Слайд 1Мотивация и стимулирование персонала
Гумилевская Елена Павловна
Слайд 3Мотивация персонала.
Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности
других людей. — Ли Якокка
Слайд 4
Ключевой смысл мотивации.
Мы получаем то, что
продолжительно мотивируем.
Слайд 6Статистика, результаты исследований
Поощрение улучшает работу в 89% случаев.
Наказание улучшает работу
в 11% случаев.
Наказание ухудшает работу в 11% случаев.
Угрозы на 99%
игнорируются.
Слайд 10О ПООЩРЕНИЯХ И НАКАЗАНИЯХ
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
(ПИРАМИДА
А.МАСЛОУ)
АЛЬФРЕДА,
МАК КЛЕЛАНДА,
ГЕРЦБЕРА,
ВРУМА,АДАМСА,
ПОРТЕРА-ЛОУРЕРА
ДАВНИЙ МЕТОД «КНУТА И ПРЯНИКА»
СОВРЕМЕН-НЫЙ ПОДХОД К СТИМУЛИ-РОВАНИЮ СОТРУД-НИКА
Какова сегодня главная потребность данного сотрудника?
Слайд 11Теории мотивации
Подразделяются их на две группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные –
основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют
человека действовать.
Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
1. теория потребностей Маслоу;
2. теория существования, связи и роста Альдерфера;
3. теория приобретённых потребностей МакКлелланда;
4. теория двух факторов Герцберга.
Слайд 12Процессуальные теории мотивации определяют не только потребности, но и
являются также
функцией восприятия и ожидания человека, связанных с данной
ситуацией и возможных
последствий выбранного типа поведения.
Имеются три основные процессуальные теории мотивации:
1. Теория ожидания Врума:
2. Теория справедливости Адамса;
3. Модель мотивации Портера-Лоулера.
Слайд 13«Пирамида потребностей» А. Маслоу
Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным
осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в
мотивации.
Абрахам Маслоу (1908-1970)
Слайд 14Теория ERG Альдерфера
Альдерфер, как и Маслоу, рассматривает потребности в иерархии,
но считает возможным переход от одного уровня к другому в
любом направлении.
Потребности существования
Потребности связи
Потребности роста
Слайд 15Схема восхождения и обратного входа вниз по иерархии потребностей Альдерфера
Процесс
удовлетворения потребностей –это движения вверх по уровням потребностей.
Процесс фрустрации
– это поражение в стремлении удовлетворить потребность.
Потребности роста
Потребности связи
Потребности существования
Слайд 16Концепция мотивации Д. Мак-Клелланда (теория приобретенных потребностей)
Автор выделяет:
потребность в успехе
(стремление человека достигать поставленные цели более эффективнее, чем прежде);
потребность в
причастности (установление хороших отношений с окружающими, получение от них поддержки);
потребность во власти:
стремятся к власти ради властвования
стремятся к власти ради решения групповых задач.
Слайд 17Теория двух факторов Герцберга
Автор показал, что на поведение людей влияет
как удовлетворенность, так и неудовлетворенность потребностей.
Руководитель должен сначала снять у
работников неудовлетворенность, а потом добиваться удовлетворенности.
Слайд 18Факторы условий труда (гигиенические):
политика фирмы;
условия работы;
заработная плата;
межличностные
отношения в коллективе;
степень непосредственного
контроля за работой.
Мотивирующие факторы:
успех; продвижение
по службе; признание и
одобрение результатов работы; высокая степень ответственности; возможности творческого и делового роста
Слайд 19Модель мотивации Портера-Лоулера.
Разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы
теории ожиданий и теории справедливости.
В их работе фигурируют пять переменных:
затраченные усилия,
восприятие,
полученные результаты,
вознаграждение,
степень удовлетворения.
Согласно теории, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его
способностей и характера, а также осознания ими своей роли.
Слайд 21
Процессуальные теории
Теория ожидания В. Врума
Он считал, что помимо осознанных потребностей,
человеком движет надежда на справедливое вознаграждение.
Валентность – степень привлекательности и
приоритетности для человека достижения целей.
Ожидание – представление людей о том, в какой мере их действия приведут к необходимому результату.
Слайд 22Составляющие успешной мотивации, основанной на теории ожиданий
Ценное вознаграждения
Четкая постановка задачи
Наличие
необходимых условий труда
Односвязность между результатом и вознаграждением
Обеспечение обратной связи между
руководителем и подчиненными.
Слайд 23Теория справедливости Дж. Адамса
Автор утверждает, что на мотивацию человека влияет
справедливость оценки его успехов в сравнении как с предыдущими периодами,
так и с достижениями других людей.
Индивидуальные доходы = Доходы других лиц
Индивидуальные затраты = Затраты других лиц
Слайд 24Теория справедливости Дж. Адамса
Положительную роль составляют:
открытые обсуждения спорных вопросов;
исключение тайны
в отношении величины вознаграждения;
создание благоприятного морально-психологического климата.
Слайд 25
Современный подход.
Факторы мотивации по Ш.Ричи и П.Мартин ( 12 факторов)
1.Потребность
в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; желание иметь работу
с хорошим набором льгот и надбавок. Данная потребность выявляет тенденцию к изменению в процессе трудовой жизни; увеличение трат обусловливает повышение значения этой потребности (например, наличие долгов, возникновение новых семейных обязательств, дополнительные или тяжелые финансовые обязательства).
2.Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке.
3.Потребность в четком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах своей работы, потребность в снижении неопределенности и установлении правил и директив выполнения работы.
4.Потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесных связей с коллегами
Слайд 265.Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег
по работе, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности. (Потребность в более
тесных контактах с другими. Как и в случае с фактором 4, низкое его значение не свидетельствует о слабой социальной адаптации и отсутствии социальных навыков.)
6.Потребность в завоевании признания со стороны других людей; с тем, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума. (Этот показатель указывает на симпатии к другим и хорошие социальные взаимоотношения, это потребность личности во внимании со стороны, других людей, желание чувствовать собственную значимость.)
7.Потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их; это показатель потребности следовать поставленным целям и быть самомотивированным. (Показатель стремления намечать и завоевывать сложные, многообещающие рубежи.)
8.Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности. (Это — показатель конкурентной напористости, поскольку предусматривает обязательное сравнение с другими людьми и оказание на них влияния.)
Слайд 279.Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины (скуки).
(Указывает тенденцию всегда находиться в состоянии приподнятости, готовности к действиям,
любви к переменам и стимуляции.)
10.Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей. (Этот показатель свидетельствует о тенденции к проявлению пытливости, любопытства и нетривиального мышления. Но идеи, которые вносит и к которым стремится данный индивидуум, не обязательно будут правильными или приемлемыми.)
11.Потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности. (Показатель желания самостоятельности, независимости и самосовершенствования.)
12.Потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе. (Это показатель потребности в работе, наполненной смыслом и значением, с элементом общественной полезности.)
Слайд 29Средства воздействия на мотивацию
Среди средств, которые могут использоваться для воздействия
на мотивацию работников, обычно выделяют следующие:
1. Организация работ.
2. Материальное стимулирование.
3.
Моральное стимулирование.
4. Постановка целей.
5. Оценка и контроль.
6. Информирование.
7. Практика управления.
8. Меры дисциплинарного воздействия.
9. Обращение к наиболее значимым для работника ценностям.
Слайд 301. Организация работ
Мотивирующие воздействия на работника оказывают не только традиционные
средства стимулирования (денежные и моральные), но и характеристики выполняемой работы:
•
разнообразие навыков, необходимых для выполнения работы;
(монотонность работы снижает мотивацию)
• законченность выполняемых работником заданий;
• значимость, важность, ответственность работы- это то влияние, которое выполняемая работа имеет на других людей;
• самостоятельность, предоставляемая исполнителю;
• обратная связь - это информация об эффективности своей работы ,получаемая работником.
Слайд 312. Материальное стимулирование
К материальной мотивации относятся: заработная плата, различные бонусы
и премии, компенсации, повышение в должности.
Некоторые компенсации определяются Трудовым
Кодексом РФ. К их числу относятся
оплата отпусков
оплата больничных листов
компенсации за вредность рабочего места
льготные ссуды на неотложные нужды
государственное пенсионное страхование.
Слайд 32Кроме того, к числу льгот относятся такие дополнительные по отношению
к заработной плате услуги или выплаты как:
медицинское страхование;
дополнительное пенсионное страхование
страхование жизни и от несчастных случаев;
материальная помощь к отпуску;
путёвки для отдыха и лечения, полностью или частично оплачиваемые организацией;
пользование спортклубами;
оплата расходов на обучение;
льготные ссуды;
льготы при покупке товаров и услуг организаци
материальная помощь в особых ситуациях
дополнительный отпуск;
пользование автомобилем организации
Слайд 386 КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ HR-ДИРЕКТОРА
Пример 1.
Показатель 1. Соблюдение бюджета на персонал
Этот показатель
почти всегда используют в компаниях, где работу HR-директора оценивают с помощью KPI.
Рассчитывается он так:
Сб = Зф : Зп × 100 (%), где:
Сб – показатель соблюдения бюджета;
Зф – фактические затраты на персонал;
Зп – плановые затраты на персонал (согласно бюджету).
Слайд 39Показатель 2. Финансовая отдача от расходов на персонал
Рассчитать этот показатель можно, например,
по следующей формуле:
Эи = Оп : Зф, где:
Эи – показатель эффективности инвестиций в персонал;
Оп –
объем производства (в денежном выражении);
Зф – фактические затраты на персонал.
Вы увидите, сколько продукции производит компания на каждый рубль затратна персонал . Формулу можно корректировать, учитывая отраслевую специфику Вашей компании. Если в Вашей компании HR-директор влияет на издержки производства, на продажи, то лучше установить KPI, привязанный
к валовой прибыли. Формула расчета такая:
Эи = (Пв – Зф) : Зф, где:
Эи – показатель эффективности инвестиций в персонал;
Пв – валовая прибыль (разница между выручкой и себестоимостью продукции/услуг);
Зф – фактические затраты на персонал.
Чем выше этот показатель, тем лучше.
Слайд 40Показатель 3. Производительность труда
Этот KPI показывает, сколько продукции приходится на одного
сотрудника .
Чем выше этот показатель, тем лучше. Рассчитывается KPI так:
Пт
= Оп : Тз, где:
Пт – показатель производительности труда;
Оп – объем производства (в денежном либо товарном выражении);
Тз – трудозатраты (в человеко-часах либо человеко-днях).
Для простоты расчетов можно заменить трудозатраты на среднесписочную численность персонала, если предположить, что все сотрудники отработали приблизительно одинаковое количество человеко-дней в рассматриваемый период.
Слайд 41Показатель 4. Текучесть кадров
Текучесть кадров, по сути, позволяет оценивать трудHR-директора в комплексе.
Формула расчета текучести:
Тк = Су : Со × 100 (%), где:
Тк – показатель
текучести кадров;
Су – число уволенных сотрудников;
Со – общее среднесписочное число сотрудников.
Слайд 42Показатель 5. Уровень абсентеизма
Абсентеизм – отсутствие сотрудников на своих местах в рабочее время.
Не важно, по какой причине – по уважительнойили из-за прогулов.
Если этот показатель высокий, скорее
всего,
персонал не стремится выполнять свои обязанности качественно. Может быть, неэффективна система мотивации .
Рассчитывается уровень абсентеизма так:
Ап = Дор : До × 100 (%), где:
Ап – показатель абсентеизма среди персонала;
Дор – количество человеко-дней отсутствия на работе;
До – общее количество человеко-дней в рассматриваемом перио де.
Слайд 43
Показатель 6. Удовлетворенность сотрудников
работой
Измеряйте удовлетворенность с помощью опроса раз в год.
Этот
KPI может быть и двух-трехлетним. Формула такая:
Лп = Сл :
Со × 100 (%), где:
Лп – показатель лояльности персонала;
Сл – количество лояльных сотрудников (по итогам опроса);
Со – общее количество опрошенных сотрудников.
Слайд 50 Материальное стимулирование
Для того чтобы работники воспринимали систему оплаты как
справедливую, могут быть приняты следующие меры:
• Постоянное отслеживание ситуации на
рынке труда и уровня оплаты тех профессиональных групп, с которыми могут сравнивать себя работники, с целью внесения своевременных изменений в уровень оплаты их труда;
• Выявление через индивидуальные беседы и с помощью социологических опросов факторов, снижающих удовлетворенность работников действующей в подразделении (организации) системой стимулирования труда;
Слайд 51• Улучшение осведомленности работников о том, что определяет уровень оплаты
их труда, как рассчитывается размер поощрений (премий, надбавок и т.
п.); сотрудники должны хорошо знать принципы начисления заработной платы, т. е. за что именно им платят в данной организации.
• Выявление в ходе личных контактов с подчиненными возможной несправедливости в оплате труда работников, присуждении премий и распределении других поощрений для последующего восстановления справедливости;
Слайд 52Регулярное информирование работников об основных финансовых показателях работы подразделения (организации)
за
прошедший период (квартал, полугодие, год) для того, чтобы они лучше
понимали связь собственной заработной платы и
эффективности работы подразделения (организации).
Слайд 53Содержание средств воздействия на мотивацию
• Конкурентоспособность предлагаемой заработной платы.
•
Соотношение постоянной и переменной частей заработной платы.
• Связь оплаты
и рабочих результатов.
• Возможность дифференцировать оплату в рамках одной профессиональной группы или должностной категории
Слайд 543. Нематериальное (моральное )стимулирование
Результаты опроса на сайте www.profy.ru
Медицинская страховка
— 18%
Служебный автомобиль — 12%
Мобильный телефон — 4%
Возможность занятий спортом
— 10%
Оплата обучения (переподготовки) — 56%
Слайд 56Способы нематериальной мотивации персонала
Мотивирующие совещания
Конкурсы и соревнования
Поздравления со
знаменательными датами
Скидки на услуги
Поощрительные командировки
Оценки коллег
Помощь в семейных делах
Слайд 57А вот еще некоторые секреты ежедневного вдохновения Ваших сотрудников:
Здоровайтесь
с сотрудниками по имени
В письмах и при устном общении
не забывайте говорить «Спасибо»
Награждайте сотрудников дополнительными выходными или разрешите уйти с работы пораньше
Приносите раз в месяц в офис что-нибудь вкусное: торт, пиццу, конфеты, яблоки
У каждого рабочего стола повесьте таблички с именем сотрудника.
Людям нравится чувствовать свою значимость
Слайд 58Убедитесь, что у вас есть возможность выслушать работника, а не
только проинформировать
Разработайте специальную награду для тех людей, чью деятельность
обычно не замечают Старайтесь раз в неделю устраивать встречи с сотрудниками, с которыми обычно не имеете возможности пообщаться.
Спросите их о работе, проблемах.
Поведайте сотрудникам о каком-то важном вопросе и попросите их предложить свои варианты решения. Проще говоря, дать вам совет.
Слайд 614. Постановка целей.
Постановка перед работником четких целей и задач, которые
должны быть решены за определенное время. Ключевые требования, обеспечивающие мотивирующий
эффект целей:
• конкретность;
• привлекательность цели для работника;
• достижимость
Слайд 625. Оценка и контроль
Различные формы контроля за работой исполнителя, осуществляемые
непосредственным руководителем, и оценка его рабочих результатов и рабочего поведения
.
Слайд 636. Информирование.
Своевременность и полнота удовлетворения потребности работников
в значимой для
них информации.
Слайд 647. Практика управления
Качество управления и доминирующий в организации стиль управления
Слайд 658. Меры дисциплинарного воздействия.
• Правильный выбор места (публично или в
кабинете руководителя).
• Своевременность дисциплинарного воздействия.
• Соразмерность строгости наказания
тяжести проступка.
• Разъяснение причин.
• Внеличностный характер наказаний
Слайд 66К принудительной мотивации относятся: замечания, предупреждения, выговоры, штрафы, возмещение убытков,
понижения оклада, понижение в должности, угроза увольнения.
Слайд 67Отрицательная мотивация
Ставит сотрудника в жесткие рамки, ограничивая круг разрешенных функций,
назначая наказание за каждый проступок.
Слайд 68Правила наказания в обычных случаях
1. Сначала подчеркнуть достоинства и
заслуги работника.
2. Не нужно ворошить прошлое: говорите про то,
как нужно поступать в следующий раз.
3. Критика должна быть направлена не на человека, а на ситуацию, результат, поведение.
4. Говорить о себе, как о источнике недовольства: «Я недоволен, я зол…» (а не «Ты меня разозлил …»)
5. В конце нужно предложить свою помощь: «Чем я могу помочь, чтобы Вы исправили эту ошибку?»
Слайд 699. Обращение к наиболее значимым для работника ценностям
• Самоуважение.
•
Финансовое благополучие.
• Ответственность перед командой (коллективом).
• Интересы компании
(предприятия, организации).
• Карьерные перспективы.
• Интересы семьи и др.
Слайд 70Стимул может не перерасти в мотив в том случае, если
он требует от человека невозможных действий.
Слайд 71Рекомендации по стимулированию труда сотрудников
Разработка корпоративного положения о стимулировании труда.
Разработка на основе этого документа своего положения в структурных подразделениях.
Индивидуальный
подход на основе реального выявления потребностей подчиненных.
Максимальное использование нематериальных стимулов.
Коллективные мероприятия – создание хорошей психологической атмосферы.
Постоянная разъяснительная работа, периодическое подведение итогов.
Слайд 72Положение «О мотивационной политике компании»
Общие положения.
Политика оплаты труда.
ЗП должна быть
конкурентно способной на рынке и социально справедливой внутри компании.
Политика льгот
и компенсаций.
Политика нематериальной мотивации.
Возможное применение санкций в отношении сотрудников.
Критерии оценки
Слайд 73ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ
ПОДЧИНЕННЫХ
1. Обращайтесь со своими подчиненными как с личностями.
2.
Привлекайте подчиненных к активному участию в делах организации.
3. Сделайте работу
интересной, старайтесь минимизировать рутину и скуку в заданиях.
Слайд 744. Поощряйте сотрудничество и групповую работу.
5. Предоставляйте работникам возможность роста.
6.
Информируйте своих подчиненных, объясняя им, что делается и почему
это должно
быть сделано.
7. Свяжите поощрения с достигнутыми рабочими результатами.
8. Руководитель обычно получает то, что поощряет.
Слайд 75Шутка.
На колхозном собрании в юбилейный год:
- За отличную работу
в поле товарищ Иванова награждается мешком зерна! (аплодисменты).
- За
отличную работу на ферме товарищ Петрова награждается мешком картошки! (аплодисменты).
- За отличную общественную работу товарищ Сидорова награждается полным собранием сочинений Ленина! (аплодисменты, смех, возгласы: "Так ей и надо!")