Слайд 1Мозговой штурм как метод активного обучения персонала организации
Подготовила Чучалова Анна
УПб
2601-01-00
Слайд 2Содержание
Активное обучение персонала организации
Цель обучения
Пирамида обучения
Виды обучения
Виды дополнительного профессионального образования
Формы
обучения
Методы обучения
Мозговой штурм как один из методов обучения персонала организации
Принципы
метода
Основные функции мозгового штурма
Этапы и правила мозгового штурма
Преимущества и недостатки
Эффективность метода
Слайд 3Активное обучение персонала организации
Активные методы обучения персонала - это методы
обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и
способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи.
Слайд 4Цель обучения
Суть цели обучения персонала заключается в том, чтобы не
только вооружить знаниями, навыками и умениями решать профессиональные задачи, но
и развить умение мыслить, культуру мыслительной творческой деятельности.
Слайд 6Виды обучения
Подготовка персонала
Повышение квалификации
Переподготовка
Слайд 7Виды дополнительного профессионального образования
Переподготовка
Стажировка
Традиционное повышение квалификации
внутри профессии
Слайд 9Этим методам присущи активность познавательной деятельности обучаемых, тесная связь теории
с практикой, направленность на овладение диалектическим методом анализа и решения
сложных проблем, атмосфера сотрудничества и сотворчества, содействие овладению продуктивным стилем мышления и деятельности.
Слайд 10Методы активного обучения
деловая игра, мозговой штурм,
кейс-метод, баскет- метод…
Слайд 11Мозговой штурм как один из методов обучения персонала организации
Когда подходит
мозговой штурм?
Метод мозгового штурма идеально подходит для выработки новых
и самых разных идей. Для этого организуется работа в малых группах (5‐6 человек).
Слайд 12Сущностью метода мозгового штурма является дивергентное мышление, а именно порождение
большого количества различных идей и, следовательно, генерация разнообразия.
Кроме того,
большое количество идей служит сырьем и почвой, на которой вырастают эффективные практические решения проблем. Более того, именно генерация необычных, диких и глупых идей часто приводит к наиболее полезным и сильным решениям.
Сущностными критерием эффективности мозгового штурма является количество генерируемых идей. Вот почему основной целью этого является преодоление внутренних и социальных барьеров, разрушение когнитивных шаблонов, привычек, стереотипов и инерции мышления.
Следовательно основной целью ведущего является создание
творческой, дружеской атмосферы комфорта и доверия , особого
творческое пространства, в котором участники свободно, спонтанно и с удовольствием выдвигают новые идеи.
Слайд 13Классический "мозговой штурм" представляет собой
преимущественно вербальный метод решения проблем
и генерации идей и проводится в небольших, специально организованных группах
отличающихся друг от друга и равноправных участников
(3-12 человек), предполагает наличие хорошо подготовленного лидера- фасилитатора, секретаря, четко определенной проблемы, двух отдельных этапов (генерации идей и оценки), продолжительность которого составляет примерно 1-1,5 часа.
Слайд 14Принципы мозгового штурма
Мозговой штурм основан на двух
основополагающих принципах:
1. Количество порождает
качество.
2. Отсроченная оценка идей
и регулируется четырьмя основными
правилами:
1. Запрещается всякая критика
2.
Приветствуются самые необычные и
фантастические идеи
3. Количество идей важнее качества
4. Идеи комбинируются и улучшаются.
Слайд 15Функции мозгового штурма
2. Мозговой штурм мотивирует и развивает командное
взаимодействие, активизирует
коллективную работу и
дискуссии.
Групповое взаимодействие создает широкий спектр
альтернатив и разнообразие
точек зрения.
Сила этого метода в создании синергетического эффекта, в
высвобождении творческой энергии в рамках нового общего
творческого пространства, в котором каждый усиливает и
стимулирует другого, а новые идеи вырастают из других идей.
1. Мозговой штурм является мощным инструментом
творческого решения проблем. Данный метод помогает
порождать новые продуктивные идеи и создавать
эффективные решения.
Слайд 16Во время мозгового штурма категорически запрещается обсуждать и комментировать предлагаемые
идеи. Важно собрать их как можно больше, какими бы нелепыми
и абсурдными они не казались на первый взгляд.
После того, как время истекло, начинается группировка идей в зависимости от их содержания. На этом этапе возможны дискуссии, обсуждения, привлечение экспертов и пр. После того, как в зависимости от содержания и формы идеи отобраны и сгруппированы, дается оценка групповой работе.
Слайд 17Этапы и правила мозгового штурма
1. Ведущий формирует рабочие группы оптимального
размера и состава.
2. Ведущий проводит разминку сессии, создавая творческую
атмосферу и свободную
от критики среду.
Слайд 183. Ведущий четко определяет проблему и основные цели и записывает
их на доске или флипборде, хорошо видимых всем участникам. Он
сообщает основные правила сессии и просит участников генерировать идеи (любой участник, в любое время может высказать идею или высказывать их по очереди, или же может сказать «пасс», если у него нет новых идей).
4. Все участники высказывают свои идеи, и фасилитатор или секретарь записывает их. Все идеи должны быть приняты и зарегистрированы.
Слайд 195. Ведущий поощряет в группе творчество и энтузиазм.
6. Для обеспечения
ясности, участники могут останавливаться и детально
разрабатывать идеи.
7. Фасилитатор организует выдвинутые
идеи, приближает их к главной цели и
призывает участников к работе на идеями других людей, с тем чтобы улучшить их.
Идеи, которые являются идентичными могут быть объединены, все остальные
должны быть классифицированы и сохранены.
Слайд 208. Сама группа, или специальная группа критиков, оценивают идеи и
выбирают одну,
как решение проблемы.
9. Ведущий уточняет решение и завершает сессию.
Слайд 21Преимущества и недостатки
• Правила мозгового штурма легко понять, освоить и
использовать;
•Это
недорогой, простой метод, который требует небольших
затрат ресурсов;
•Множество идей может быть
создано в короткое время.
Каждая из идей может породить другие идеи в будущем,
применительно к другим задачам;
•Стимулирует творческое мышление и мышление "вне
рамок", что дает всем участникам длительный творческий
импульс;
•Является демократическим, веселым, запоминающимся
действом, сплачивающим коллектив;
•Каждый из участников равноправен и имеет возможность
сгенерировать идею, которая впоследствии может быть
принята в разработку и внедрена;
•Развивает творческие способности и творческое мышление
каждого из членов группы;
•Метод универсален и хорошо комбинируется с другими
методами.
Слайд 22•Качество результата очень чувствительно к квалификации и
навыкам ведущего;
•Может стать хаотическим,
а трата времени - безрезультатной;
•Отсутствуют надежные критерии, которые определяют
качество решений;
•Критика
и негативные оценки могут превалировать.
При
неправильном выборе ведущего (например, авторитарного
руководителя) мозговой штурм может стать
антидемократическим, снизить самооценку участников, создать
напряжение в коллективе.
Слайд 23Эффективность метода
Эффективность метода возрастает, если руководители принимают участие в работе
групп наряду с рядовыми сотрудниками. В течение 10‐15 минут каждая
группа обсуждает конкретный вопрос и каждый из участников предлагает свою идею, при этом каждая высказанная идея фиксируется на отдельной карточке, впоследствии группируемых по темам или направлениям деятельности.
Слайд 24Источники информации
Домрачев, Р.Е. Активные методы обучения персонала. Деловая игра, мозговой
штурм, кейс-метод, баскет-метод [Электронный ресурс] / Р.Е. Домрачев. — Электрон.
текстовые дан. — 2017. — Режим доступа: https://mypresentation.ru/presentation/aktivnye-metody-obucheniya-personala-delovaya-igra--mozgovoj-shturm--kejsmetod--basketmetod
Мозговой штурм [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — 2015. — Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/1054375/