Слайд 1
Мультимедийная презентация к лекции № 1
«Криминалистическая взрывотехника,
основные понятия и
содержание»
Автор разработки: Д.С. Коровкин
Санкт-Петербург 2016
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра криминалистических экспертиз и исследований
Слайд 2
Учебные вопросы:
1. Уголовно-правовые и криминологические аспекты преступлений, связанных с применение
взрывных устройств.
2. Возникновение и развитие криминалистической взрывотехники.
3. Предмет, задачи,
объекты и система криминалистической взрывотехники.
Цель лекции: рассмотреть научные и технико-криминалистические основы криминалистической взрывотехники, ее предмет, задачи и содержание.
Слайд 3Основная литература:
1. Использование специальных знаний при расследовании
преступлений, связанных со взрывами: учебное пособие М.А. Асташов, А.А. Беляков,
Л.В. Грушин, А.Н. Матюшенков, Д.В. Тишин. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2007г.
2. Методика расследования криминальных взрывов: лекция М.В.
Галезник; М-во внутр. Дел. Респ. Беларусь, Акад. МВД, каф. Криминалистики. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007г.
3. Особенности подготовки, назначения и производства судебной в зрывотехнической экспертизы: учебное пособие А.А. Беляков, Л.В. Грушин, А.Н. Матюшенков, Д.В. Тишин – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2007г.
Слайд 41. Колотушкин С.М., Федоренко В.А. Взрывные устройства и следы их
применения: Учебник, - Волгоград: ВА МВД России, 2004.
2. Федоренко В.А.,
Колотушкин С.М. Криминалистическое исследование взрывных устройств и следов их применения. Курс лекций. – Саратов: СЮИ МВД России. 2004.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 года «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов, патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях». - Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 42.
4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 25 июня 1996 года «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ». // Российская газета. 1996. - 25 июня.
Дополнительная литература:
Слайд 5Учебный вопрос № 1 Уголовно-правовые и криминологические
аспекты преступлений, связанных
с применение взрывных устройств.
Диаграмма роста числа погибших в результате одной
террористической акции.
Слайд 6Причины превращения криминальных взрывов в инструмент
решения политических, социально-экономических и
бытовых вопросов:
несовершенство соответствующих правовых норм, особенно в вопросах изготовления, хранения,
и распространения взрывчатых веществ (ВВ), боеприпасов (Б/П) и взрывных устройств (ВУ); во многих случаях неэффективная деятельность правоохранительных органов; отсутствие должного прокурорского надзора за соблюдением законности;
передача права совершения коммерческих операций с оружием и боеприпасами некоторым негосударственным структурам;
отсутствие единого подхода, скоординированных действий, опыта в борьбе с массовыми вооруженными преступлениями в деятельности силовых министерств.
Слайд 7Распределение но видам преступлений, связанных со
взрывом для разных регионов
России не одинаково,
но основные тенденции можно выделить:
до 40% связано
с заказными убийствами и попытками совершения убийств;
от 30 до 40 % уничтожение или порча чужого имущества с разными мотивами: вымогательство, месть, устрашение, раздел сфер влияния между преступными группировками и др.;
- до 5% терроризм, взрывы в общественных местах и на транспорте;
от 3 до 5 % самоубийства и неосторожное обращение с ВВ;
до 4 % промышленные взрывы и аварии;
- до 10% взрывов приходится на кражи и ограбления, акты вандализма и сокрытия других видов преступлений.
Слайд 8Применение взрывных устройств отличается от иных способов совершения
преступления двумя
взаимосвязанными свойствами: высокой поражающей
способностью взрыва и достаточно низким уровнем
управляемости
поражающими свойствами, так как в отличие от применения холодного
или огнестрельного оружия она не носит строго направленного характера.
Слайд 9Современное экономическое положение в России породило целый комплекс
социальных, политических,
демографических и других проблем, в котором
нашел свое отражение рост
количества преступлений, связанных со взрывом:
1. Рост психологических нагрузок, стрессов и эмоциональных срывов. Все усиливающийся культ насилия и жестокости, авторитета силового решения любых конфликтов.
2. Изменение социальной структуры общества военной подготовки своих членов.
3. Негативные последствия неудачных реформ в Вооруженных Силах.
4. Достаточно высокий научный, профессиональный и производственный потенциал в сфере взрывных технологий в России.
5. Развитие промышленности и современных технологий позволили создать средства двойного назначения.
6. Информационная революция, связанная с широким внедрением компьютерных (цифровых) технологий ИНТЕРНЕТ, а также бесконтрольный вал «вольных» публикаций (в том числе экстремистского толка) коснулись и темы взрывных технологий.
Информация, касающаяся вопросов изготовления и боевого применения взрывных устройств, традиционно считавшаяся закрытой (как правило, секретной), стала доступной для всех интересующихся.
Слайд 10Со стороны субъектов преступления ВУ обладают рядом выгодных качеств, способствующих
подготовке, осуществлению и сокрытию преступления:
Быстрым эффект поражении пли разрушении объекта
преступного посягательства.
Слайд 11Нет необходимости находиться рядом с объектом поражения в момент взрыва.
Слайд 12При осуществлении взрыва остается минимум следов.
Слайд 13Эффективность анонимной или прямой угрозы взрыва из-за опасности серьезных последствий.
Слайд 14Широкая (объемная) зона поражения взрывом.
Слайд 15Заблаговременная установка ВУ и маскировка на объекте, возможность управлять взрывом
на расстоянии (в условиях визуального контакта с объектом поражения, так
и без такового).
Слайд 16К слабыми сторонами использования ВУ в преступных целях следует отнести:
сильное
демаскирующее действие взрыва;
- опасность близкого контакта с
объектом поражения в момент взрыва;
- высокая степень опасности изготовление самодельного ВУ.
Слайд 17Четыре основных типа личности преступника, использующего взрывные устройства
в ходе
совершения преступлений,
связанных с применением взрывных устройств.
Приведенные выше данные
о личности преступника имеют относительное значение. Они являются основными лишь для одной из возможных версий и должны оцениваться в совокупности с другими обстоятельствами совершения преступления.
Слайд 18«Подросток» - это несовершеннолетние, особенности поведения которых, определяются противоречивостью их
возрастного положения: с одной стороны это уже не дети, а
с другой еще не взрослые.
Как правило, подростки изготавливают простейшие ВУ с использованием пороха, спичечной зажигательной массы и доступных пиротехнических составов или соединений.
Оъектами применения ВУ становятся прохожие, киоски и магазины, танцевальные и спортивные площадки – места скопления молодежи.
Об участии подростков в осуществлении взрыва могут свидетельствовать отсутствие целеустремленной, продуманной подготовки к преступлению; отсутствие профессиональных и преступных навыков; непринятие мер к сокрытию преступления; совершение на месте происшествия озорных и циничных действий.
Слайд 19 «Рецидивист» (показывает связь рассматриваемого типа с
преступной средой и ее социальными нормами - субкультурой).
Категория таких лиц особая и требует специального внимания.
Возраст лиц этой группы колеблется весьма широко (мужчина в возрасте от 20 до 50 лет).
Образование преступника - неполное среднее и среднее, очень часто он нигде не работает, принимает меры к сокрытию своей деятельности.
Ранее совершенные преступления обычно являются насильственными, а так же связанные с применением оружия.
Наиболее часто применяются штатные боеприпасы, возможно применение простейших самодельных ВУ.
В ходе расследования следователь должен учитывать наличие преступных навыков у этих лиц: они всячески стремятся избежать разоблачения, направить следствие в ложном направлении.
Слайд 20 «Военнослужащий», выполняющий преступление на заказ
или «потенциальный взрывник» - лица, проходящие военную службу в настоящее
время, либо служившие ранее в инженерно-саперных войсках, в Афганистане, в «горячих точках», а также, служившие в спец. подразделениях КГБ, ГРУ и др.
Данная группа лиц обычно имеет прошлое, связанное с изучением ВУ, их возраст в пределах от 20 до 60 лет.
Диапазон образования очень широк – от неполного среднего
(солдаты и сержанты срочной службы) до высшего (специалисты, инструкторы «Спецназа»), зачастую исследуемый тип имеет постоянную работу, нередко не связанную с его навыками, о своем прошлом в широких кругах не распространяется.
Причастность к тому или иному взрыву «специалиста» устанавливается по целому ряду объективных признаков, включающих в себя набор приемов и навыков минирования, известных только специалистам какой-либо из областей минно-взрывного дела.
Слайд 21 «Инженер» - возраст данной группы составляет 22
– 70 лет, образование высшее, специальное, связанное с технологией взрыва
в промышленности.
К этой категории лиц относятся инженеры, мастера-взрывники, руководители взрывных работ и другие специалисты, осуществляющие взрывы при добыче полезных ископаемых, разработке грунтов, в металлургии и строительстве.
В эту же группу входят специалисты в области электроники, способные конструировать взрыватели самой разной степени сложности, а также приспосабливать для этого современную бытовую технику.
Действия указанных специалистов при изготовлении ВУ и подготовке его взрыва отличаются отточенностью и культурой типовых приемов сборки ВУ, особенностью функционирования ВУ на объекте поражения (высокий уровень обеспечения безопасности).
Слайд 22Учебный вопрос № 3 Предмет, задачи, объекты и система криминалистической
взрывотехники.
Криминалистическая взрывотехника
- это криминалистическое учение, являющееся отраслью криминалистической техники,
изучающее ВВ и ВУ, явления и следы, сопутствующими их применение, а также методы и средства поиска, локализации и обезвреживания взрывоопасных объектов в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, связанных со взрывом.
Слайд 23Структура криминалистической взрывотехники складываться из следующих разделов:
1. общие положения
криминалистической взрывотехники;
2. взрывчатые вещества и взрывные устройства: характеристика, конструктивные
схемы и способы применения;
3. поиск взрывчатых веществ и взрывных устройств;
4. локализация и обезвреживание взрывоопасных объектов;
5. осмотр места происшествия, связанного со взрывом;
6. взрывотехническая экспертиза;
7. взрывотехнические учеты.
Слайд 24Предметом криминалистической взрывотехники является изучение закономерностей изготовления и применения ВВ
и ВУ, а также закономерностей обнаружения, фиксации, изъятия и исследования
следов подготовки и осуществления взрыва в преступных целях.
Слайд 25Закономерности решения типовых задач криминалистической взрывотехники:
1 -
закономерности функционирования взрывных устройств и проявления их поражающих свойств в
зависимости от их конструкции, способа применения и характера уязвимости цели;
Слайд 26 2 - закономерности в организации поиска, локализации
и обезвреживания взрывного устройства на объектах минирования;
Слайд 273 - закономерности изменения обстановки на месте взрыва в результате
воздействия его поражающих факторов на различные предметы, материалы и вещества;
Слайд 28 4 - закономерности обнаружения, фиксации и изъятия
следов применения взрывного устройства на месте происшествия, характера образования и
проявления следов ВУ на различных объектах.
Слайд 295 - закономерности исследования взрывчатых веществ и взрывных устройств, а
также следов их изготовления, хранения и применения.
Слайд 30 Объектами криминалистической взрывотехники является широкий перечень предметов,
веществ, процессов и явлений, а также лиц и документов, исследуемых
при расследовании преступлений, где использовались ВВ и ВУ или имел место взрыв.
Объектом частной криминалистической теории следует считать те явления, вещи, процессы, ту часть предметной области, в которой проявляются изучаемые теорией объективные закономерности. В содержании теории объект выступает как научный факт.
Объекты формируют содержательную сторону частной теории, проходя путь эмпирического анализа существенных свойств и признаков, объединения и объяснения известных и новых фактов, получения в конечном итоге, связанных с данными объектами, закономерностей. Полученные закономерности соотносятся с теоретическими положениями соответствующей области знаний.
Слайд 31Методы, используемые в криминалистической взрывотехнике, имеют свои особенности, сущность которых
определяется достаточно жесткой регламентацией применяемых средств и способов исследований в
силу известной опасности взрыва.
Слайд 32Так, например, преимущество дается раздельным стадиям исследования исполнительных механизмов, средств
взрывания и заряда взрывчатого вещества. Сюда же следует отнести методы
моделирования (физического, математического) при ограниченных возможностях экспериментальных исследований, например, взрыв автомобиля или здания.
Слайд 33При исследовании следовых количеств взрывчатых веществ применяются средства и методы
«экономного» расходования вещественных доказательств, не приводящих к качественным изменениям их
свойств.