Слайд 1Подготовила: учитель-логопед
Короткова Венера Фоатовна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский
сад комбинированного вида № 43 «Солнышко»
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика»
Слайд 2Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для тренировки органов
артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения.
Слайд 3Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря занятиям артикуляционной
гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно,
без помощи специалиста. Детям 3-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети 5-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношение.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Слайд 4Рекомендации к проведению упражнений
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом,
так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок
немного освоится, зеркало можно убрать.
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости.
Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более точными и плавными, без подергиваний.
В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Если во время упражнений язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен или не может удержать нужное положение, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Слайд 5«ЧАСИКИ»
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к
левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Слайд 6«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние,
затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо
- влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Слайд 7«БЛИНЧИК»
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю
губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти;
потом до десяти.
Слайд 8«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать
языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить
4–5 раз.
Слайд 9«МАЛЯР»
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять
верхи кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до
горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до 8.
Слайд 10«КАЧЕЛИ»
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз»
- опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два»
- поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Слайд 11«КИСКА СЕРДИТСЯ» («ГОРКА»)
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка
упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка
прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.
Слайд 12«ДЯТЕЛ»
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком
языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами
и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.
Слайд 13«ГРИБОК»
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу.
Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не
получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложить ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.
Слайд 14«ЧАШЕЧКА»
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его
к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде
чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3–4 раза.