Слайд 1Лекция 6-7
Формирование умений систематизировать и обобщать полученные знания
Слайд 2Человек, несомненно, утонул бы в потоке информации
Каков выход?
Слайд 3Кеплер, Лаплас, Кант считали, что
наука объективно представляет собой внутренне
единое целое, и ее разделение на отдельные области обусловлено не
столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания.
Необходимы обобщение и систематизация.
Слайд 4Основание систематизации и обобщения
Многие физические процессы имеют определенную общность. Поэтому
есть возможность глобального описания некоторых явлений и процессов, например механических
и электромагнитных колебаний.
Слайд 51. Обобщение вообще
Мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов,
и формулирование такого вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет
данного класса; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Слайд 6Обобщение
Логический прием, посредством которого совершается мысленный переход от единичного
к общему.
Слайд 7Обобщение понятия
Это логическая операция, позволяющая переходить от понятий меньшего объема
к понятиям большего объема путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем
предметам, которые входят в объем обобщающего понятия.
Или…-Логическая операция, которая заключается в том, что для какого-либо понятия находится более широкое по объему понятие, в объем которого и входит объем исследуемого понятия.
Слайд 8Операция обобщения понятия
Переход от некоторого понятия к другому, более глубокому
по объему, за счет исключения из содержания исходного понятия какого-либо
из признаков, составляющих видовое отличие обобщенных в этом понятии предметов.
Слайд 92. Систематизация
Систематизация - дискурсивный логический процесс обобщения и упорядочения знаний
на основе систематизирующего признака, завершающийся образованием систем знаний
Систематизировать – значит
располагать в определенном порядке, в определенной последовательности
Реализация системно-синтетических связей между отдельными разделами курса физики, а также между разными учебными предметами.
Слайд 10Для чего нужна систематизация?
Запомнить
Понять
Применить
Углубить, обобщить через систематизацию знаний учащихся, т.е.
их совершенствовать
Выработать свое отношение к информации: значение, назначение и пр.
Формировать
мировоззрение
Повторить
Слайд 11Сравнительные определения
Систематизация – расчленение, вычленение отдельных частей. Относится к действию
«рассудка» (по Гегелю). Деятельность «рассуждение» имеет формально-логическую основу, является средством
получения нового узкого знания, в пределах существующего знания.
Обобщение – создание целого. Это относится к действию «разума». Деятельность «размышление» имеет диалектическую основу и является средством получения нового обобщенного знания.
Слайд 123. Формы занятий,
где применяются приемы систематизации и обобщения
Уроки повторения;
лекции, семинары, учебные конференции;
фронтальные лабораторные занятия;
практикумы, экскурсии;
элективные занятия.
Использование форм зависит от возраста учащихся, уровня развития их умственных способностей, сформированности у них познавательных и практических компетенций.
Слайд 13 Уроки повторения
Классификация уроков повторения:
вводное,
текущее,
периодическое,
заключительное
Слайд 14Периодическое повторение
Повторение, которое проводится на определенных этапах изучения курса
физики, на специальных уроках и осуществляется в логической связи с
изучаемым учебным материалом темы или раздела. Основная задача - подведение итогов изучения определенной части курса
Слайд 15Заключительное повторение
Задача заключительного повторения состоит в том, чтобы привести
в систему теоретические знания, полученные учащимися за год (четверть), закрепить
практические умения самостоятельно обобщать полученные знания.
Слайд 16Пример уроков повторения,
где применяются приемы
обобщения и систематизации
Тема: Колебательные процессы
в
природе
Можно провести на разных ступенях обучения (7, 9 и
11 классы) или в конце 11 класса.
Слайд 17Основания
Одной из существенных характеристик колебательного движения является процесс превращения одного
вида энергии в другой.
В качестве основы для систематизации знаний
может быть избран энергетический анализ колебательных движений.
Слайд 18Так как процессы превращения энергии из одного вида в другой
рассматриваются практически во всех классах, где изучается физика, то построенное
на основе этих процессов обобщение может проводиться в виде отдельных, логически связанных уроков в различных классах (например, в 7, 9, 11-х) или блоком в конце изучения физики в 9-м или 11-м классах.
Слайд 19Как избежать фрагментарность?
Фрагментарность подхода к изучению колебаний можно избежать, если
осмысление программных знаний связать с введением общих констант.
Слайд 20Урок 1: Вводное повторение
1. Воспроизведение основных сведений, полученных ранее.
2. Систематизация
и обобщение знаний за прошлые годы.
Слайд 21Урок 2: Текущее повторение
1. Подготовка к усвоению нового материала.
2.
Установление связи вновь изучаемого материала со старым.
3. Закрепление изучаемого материала.
4.
Подготовка к выполнению лабораторной работы.
5. Устранение пробелов в знаниях учащихся.
Слайд 22Урок 3: Периодическое повторение
1. Закрепление изучаемого материала по теме, ряду
тем, разделу.
2. Подготовка к зачету.
3. Обобщение и систематизация по теме,
ряду тем, разделу.
4. Предупреждение забывания важных вопросов курса.
Слайд 23Урок 4: Заключительное повторение
1. Подготовка к выполнению работ физического
практикума.
2. Систематизация и обобщение знаний по курсу.
3. Подготовка к выпускным
экзаменам.