Слайд 1Мотивация потребителей
Кириллов Анатолий Тихонович
К.э.н, доцент
Слайд 2Сущность, виды и уровни мотивации
Мотивация – это процесс побуждения себя
и других людей к действию, предполагающий возможность удовлетворения личных потребностей
при достижении целей организации.
Мотивация– это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения в результате внешних и внутренних воздействий. В процессе трудовой деятельности мотивирование позволяет персоналу удовлетворить свои значимые потребности путем выполнения трудовых обязанностей.
Слайд 3Сущность, виды и уровни мотивации
Мотивацию классифицируют по нескольким признакам.
В зависимости
от основных групп потребностей различают мотивацию материальную, трудовую и статусную.
Материальная мотивация —
стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.
Трудовая мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержательной, интересной, полезной работе, заинтересован в определенности перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются высоко. В целом трудовая мотивация связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой — с самовыражением, самореализацией работника.
Слайд 4Сущность, виды и уровни мотивации
Статусная мотивация является внутренней движущей силой
поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность,
выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может быть свойственно стремление к лидерству в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать признанным специалистом, пользоваться авторитетом.
Слайд 5Сущность, виды и уровни мотивации
По используемым способам различают мотивацию нормативную, принудительную
и стимулирование.
Нормативная мотивация— это побуждение человека к определенному поведению посредством
идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.
Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.
Стимулирование— воздействие не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ — стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.
Первые два вида мотивации прямые, так как предполагают непосредственное воздействие на подчиненных, третий — косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов — стимулов.
Слайд 6Сущность, виды и уровни мотивации
По источникам возникновения мотивов различают мотивацию внутреннюю
и внешнюю.
Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует
мотивы. Например, это может быть стремление к достижению определенной цели, завершению работы, познанию, желание бороться, страх.
На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее; они добросовестнее выполняют работу, затрачивают меньше сил, лучше понимают задания и овладевают знаниями. Внутреннее побуждение к действию является результатом взаимодействия сложной совокупности изменяющихся потребностей, поэтому руководитель для осуществления мотивации должен определить эти потребности и найти способы их удовлетворения.
При внешней мотивации воздействие на субъект происходит из вне, например через оплату за работу, распоряжения, правила поведения и т. д.
Внутренняя и внешняя мотивации четко не разграничены, поскольку в различных ситуациях мотивы могут возникать как по внутренним, так и по внешним причинам. Руководителям очень важно знать о наличии этих двух видов мотивации, так как эффективно управлять можно, только опираясь на внешнюю мотивацию, но при этом принимать во внимание и возможное возникновение определенных внутренних мотивов.
Слайд 7Сущность, виды и уровни мотивации
По направленности на достижение целей фирмы различают
мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую этому.
К
основным видам положительной мотивации относятся материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий, повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе, поручение особо важной работы и т. п. Отрицательная мотивация— это прежде всего материальные взыскания (штрафные санкции), снижение социального статуса в коллективе, психологическая изоляция работника, создание атмосферы нетерпимости, понижение в должности. Система штрафных санкций должна быть непрерывной, не иметь "запретных зон", последствия санкций должны доводиться до всех работников и быть понятны.
Слайд 8Типы потребителей
Определяют пять типов потребителей:
1. Индивидуальные – это потребители, приобретающие товары
только для своих личных нужд. Например, одинокие люди или живущие
самостоятельно граждане. Предметами индивидуального пользования является одежда, обувь, личные вещи (за исключением покупок в подарок). В первую очередь данных потребителей интересуют потребительские качества товара: полезность, цена, внешний вид, упаковка, сервис, гарантии. Однако на данный момент рынок индивидуальных потребителей в России относительно узок.
2. Семьи или домохозяйства – это группа покупателей продуктов питания и непродовольственных товаров, за исключением личных вещей. Решения принимаются совместно супругами, либо главой семьи.
3. Посредники – это тип потребителей, приобретающих товар для последующей перепродажи. Посредников не интересуют потребительские качества товара, их заботят меновые характеристики – цена, предъявляемый спрос, рентабельность, быстрота обращения, срок хранения и т. п. Посредники – это более профессиональные покупатели в отличие от семей и индивидуальных потребителей. Предъявляемый ими спрос может быть как достаточно широким, так и достаточно узким.
Слайд 9Типы потребителей
4. Снабженцы или представители фирм, т. е. покупатели товаров
промышленного назначения. Они покупают товар для дальнейшего его использования в
производстве, поэтому учитывается все: цена, количество, быстрота поставок, размер транспортных издержек, полнота ассортимента, репутация фирмы на рынке, уровень сервиса и многое другое.
5. Чиновники или государственные рабочие. Особенность заключается в том, что при приобретении того или иного товара чиновник распоряжается не своими деньгами, а казенными, и, следовательно, эта процедура бюрократизирована и формализована. Важными критериями при выборе поставщика или производителя является надежность, лояльность, честность, личные связи и т. п.
Международный рынок выделяет и такой тип потребителей, как иностранные юридические и физические лица.
Слайд 10Типы потребителей
Существует и традиционная классификация потребителей.
1. Пол: 2. Возраст
3. Доход
4. Образование
5.
Социально-профессиональный критерий
Слайд 11Типы потребителей
6. Быстрота реакции на новую информацию или появление нового
товара на рынке. Принято делить потребителей на следующие группы:
«новаторы» –
потребители, рискнувшие попробовать новинку;
«адепты» – последователи, делающие товар модным и известным;
«прогрессисты» – потребители, обеспечивающие массовый сбыт на стадии роста товара;
«скептики» – подключаются спросу на стадии насыщения;
«консерваторы» – проявляют спрос, когда товар становится «традиционным»;
7. Тип личности: выделяются четыре основных психологических типа – сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Практическое применение данной классификации в маркетинге достаточно затруднительно, так как сложно с помощью 10 – 12 вопросов теста определить тип личности
8. Стилю жизни: анализ ценностей, отношений, ритма жизни, поведения личности.
Слайд 12Типы потребителей
6. Быстрота реакции на новую информацию или появление нового
товара на рынке. Принято делить потребителей на следующие группы:
«новаторы» –
потребители, рискнувшие попробовать новинку;
«адепты» – последователи, делающие товар модным и известным;
«прогрессисты» – потребители, обеспечивающие массовый сбыт на стадии роста товара;
«скептики» – подключаются спросу на стадии насыщения;
«консерваторы» – проявляют спрос, когда товар становится «традиционным»;
7. Тип личности: выделяются четыре основных психологических типа – сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Практическое применение данной классификации в маркетинге достаточно затруднительно, так как сложно с помощью 10 – 12 вопросов теста определить тип личности
8. Стилю жизни: анализ ценностей, отношений, ритма жизни, поведения личности.
Слайд 13Типы потребителей
Один из ведущих специалистов ХХ в. в области типологизации
потребителей был американский психолог Карл Рэнсом Роджерса (Carl Ransom Rogers),.
Он считается создателем важного направления в психологии - гуманистического.
Наиболее распространенными типами, по Роджерсу, считаются:
o новаторы;
o быстро принимающие;
o раннее большинство;
o позднее большинство;
o консерваторы (запоздалые).
Слайд 14Типы потребителей
Группа новаторов, как правило, характеризуется сильным желанием обновления и
внедрения, мобильностью и молодостью. Кроме того, принадлежащие к этой группе
давно осознали глобальность мира и в какой-то степени являются в особенности в отношении к миру товаров и услуг, которыми им предлагают пользоваться. Новаторы восприимчивы к рекламе, реагируют на предложения из-за желания попробовать, улучшить условия своего быта или труда. Новаторы воспринимают рекламные послания во всех каналах распространения. В последние годы фиксируется, что данная группа в большей степени ориентируется на информацию в Интернете. Но и традиционные СМИ - газеты, журналы, радио и телевидение - служат для них важными информационными источниками. Ядро группы новаторов - молодежь.
Слайд 15Типы потребителей
Группа быстро принимающие характеризуется высоким социальным статусом. Потребители этой группы уже
достигли определенного положения в обществе, многие из них являются лидерами
мнений в других группах. Данная группа состоит из людей молодого, но в большей степени все же среднего возраста, четко определивших свои жизненные приоритеты. Рекламные послания, как и новаторы, они воспринимают, пользуясь всеми каналами информации. Но решение о покупке принимается более осмысленно, более рационально с учетом потребительских характеристик, а не моды, новизны, необычности. Группа быстро принимающих характеризуется также самостоятельностью и независимостью в принятии решений о покупке и пользовании товаром.
Слайд 16Типы потребителей
Группа раннее большинство, как и группа быстро принимающих, имеет статус средний
и выше среднего как по социальной иерархии, так и по
уровню дохода. Однако данная группа отличается меньшей самостоятельностью в принятии решений и чаще всего воспринимает сначала реакцию новаторов и быстро принимающих, а лишь уже потом принимает собственное решение. При этом пробная покупка, которую делает потребитель данной группы, и принятие самого продукта могут иметь значительный временной разрыв. Группа воспринимает рекламные послания через СМИ и другие канаты распространения рекламы, но при этом требуются дополнительные источники, например от продавцов, членов других групп или лидеров мнений, чтобы рекламируемый товар рассматривался для приобретения.
Слайд 17Типы потребителей
Группа потребителей под условным названием позднее большинство имеет, как правило, статус
и доход ниже среднего. Потребитель такого типа весьма озабочен мнением
других, нуждается в одобрении себе подобных. До этой аудитории сложнее добраться через СМИ, для них важно сориентироваться и увидеть товар на полках в магазине, эти люди находятся под влиянием других представителей их же группы.
Слайд 18Типы потребителей
Группа консерваторов. Уже название говорит само за себя. Консерваторы сопротивляются любым
переменам и любые новые или непривычные предложения либо не воспринимают
вообще, либо воспринимают с большим сомнением и недоверием. Представители данной группы в основном имеют ограниченный круг социальных контактов, низкий социальный статус. Считается, что это наиболее сложная аудитория с точки зрения восприятия рекламы.
Слайд 19Сущность и иерархия рекреационных потребностей.
Рекреация является процессом восстановления психофизического баланса
индивида, который включает:
- восстановление гармонии внутренних процессов жизнедеятельности организма;
- обеспечение
гармоничных отношений человека с внешней средой.
Потребностная база рекреации является многоплановой, поскольку она охватывает широкий спектр человеческих потребностей – первичных (физических), вторичных (интеллект и социальные). Иерархия рекреационных потребностей в самом общем виде соответствует общепринятым классификациям:
- первичные потребности, обеспечивающие обмен веществ – потребность в регулярном отдыхе (сон, релаксация и т.д.)
- возвышенные потребности – социальные, духовные, потребности в саморегуляции и самоуважении.
Слайд 20Иерархия рекреационных потребностей.
Рекреационных потребности бывают:
- Физиологические (потребности в лечебно-восстановительных
процедурах, лечебном питании, сне, упражнениях и т.д.).
- Сексуальные потребности.
- Экзистенциональные
– в физической, экономической, экологической, социальной безопасности отдыха и лечения.
- Социальные – в социальном комфорте, общении, контактах и т.д.
- Самореализация и самоуважение – этические, эстетические и поведенческие потребности, выражающиеся в необходимости погружения в гармоничную среду, способствующую раскрытию творчества и обеспечивающую социальное признание.
- Духовные – обеспечивающие социально-психологическую сторону здоровья.
Слайд 21Туристская мотивация
Туристская мотивация – побуждение человека, направленные на удовлетворение рекреационных
потребностей, в зависимости от индивидуальных физиологических, психологических особенностей, системы взглядов,
ценностей, склонностей и т.д.
Слайд 22Туристская мотивация
Туристские мотивы – определяющие компоненты спроса на турпродукт. Учет
мотивов потенциального туриста необходим при планировании и организации производства турпродукта.
При этом, с одной стороны, всестороннее изучение мотивов потребителя позволяет работать на «известный рынок»; с другой стороны – активно воздействовать на существующие мотивы и их формирование. Выявив мотивы, следует разрабатывать приемы привлечения туристов – постоянных клиентов.
Слайд 23Туристская мотивация
Под мотивом туризма понимается все психологические и физиологические потребности,
которые заставляют людей думать о месте назначения с туристской целью
(т.е. о дестинации), которые могут удовлетворить их туристские потребности и желания.
Слайд 24Туристская мотивация
Существует множество мотивов туризма, которые определяют разнообразные формы туризма.
В каждой конкретной дестинации мотивы туризма различаются по своей интенсивности.
Интенсивность можно выразить отношением количества посещений по данной мотивации к общему числу посещений туристами конкретной местности. Это делается анкетированием с целью выявить количество и качество полученного туристского опыта.
Кинт = Qi / Q
Кинт – коэффициент интенсивности посещений по данной мотивации
Qi – число посещений прибывших в дестинацию по i мотивации
Q – общее число туристов.
Слайд 25Основные виды мотивов туризма
Природные и климатические мотивы. Солнце, температура, горы,
растительность и т.д. Они играют определяющую роль в создании разнообразии
форм туризма: морского, зимнего, речного туризма и т.д. Эти мотивы относятся к психологическим и биологическим потребностям урбанизированных областей, которые ищут в туризме отдых, развлечения и смену окружения.
Культурные мотивы туризма связаны с желанием познакомиться с культурой населения. Сюда можно отнести исторические места, археологические памятники, музеи, картинные галереи и .т.д. Сегодня эти мотивы ограничены для туристов, которых относят к массовому потоку.
Слайд 26Систематизация туристских мотивов
Экономические мотивы связаны с теми экономическими элементами, которые
влияют на стоимость жизни, как в местах проживания, так и
в местах пребывания. В большей степени экономические мотивы типичны для людей со средними и низкими доходами.
Психологические мотивы, которые обусловлены психологическими потребностями. На отдых – чаще в одно место, с целью познания дальнейших стран – в разные места. Кроме перечисленных мотивов есть и другие подходы к их типологии. Это специфические мотивы, вытекающие из конкретной потребности людей в данной ситуации.
Слайд 27Систематизация туристских мотивов
Цели путешествия – основа мотивов:
- отдых, досуг, развлечение
-
познание
- спорт и его сопровождение
- лечение
- паломничество
- деловые цели
- гостевые
поездки
Слайд 28Систематизация туристских мотивов
Виды отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций
при выборе маршрута:
Забота о здоровье. Для реализации этого мотива есть
культурно-оздоровительные туры, лечебные с использованием оздоровительных видов спорта, экологические туры и т.д.
Занятие спортом.
Обучение. Туры с изучением иностранного языка, обучающие видам спорта (конный, горный), профессиональные программы и т.д.
Возможность самовыражения и самоуважения: приключенческие и экстремальные турпоходы, охота, сафари и т.д.
Слайд 29Систематизация туристских мотивов
Возможность занятия любимым делом в сфере единомышленников. Для
автолюбителей, туры фанатов на соревнования, олимпиады, чемпионаты, туры для паломников,
коллекционеров.
Решение деловых проблем: деловые, конгресс-туры.
Развлечение и общение. В праздничные дни, на фестивали, развлекательные программы.
Удовлетворение любопытства и повышения культурного уровня.
Слайд 30Систематизация туристских мотивов
Выделяют специфические интересы различных групп:
- природные и климатические
мотивы;
- культурные мотивы;
- экономические;
- психологические.
Таким образом, решение о путешествии диктуется
несколькими мотивационными исходами.
Слайд 31Систематизация туристских мотивов
Соотношение главной и вторичных целей отдыха, позволяет классифицировать
мотивационные исходы:
- единый четко определенный и обоснованный мотив. Определяет место
– увидеть знакомых или друзей (любопытство, экономический интерес, психологический.
один превалирующий и несколько вторичных исходов. Познавательные туры во Францию, где дается право выбора. Интересы – познавательный, престижно – имиджевый, культурно-развлекательный.
- главный мотивационный исход и несколько четко выделенных исходов. Пляжный отдых – географический критерий, компания, деньги. Мотивы – пляжно-оздоровительный, спортивный, покупательный, развлекательный.
Слайд 32Систематизация туристских мотивов
Цели путешествия классифицируют мотивационные исходы:
Отдых:
- снять стресс
- сменить
обстановку
- познакомиться с новыми людьми
- испытать романтическое приключение
- расслабиться вне
дома
- потратить деньги
Слайд 33Систематизация туристских мотивов
Познание:
- увидеть достопримечательности
- познакомиться с достижениями науки, культуры,
истории
- посетить экологически чистые места
- сделать фильм, фотографи
Слайд 34Систематизация туристских мотивов
Развлечение:
- посетить аттракционы, аквапарки
- театры, казино, кабаре
- посетить
спортивные состязания.
Слайд 35Основные факторы туристских мотиваций
Факторы, влияющие на туристские мотивы:
Возраст – самостоятельность
в принятии решения):
- до 2-х лет – решения не принимают
-
от 2 до 7 лет – решения не принимают, но ориентация на ребенка.
- школьники до 18 лет – чаще путешествуют в группе, либо с родителями.
- студенты и молодежь (до 25 лет) – достаточно образованы, требовательны к удовлетворению потребностей, активному отдыху, хотят посмотреть мир.
- 25-35 лет – семейные с маленькими детьми. Мало путешествуют
Слайд 36Систематизация туристских мотивов
Образование – уровни: начальное, среднее, высшее.
Социальная принадлежность: рабочие,
крестьяне, учащиеся и т.д.
Менталитет – влияние того круга, в котором
вращается человек.
Конфессия
Доход
Работа
Отпуск
Здоровье. Физическая подготовка, иммунитет, выносливость, спортивные навыки.