равны друг с другом и обладают равными возможностями.
Дж. Локк создал концепцию «естественного права», в соответствии с которой люди равны от рождения. На основании этого он сделала вывод, что никто, даже монарх не имеет права посягать на свободу, здоровье и жизнь другого человека
Д. Локк считал, что государство возникает как результат договора людей, все люди равны и свободны от рождения. Никто не должен наносить ущерб свободе, здоровью человека.
Дж. Локк разрабатывает идею о разделении власти в государстве. Люди объединяются в государство, т. е. подчиняют свои интересы интересам большинства. Возникает законодательная власть. Что бы законы работали, нужна исполнительная власть. Исполнительная власть должна назначаться законодательной властью.

Джон Локк (1632 – 1704) – английский философ, широко известен как теоретик либерализма. Его главная работа –

Слайд 12 ЖАН ЖАК РУССО-(28 июня 1712, Женева — 2 июля

1778)- франко-швейцарский (родился в республике Женева) философ, писатель и мыслитель

эпохи Просвещения.

Сила не может быть источником права. В этом произведении Руссо развил идею народоправства, суверенной власти народа. В основе ее — мысль, что сила не может быть источником права. В этом отличие Руссо от раннебуржуазных теоретиков, отождествлявших силу (мощь) и право.
Доказав, что ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными, а сила не создает права, Руссо сделал вывод, что основой любой законной власти для людей могут быть только соглашения. Весь вопрос в том, каковы эти соглашения.
В случае узурпации или злоупотребления государственной властью народ сохраняет за собой право на сопротивление тирана.

ЖАН ЖАК РУССО-(28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778)- франко-швейцарский (родился в республике Женева) философ,

Слайд 13Можно говорить о начале возрождения естественного права в Российской Империи,

после провозглашения необходимости этого возрождения в конце ХIХ века в работах:
Новгордцев

П.И

Петражицкий Л.И.

Трубецкой Е.Н

Можно говорить о начале возрождения естественного права в Российской Империи, после провозглашения необходимости этого возрождения в конце

Слайд 14П.И. Новгородцев считал, что естественное право – система нравственных оценок

не позитивного права, а должного, идеального, служащая критерием независимым от

реальных обстоятельств.
Он отмечал, что право носит не только волевой, но и нравственный характер, не только зависит от общества, но и от определенного «высшего решения»
Профессор Новгородцев, рассматривал естественное право как своего рода противовес абстрактным положениям закона, призванный удержать от игнорирования позитивным правом нравственности
Сознавая конфликт переменной области права и постоянной части нравственности, профессор Новгородцев, рассматривал естественное право как своего рода противовес абстрактным положениям закона, призванный удержать от игнорирования позитивным правом нравственности

НОВГОРОДЦЕВ П.И.-
(16 февраля 1866 — 23 апреля 1924, Прага) — русский юрист-правовед, философ, общественный и политический деятель, историк

П.И. Новгородцев считал, что естественное право – система нравственных оценок не позитивного права, а должного, идеального, служащая

Слайд 15Использованная литература
Куницын А. П. Право естественное. 1818–1820. Собрание произведений в

2-х т. Т. 2. М., 1966. С. 35.
Аристотель. Никомахова этика.

– С. 160.
Робинсон, Т. (2014) «Демократия и поздний Платон», Универсум Платоновской мысли: Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций. СанктПетербург, 9–24.
Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90–114. К.: Ника-Центр, 2010
Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Электронный ресурс] // Гражданское общество в России. Научная электронная библиотека.: URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Gobbs_Leviafan.pdf
Филиппов А. Ф. «Левиафан» Томаса Гоббса [Электронный ресурс] //ПостНаука. Academy [Сайт]. URL: http://postnauka.ru/faq/40976







Использованная литератураКуницын А. П. Право естественное. 1818–1820. Собрание произведений в 2-х т. Т. 2. М., 1966. С.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика