Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 с.Улькунды Дуванский
район Республики Башкортостан
Слайд 2Предметно-развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС ДО
Слайд 3Предметно-развивающая среда в ДОУ
Особо актуально на сегодняшний день
стоит вопрос организации предметно – развивающей среды ДОУ. Это связано
с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Слайд 4Что такое
предметно – развивающая среда ?
Среда развития ребёнка
в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально
- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических , духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.
Слайд 5Требования ФГОС
к предметно - развивающей среде:
1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Слайд 6Факторы, которые следует учитывать при организации предметно- развивающей среды
Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС.
Слайд 7Предметно - развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в
образовательном процессе, включающем:
1) совместную партнерскую деятельность
взрослого и детей;
2)
свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Слайд 8Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований
ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4)
художественно-эстетическая,
5) физическая.
Слайд 9Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС
Слайд 10 При формировании предметно-развивающей среды в наших группах, мы поставили себе
цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем
рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды.
Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение.
В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.
Слайд 11 Направление: Художественно — эстетическое развитие.
В центре
«Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования,
лепки и аппликации.
По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Слайд 12 Направление: Речевое развитие .
Центр
«Мир книги» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Слайд 13 Направление: Познавательное развитие.
Центр опытно-экспериментальной деятельности.
В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы и т. д. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных
материалов.
Слайд 14 Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся
различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей
растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены макеты (пустыня, животный мир, аквариум, скворечник, улей, клетка с птичками и т.д.).
Слайд 15 На дворе зима, а в группе на подоконнике -
весна. В холодный период года можно с детьми создать мини
– огород на подоконнике. Это возможность живого общения детей с растениями. Зимний огород можно оформить в виде деревенского двора, декорировать подходящими постройками и декоративными аксессуарами.
Слайд 17
Наш детский сад принял участие в районном смотр-конкурсе на лучший
стенд «Эколята- Молодые
защитники Природы».
Слайд 18«Строительный» (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает
немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том,
что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность.
Слайд 19Центр «Дидактических игр» (игротека)
Центр решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей
интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать
свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Направление:
Социально-личностное развитие.
Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:
«Семья»
«Больница»
Слайд 24Предметно-развивающая среда спортивного зала
Слайд 25«Развивающий центр детской активности»
Слайд 28
ТАКТИЛЬНАЯ СРЕДА - позволяет освоить новые ощущения и развить
тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Например здесь у нас различные тактильные панели, напольные покрытия, столики для рисования песком.
Слайд 29Также имеются дидактические и настольные игры, игры и средства для
развития мелкой моторики рук.
Слайд 33Музыкальный зал всегда разнообразно украшен для проведения в нем праздников
и различных мероприятий.
Слайд 34К каждому времени года педагоги обустраивают в группах детского сада
сезонный природный уголок, который радует детей, родителей и гостей.
Слайд 35Часто проводятся конкурсы поделок для родителей, после чего их творения
служат украшением детского сада.
Слайд 37 Дошкольный возраст - это то время, когда закладывается фундамент всей
жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка, его
сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной личности.
Слайд 38
Благодарим за внимание!
Желаем успехов в профессиональной деятельности!