Слайд 1
Учебные исследования и
проекты
А.Н.Юшков
ВШЭ-СПб, Школьная лига РОСНАНО
Слайд 2Лекция – предъявление теоретических и методических оснований для образовательных продуктов,
разработанных в Школьной лиге РОСНАНО
Слайд 3Дидактическая проблематика
Образующийся субъект в классической дидактике – это, прежде всего,
– субъект познающий, существующий вне и безотносительно какой-либо реальной деятельности
Слайд 4Исследование и проект: установки
Слайд 5Итоги (результаты) работы
Итог проведенных исследований – знания, теоретического или прикладного
характера (способ предъявления полученных знаний – статья, книга, диссертация, презентация)
Один
из итогов проектной работы – создание продукта
Продукт – реальный объект (и эффект) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Продукт создается для конкретного использования.
О.И. Генисаретский
Слайд 6«Исследовательский проект»
Сегодня о научно-исследовательской деятельности, или просто исследовательской, говорят
(в школе), смешивая ее с проектной, но это некорректно, поскольку
исследование на выходе имеет новое знание, а проектная деятельность – продукт, направленный на изменение реальной ситуации,
В науке, как таковой, проектирование существует, хотя, строго говоря, оно появилось в последние десятилетия в связи с изменением системы финансирования науки и заинтересованностью крупных корпораций перспективами практического использования научных достижений.
К.Н. Поливанова
Слайд 7Продукт и эффект реализации проекта
Необходимо различение того, что производится, и
того, что в результате происходит. Производимый продукт не является самоцелью.
Появляясь, этот продукт изменяет более широкий контекст, например, социальную ситуацию. Именно этот момент и является принципиальным.
Слайд 8 ФГОС – проект или оптимизация системы?
Новые виды педагогической деятельности (назвать)
Новые
виды, новое содержание орг-управленческой деятельности (назвать)
Инфраструктурные изменения
Институциональные изменения
Слайд 9
Вневозрастная структурно-функциональная модель проектной деятельности
оформление образа желаемого будущего;
анализ ситуации, реальной
практики, функционирующей системы, требующей изменения;
целеполагание, уточнение представлений об итоговом
продукте;
формулировка задач, которые следует решить;
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование, определение последовательности и сроков работ;
проведение работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;
представление продукта готового к использованию
Слайд 11
Логика роста:
Инициатива на «полюсе
взрослого», учащиеся -
соисполнители
Логика развития:
«Итоговая форма» проектной деятельности это результат ряда качественных преобразований «предпроектных» видов деятельностей
Слайд 12Типы возрастно-ориентированных
учебных проектов
Слайд 13Разнообразие проектов
(на материале естественнонаучных дисциплин)
Слайд 14Вневозрастная структурно-функциональная
модель исследовательской деятельности
Проблематизация. Проблематизация начинается с удивления. Удивление
переоформляется в исследовательский вопрос, в котором зафиксировано противоречивая природа изучаемого
объекта, явления.
Разбивка проблемы на комплекс задач.
Формулировка гипотез(ы) (реально формулируется не одна, а несколько конкурирующих между собой гипотез).
Планирование исследовательских работ, выбор инструментария
Проверка выдвинутых предположений. Гипотеза приобретает статус знания.
Оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.
Представление результатов
Слайд 16Учебные отношения:
самостоятельность-исполнительность
«На этом уроке-исследовании у детей не было ни
одной возможности включиться в исследование. Урок прошел под девизом «Сам
спросил - сам ответил»»
«В данном уроке-исследовании нет ученических исследований. Учитель забирает на себя всю инициативу по организации урока: распределение тем, разбивка групп, выбор формы представления результатов…»
Слайд 18Формы организации
Учебное исследование, учебный проект на предметном материале изучаемых дисциплин
Историческая
реконструкция (исследование и\или проект)
Междисциплинарное исследование и проект (общая тема; исследовательская
часть и проектная часть)
Игровое погружение исследовательского или проектного характера
Слайд 19Орг-управленческий контур
1. Единое пространство школы: взаимосвязь урочной и внеурочной деятельностей;
взаимосвязь исследовательской и проектной деятельности
2. Образовательные результаты (1-9 класс)
и
процедуры оценки
3. Знаково-символическое пространство школы
Слайд 20
Единое пространство школы: взаимосвязь урочной и внеурочной деятельностей
Вариант А. Меж-
и надпредметные интегративные погружения.
Вариант В.
«Предметные блоки» - «Инженерная
математика», «Прикладная физика», «Химия – наука и технология», «Биотехнология», «Гуманитарные практики» и т.д.
(базовый, обогащающий, углубленный уровни).
Слайд 21
Единое пространство школы: взаимосвязь урочной и внеурочной деятельностей
Вариант С.
Согласованные
учебные программы и планы учебных курсов «первой» и «второй» половины
дня; единый учебный процесс. Принципы нелинейности и вариативности (от нелинейного расписания до школы-технопарка)
Начальная школа – подростковая школа – старшая школа
Слайд 22Интеграция «Через исследования к техно-проектам»