Разделы презентаций


Cознание и деятельность Развитие психики в филогенезе. Гипотезы о происхождении сознания презентация, доклад

Содержание

Литература Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.Введение в психологию (под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. -

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 3: Cознание и деятельность
Развитие психики в филогенезе.
Гипотезы о происхождении

сознания. Сознание как высшая форма развития психики.
Неосознаваемые психические процессы, их

виды.
Мозг и психика.
Понятие деятельности и её структура. Основные виды деятельности.

План лекции:

Тема 3: Cознание и деятельностьРазвитие психики в филогенезе. Гипотезы о происхождении сознания. Сознание как высшая форма развития

Слайд 2Литература
Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.
Введение в психологию

(под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в

общую психологию. – М., 1996.
Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. - М, 1992
Немов Р.С. Психология, т. 1 – М ., 1995.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов–на–Дону, 1997.
Литература Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.Введение в психологию (под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.Гиппенрейтер

Слайд 3Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном

отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него

картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности

Основополагающие суждения о природе психики.
Психика – это свойство только живой материи, причём материи высокоорганизованной
Главная особенность психики заключается в способности отражать окружающий мир
Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды организма и формирования его поведения
Таким образом, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом

Слайд 4Развитие психики в филогенезе (гипотеза А.Н. Леонтьева)
Запомните!
Филогенез – постепенное изменение

различных форм органического мира в процессе эволюции
Онтогенез – процесс развития

индивида
Эволюция психики выражается в усложнении функций рецепторов и сигнальной деятельности нервной системы, а также в усложнении форм поведения и совершенствовании способности к индивидуальному научению

Развитие психики в филогенезе (гипотеза А.Н. Леонтьева)Запомните!Филогенез – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюцииОнтогенез

Слайд 5 Развитие психики в филогенезе
Допсихический уровень. Живые существа, не имеющие нервной

системы (микроорганизмы, растения). Свойственна раздражимость – способность живого организма реагировать

на биологически значимые влияния. Внешне проявляется в двух формах – приближении и отталкивании.
Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биологически значимым воздействиям называются тропизмами
Объективным критерием психики является чувствительность – способность организмов отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами
Развитие психики в филогенезе Допсихический уровень. Живые существа, не имеющие нервной системы (микроорганизмы, растения). Свойственна раздражимость

Слайд 6Развитие психики в филогенезе
Сенсорная стадия. Характерно отражение отдельных раздражителей, отдельных

свойств предметов; нет отражения предмета в целом.
Развитие нервной системы:
А) Сетевидная

(диффузная) нервная система (медузы, гидры, кишечнополостные) - отдельные нервные клетки с отростками, нет управляющего центра. Недифференцированные реакции всего организма на отдельные раздражители.
Б) Ганглиозная нервная система (черви). Нервные узлы соединены в единое целое, управляющий центр – головной узел. Характерны чёткие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность. Главную роль в поведении играют врождённые программы. Появляется чувствительность (!).
В) Усложнение ганглиозной нервной системы (насекомые). Выделяют брюшной, грудной, головной нервные узлы. У высших насекомых есть обонятельные, зрительные, вкусовые ощущения. Двигательные способности усложняются (ползание, ныряние, полёт и т.д.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных.
Развитие психики в филогенезе Сенсорная стадия. Характерно отражение отдельных раздражителей, отдельных свойств предметов; нет отражения предмета в

Слайд 7Развитие психики в филогенезе
Стадия перцептивной психики. Позвоночные животные, начиная с

рыб и заканчивая млекопитающими, а также членистоногие, головоногие моллюски. Появляется

центральная нервная система (происходит выделение головного и спинного мозга). Доступно отражение нескольких раздражителей и их синтезирование в образ предмета. Характерна способность к восприятию, предметное отражение.
Свойственны такие формы поведения, как:
инстинкты – врождённые видовые формы поведения;
навыки – индивидуально приобретённые формы поведения
Развитие психики в филогенезе Стадия перцептивной психики. Позвоночные животные, начиная с рыб и заканчивая млекопитающими, а также

Слайд 8 Развитие психики в филогенезе


Стадия интеллектуального поведения. Высшие животные (приматы,

дельфины, собаки). Появляются новые зоны в коре больших полушарий, зарождается

возможность абстрагировать. Достаточно точное приспособление к изменяющимся условиям Установление связей между различными предметами, пространственных связей в различных ситуациях. Решение двухфазных задач, в составе которых выделяется два этапа: подготовительный и исполнительный.
Развитие психики в филогенезе   Стадия интеллектуального поведения. Высшие животные (приматы, дельфины, собаки).

Слайд 9Гипотеза о происхождении сознания (А.Н. Леонтьев)
Создание орудий труда → человек

не просто приспосабливается к окружающей среде, но и способен подчинять

её себе

Совместная трудовая деятельность → образование человеческих сообществ → развитие коммуникации → возникновение языка
Возникновение языка → передача информации, накопленной в истории человечества, возможность сохранить информацию в памяти, развитие мышления, осознание человеком своего «Я», принципиально иной уровень регуляции психических состояний (при помощи слова)
Коллективный характер труда и развитие коммуникации → формирование специфических законов существования и развития человеческого общества – законов нравственности и морали → появление критичности мышления, возникновение понятий «хорошо» и «плохо»

Гипотеза о происхождении сознания (А.Н. Леонтьев)Создание орудий труда → человек не просто приспосабливается к окружающей среде, но

Слайд 10Сознание - высший уровень развития психики и саморегуляции, свойственный только

человеку
Признаки сознания, отличающие его от психики животных:
сознание – система знаний

о мире в понятиях;
связано с языком и речью и в них проявляется;
носит общественный характер;
позволяет отделять субъекта от объекта (человека от природы);
предполагает наличие способности к целенаправленной деятельности;
связано с переживаниями, с чувственным отношением к миру
Сознание - высший уровень развития психики и саморегуляции, свойственный только человекуПризнаки сознания, отличающие его от психики животных:сознание

Слайд 11Бессознательное - явления, процессы, свойства, которые человеком актуально не осознаются


Неосознаваемые процессы в психике человека
(по Ю.Б. Гиппенрейтер)

Бессознательное - явления, процессы, свойства, которые человеком актуально не осознаются Неосознаваемые процессы в психике человека (по Ю.Б.

Слайд 12Мозг и психика
Нервная система представляет собой скопление нервных клеток –

нейронов. Она состоит из двух частей:
центральной нервной системы (в

составе головного, промежуточного и спинного мозга) и
периферической нервной системы, представляющей собой всю остальную её часть за исключением упомянутых выше отделов
Чем выше расположена та или иная её часть, тем сложнее её функция. Наиболее высокие отделы представлены большими полушариями головного мозга

Мозг и психикаНервная система представляет собой скопление нервных клеток – нейронов. Она состоит из двух частей: центральной

Слайд 13Блоки мозга (по А.Р. Лурия)
Блок тонуса коры (энергетический) поддерживает оптимальный

для жизнедеятельности и саморегуляции поведения тонус коры (уровень бодрствования) -

аппараты верхнего ствола, ретикулярной формации и древней коры.
Блок приёма, переработки и хранения информации анализирует и синтезирует, принимает, хранит и перерабатывает информацию из внешнего мира. Состоит из аппаратов, расположенных в задних отделах головного мозга (теменной, височной, затылочной)
Блок программирования, регуляции и контроля деятельности осуществляет формирование намерений, выработку программ действий и их выполнение во внешних (двигательных) и внутренних (умственных) актах. Эти функции реализуются передними отделами больших полушарий (ведущее место отводится лобным долям).



Блоки мозга (по А.Р. Лурия)Блок тонуса коры (энергетический) поддерживает оптимальный для жизнедеятельности и саморегуляции поведения тонус коры

Слайд 14Посмотрите на рисунок. Какое лицо вам кажется более весёлым и

довольным?

Посмотрите на рисунок. Какое лицо вам кажется более весёлым и довольным?

Слайд 15Это лицевой экспресс-тест Дж. Джейна. С его помощью вы можете

определить, какое полушарие у вас является доминирующим (ведущим). Если левое

лицо кажется Вам более весёлым и довольным, то доминирует правое полушарие, если же правое – ведущим является левое полушарие. Правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела.
Это лицевой экспресс-тест Дж. Джейна. С его помощью вы можете определить, какое полушарие у вас является доминирующим

Слайд 16Латерализация психических процессов
Основана на диалектическом единстве двух основных аспектов:
функциональной

ассиметрии ((т.е. специализации) полушарий мозга и
их взаимодействии в обеспечении

психической деятельности человека.
Правое и левое полушарие мозга, соединённые межполушарной спайкой – мозолистым телом, выполняют различные функции. Мозолистое тело – пучок нервных волокон – представляет собой проводник, через который полушария обмениваются информацией и, возможно, «улаживают» проблемы, связанные с конфликтами между независимыми элементами.
Латерализация психических процессовОснована на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной ассиметрии ((т.е. специализации) полушарий мозга и их

Слайд 17Рефлексы
Безусловный рефлекс – естественная, генетически запрограммированная реакция, вызываемая без какого-либо

научения специфическим раздражителем, который называется безусловным. Является врождённым и обеспечивает

сравнительно несовершенное приспособление организма к меняющимся условиям среды.
Новыми, изменчивыми формами реагирования, формирующимися в течение жизни являются условные рефлексы – поведенческие реакции, запускаемые раздражителем, который первоначально был индифферентным (безразличным) после того, как этот раздражитель некоторое количество раз сочетался с безусловным раздражителем.
РефлексыБезусловный рефлекс – естественная, генетически запрограммированная реакция, вызываемая без какого-либо научения специфическим раздражителем, который называется безусловным. Является

Слайд 18Сигнальные системы и динамический стереотип
И.П. Павлов отмечал, что в своём

поведении животные руководствуются только сигналами первой сигнальной системы – непосредственно

воздействующими раздражителями. В отличие от животных у человека, кроме первой сигнальной системы имеется также вторая сигнальная система, сигналами которой являются слова.
В естественных условиях жизни раздражители не существуют изолированно, любой предмет является комплексом раздражителей. Важнейшим проявлением системности в работе головного мозга является образование динамического стереотипа – системы реакций на определённые комплексы раздражителей.

Сигнальные системы и динамический стереотипИ.П. Павлов отмечал, что в своём поведении животные руководствуются только сигналами первой сигнальной

Слайд 19Деятельность –внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознательной целью
Структура деятельности

(по А.Н. Леонтьеву)
1)Предметное содержание:
потребность, мотив, цель, условия
2)Операциональная часть: действия,

операции, умения, навыки
Переход внешнего действия во внутреннее называется интериоризацией.
Переход внутреннего действия во внешнее – экстериоризация
Основные виды деятельности: игра, учение, труд.
Деятельность –внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознательной цельюСтруктура деятельности (по А.Н. Леонтьеву)1)Предметное содержание: потребность, мотив, цель,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика