Слайд 2
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Департамент «Экономической теории»
к.э.н.,
доцент Остроумов Владимир Владиславович
Москва 2018 г.
Слайд 3Дисциплины знание которых
необходимо для изучения курса:
Микроэкономика - основные категории
(термины, понятия), теории и методы
в контексте микроэкономического анализа
Макроэкономика -
основные категории
(термины, понятия), теории и методы
в контексте микроэкономического анализа
История (Экономическая история) – особенности основных типов экономических систем и направлений экономической политики и их влияние на возникновение, развитие и совершенствование экономической науки
Слайд 4Рекомендуемая литература
Основная
1. Ядгаров Я.С. История экономических учений
[Электронный ресурс]: Учебник / Ядгаров Я.С., – 4-е изд., перераб.
и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 480 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). – Режим доступа: http://znanium.com
2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для студ. вузов, обуч. по экономич. спец. / Я.С. Ядгаров - М.: ИНФРА-М, 2013, 2014, 2015. – 480 с. – <ЭБС znanium.com >
3. Ядгаров Я.С. Эволюция теории стоимости [Электронный ресурс]: Учебное пособие для вузов / Под ред. Ядгарова Я. С. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 253 с. – (Высшее образование: Бакалавриат) – Режим доступа: http://znanium.com
Дополнительная
4. История экономических учений: Учебник для бакалавров / И.Н. Шапкин [и др.]; РЭА им. Г.В. Плеханова ;Финуниверситет ; под ред. И.Н. Шапкина, А.С. Квасова - М.: Юрайт, 2014 - 493 с. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
Слайд 5продолжение
5. Абалкин Л.И. Российская экономическая мысль: история
и современность.— М.: Ин-т экономики РАН, 2008.
6.
Антология экономической классики: В 2 т. М., 1991; 1993.
7. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: пер. с англ. / науч. ред.: В.С. Автономов, Е.М. Майбурд .— 4-е изд. — М.: Дело Лтд, 1994.
8. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. Избранное: пер. с англ. / Ред. совет.: Автономов В.С., Ананьин О.И., Афанасьев В.С. [и др.]. — М.: Эксмо, 2008.
9. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.
Маркс К. Капитал: В 3 т. //Маркс. К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23-25.
10. Маршалл А. Основы экономической науки. М. ЭКСМО, 2008.
11. Мировая экономическая мысль сквозь призму веков: В 5-ти т. / Научно-ред. совет: Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов, Г.Г. Пирогов [и др.]. — М.: Мысль, 2005.
12. Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3-х т. : пер. с англ. / под ред. В.С. Автономова; СПб. гос. у-т экономики и финансов, Высш. шк. экономики. — СПб.: Экономич. шк., 2001.
Слайд 6Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Economicus.Ru: [Российский
общеобразовательный портал]. – URL: http://www.economicus.ru. Доступ свободный.
2. Московский
Либертариум: [Сайт]. – URL: http://www.libertarium.ru/libertarium. Доступ свободный.
3. Рубрикон: Энциклопедии. Словари. Справочники: [Сайт]. – URL: www.rubricon.ru. Доступ свободный.
4. Академик: Словари и энциклопедии: [Сайт]. – URL: http://dic.academic.ru.
5. Econline: [Электронная образовательная библиотека]. – URL: http://www.econline.edu.ru. Доступ свободный.
6. ЭСМ: Экономика. Социология. Менеджмент: [Федеральный образовательный портал]. – URL: http://ecsocman.edu.ru. Доступ свободный.
7. Электронно-библиотечная система издательства «ЮРАЙТ» https://www.biblio-online.ru/
8. Электронно-библиотечная система Znanium http://znanium.com
Слайд 7Цель и предмет курса «История экономических учений»
Цель дисциплины:
Дать студентам представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических
идей и воззрений в экономическую теорию.
Выявить значимость для практики хозяйственной жизни и изучения прикладных экономических дисциплин творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.
Предмет изучения истории экономических учений – процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, отраженный в трудах отдельных экономистов, в теоретических школах и направлениях.
Слайд 8Учебные задачи курса «История экономических учений»
ввести понятия:
«хрематистика», «политическая экономия»,
«экономикс», «меркантилизм», «кольбертизм», «физиократия», «невидимая рука», «lаissez fаire», «закон Сэя»;
«маржинализм», «законы Госсена», «метод робинзонады», «институционализм», «эффект Веблена», «монетаризм», «неолиберализм», «неоклассический синтез» и др.;
познакомить с методами:
классово-формационного, субъективистского, маржиналистского, социально-исторического и социально-институционального анализа экономической ситуации;
сформировать навыки
для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли, выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики.
Слайд 9Краткое содержание дисциплины
Экономические учения эпохи дорыночной экономики
1. Предмет и
метод истории экономических учений.
Экономические учения Древнего мира и Средневековья
2. Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории
Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики
3. Зарождение и становление классической политической экономии
4. Апогей развития классической политической экономии и ее завершение
5. Экономические взгляды и реформаторские концепции противников классической политической экономии
6. Маржиналистская (маржинальная) революция. Зарождение субъективно-психологического направления экономической мысли
7. Возникновение неоклассического направления экономической мысли
Экономические учения эпохи регулируемой
(социально-ориентированной) рыночной экономики
8. Зарождение американского институционализма и теорий монополистической и несовершенной конкуренции
9. Теории государственного регулирования экономики.
Олимп современной экономической мысли
Слайд 11Уровни систематизации экономических идей и воззрений
Экономические идеи и воззрения
Налоги должны
быть низкими;
Цены на хлеб должны быть регулируемыми;
Деньги – это
богатство
Концепция об экономике и хрематистике; Концепция «невидимой руки»;
Доктрина laissez faire
Экономические концепции и доктрины
Экономические теории
Теория стоимости (ценности);
Теория ренты; теория капитала
Школа Сэя; Кембриджская школа; Лозаннская школа; математическая школа
Теоретические школы экономической мысли
Теоретические течения экономической мысли
Физиократы; социально-психологическое; монетарное
Теоретические направления экономической мысли
Слайд 12Эволюция основных направлений мировой экономической мысли
Меркантилизм
(XVI – XVIII вв.)
Классическая политическая
экономия
( конец XVII – вторая половина XIX вв.)
Субъективно-
психологическое
направление
(последняя треть
XIX
- начало XX вв.)
Экономический
романтизм
(XIX в.)
Утопический
социализм
(XIX в.)
Социально-
историческое
направление
(вторая половина
XIX - начало XX вв.)
Неоклассическое
направление
(конец XIX в – первая
половина XX вв.)
Социально-институциональное
направление (начало XX в. –
первая половина XX в.)
Синтезированное направление
на базе неоклассицизма и
институционализма (с 30-х гг. ХХ в.)
Слайд 13
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса,
а также по
результатам выполнения самостоятельных работ
и максимально составляет 40 баллов
Основными формами текущего контроля знаний являются:
1) посещение семинарских занятий - до 3-х баллов;
2) доклады и дополнения на семинарах - до 14-ти баллов;
3) ЭССЕ - до 6-ти баллов;
4) самотестирование в системе AST - до 9-ти баллов;
5) аудиторное тестирование по темам - до 8-ми баллов;
Промежуточный контроль проводится
в форме итогового тестирования и
максимально составляет 60 баллов
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Слайд 14Практические интерактивные занятия
(выступления, доклады с презентацией, участие в дискуссии)
1.
Поиск материала для выступления по выбранной теме.
Использование в качестве
основной, предложенную литературу.
2. Подготовка доклада на 5-7 минут с презентацией
в программе Microsoft PowerPoint.
7-10 слайдов. На первом слайде указать ВУЗ, название доклада, дисциплину, ФИО, группу, преподавателя, год.
Размер шрифта должен быть не менее 20.
На слайдах отразить ключевые моменты доклада и Ваши выводы.
Допускаются фотографии, схемы, графики, таблицы и пр.
В конце презентации привести использованные в работе источники.
Слайд 15Требования к написанию ЭССЕ
Работа имеет строго определенную структуру:
Титульный лист (номер
страницы не ставится)
Введение (с.2)
Основная часть (с. 3 и т.д.)
Заключение (выводы)
Список литературы
Объем работы до 10 страниц.
Текст печатается 14 шрифтом через 1,5 интервала.
Поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2,5 см.
Текст печатается с абзацами.
Слайд 16Требования к написанию и оформлению ЭССЕ
Введение занимает не более 1
страницы. Вводит читателя в курс проблемы и объясняется актуальность выбранной
темы.
В основной части необходимо дать содержательную характеристику проблемы. Текст основной части должен иметь ссылки на литературные источники.
В заключении должны быть сформулированы выводы, отражающие основные результаты работы.
Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация литературных источников. При написании ЭССЕ рекомендуется обращаться к новейшим научным источникам.
При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год издания, общее количество страниц.
Слайд 17Требования к написанию и оформлению ЭССЕ
В конце работы необходимо приложить
лист указывающий на прохождение антиплагиата.
Работу необходимо оформить должным образом
(скрепить
и оформить в папку).
Сдать работу необходимо лично,
в указанный преподавателем срок.