Слайд 1Презентация на тему: Мозговая организация речи
Выполнила: Висарханова Раяна 4 курс
БЭ
Слайд 2Органом сознательной деятельности человека, является кора больших полушарий
Слайд 3Основу современного учения о локализации функций в коре заложил французский
ученый Поль Брока, выделивший в 1861 году двигательный центр речи.
Слайд 4Затем немецкий психиатр Карл Вернике 12 слайд в 1873 году
обнаружил центр словесной глухоты (нарушение понимания речи). Выделение центров речи
привело к представлению об узком локальном представительстве речевой функции.
Слайд 5Важную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой
коры левого полушария, которые отвечают за восприятие слышимой речи (фонематический
слух). Нарушения в этой области делает невозможным понимание точного и конкретного значения слов. Например: люк, лак, лук или бар - пар. Такую же роль в зрительном восприятии слов играют вторичные зрительные зоны.
Слайд 6Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в предложении),
и целостного речевого высказывания (семантический анализ) страдает при поражении глубоких
отделов левой височной доли, ответственной за слухо-речевую память и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему.
Слайд 7При сохранности этих структур и нарушении лобных отделов, с которыми
связано программирование действий, становится невозможным активный поиск информации, анализ наиболее
существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний, их понимание.
Слайд 8Сложноорганизованной является и система называния предметов и устной речи. Непосредственная
реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области
левого полушария, где локализован центр Брока. Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Вместе с тем реализация устной речи происходит с участием и других структур мозга.
Слайд 9Роль лобной коры особенно велика в воплощении замысла и намерения
речевого высказывания в устную словесную форму. При лобном синдроме (повреждение
лобных областей) отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (речевая инициатива). Больные в диалоге ограничиваются пассивными и односложными повторениями.
Слайд 10В последнее время была выявлена важная роль в речевых процессах
так называемой дополнительной моторной области, расположенной к впереди от центральной
(Роландовой) борозды и являющейся частью лобных долей мозга. У больных с поражением этой области нарушается ритм речи, интонация. Существенно страдает грамматический порядок слов - больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов. Эти нарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь.
Слайд 11При поражении правого полушария страдают нелингвистические компоненты речи: интонация, параметры
основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска. Структуры, управляющие голосовыми реакциями,
тесно связаны на разных уровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речь эмоциональный компонент. Правое полушарие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербального материала.
Слайд 12Показано участие в речевой деятельности и глубинных структур мозга. При
исследовании нейронной активности таламуса у человека обнаружены нейроны, изменяющие конфигурацию
и частоту разряда при предъявлении речевых стимулов. Поражение таламических структур приводит к нарушению разных аспектов речевой деятельности.