Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №
70»
Педагог-психолог
Малыхина Ольга Валерьевна
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МИРУ ИГРУШЕК
Слайд 2Настоящая игрушка – это средство для детской игры. А игра
и есть самая главная и самая развивающая деятельность для дошкольника.
Слайд 3Во всем разнообразии детских игрушек психологи выделяют три группы.
В
первую входят те, которые способствуют освоению смыслов, задач и норм
отношений между людьми, и на этой основе социальному и личностному развитию ребёнка.
Слайд 4Вторую группу составляют игрушки, которые способствуют усвоению способов действия с
предметами, и на этой основе формируют интеллектуальные и познавательных способности.
Слайд 5Третья группа игрушек направлена на физическое развитие и воспитание ребёнка.
укрепление здоровья, и формирование у малыша определенных физических качеств (силы,
выносливости, ловкости, меткости).
Слайд 6Критерии отбора:
1. Простота и доступность
2. Стимуляция активных действий
3. Поощрение самостоятельности
4. Этика, эстетика, культура
5. Соответствие возрасту
Слайд 7Основные типы игрушек для детей от 0 до 12 месяцев:
Слайд 8Игрушки первого года жизни функционально необходимы для:
получения разнообразной информации и совершенствования
развития основных органов чувств, прежде всего тактильной чувствительности, зрения, слуха
развития
мелкой и крупной моторики ребёнка (движений рук и всего тела)
усвоения информации о различии форм, цвета, размера окружающих предметов, пространственных отношениях между ними;
Слайд 9Погремушки – способствуют развитию концентрации внимания, зрительного, слухового восприятия и координации движений.
Подвески, крепящиеся на кроватке или коляске– развивают зрительную активность, учат малыша
сосредотачивать взгляд на ярком пятне. Подвески-карусели развивают умение следить за движением по кругу.
Слайд 10Большая неваляшка - с большими выразительными глазами и веселой мордашкой — служит для малышей
«заместителем» человека. Неожиданное появление звука привлекает внимание и радует.
«Звучащие шарики»
подойдут и для самых маленьких детей, и для тех, кто постарше.
Слайд 11Основные типы игрушек от 1 до 3 лет
Слайд 12Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и
техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:
становление орудийных
действий;
развитие наглядно-действенного мышления;
развитие познавательной активности;
формирование целенаправленности действий ребёнка.
Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.
Слайд 13 Орудийные действия
совочки, лопаточки;
метелочки,
грабельки;
сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;
удочки с магнитом для "ловли
рыбок";
игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;
кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.
Слайд 14 Наглядно-действенное мышление
пирамидки, разнообразные по цвету, форме
и материалу;
вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
матрёшки 3-4-местные;
"коробки форм",
т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
крупные пазлы и мозаики;
кубики крупные пластмассовые и деревянные;
шнурок и бусины для нанизывания;
народные игрушки с подвижными частями;
желобок и шарик для скатывания.
Слайд 15 Познавательная активность
коробочки с секретом;
детские музыкальные центры;
механические
игрушки;
клавишные игрушки;
игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением
и появлением чего-то нового;
материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.
Слайд 16 Речевое развитие
картинки с изображением животных и
людей;
сюжетные картинки с изображением действий;
наборы картинок с различным пространственным положением
одних и тех же персонажей;
элементарные виды детского домино и лото;
последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;
наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок;
звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;
диафильмы;
игрушечный телефон.
Слайд 17Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими
игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это прежде всего куклы, среди которых
могут быть:
тряпичные - гибкие (высота 30-40 см);
пластиковые - гибкие;
кукла-голыш с набором одежды;
кукла в одежде;
маленькие "пупсики" в разных позах.
Слайд 18Игровые пособия, способствующие физическому развитию
Мячи (разных размеров).
Обручи.
Спортивное оборудование для малышей
(качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка).
Скамеечки для ходьбы.
Коврики с разной
поверхностью
Слайд 19 Целеустремлённость и настойчивость
фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо
объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.;
пособия, предполагающие составление изображения из
нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);
составные игрушки - машинки, домики и пр.;
строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
бусы для нанизывания;
шнуровки и застёжки.
Слайд 20Скоро в школу!
— Дошкольный возраст ( от 3 до 7лет ) — один из важных этапов
в жизни ребенка, определяющей его дальнейшее развитие, ребенок уже чувствует свою
самостоятельность и испытывает острую потребность в ее реализации.
Слайд 21Основные типы игрушек для дошкольников:
1. Конструктор. Конструирование — важнейший вид деятельности
дошкольного возраста. Важно, чтобы игрушки конструкторского типа давали возможность максимально
проявить свою фантазию и позволяли исследовать, экспериментировать, познавать.
2. Наборы для совместных игр — учат ребенка общению, принимать решения, уступать и действовать сообща.
Слайд 223. Образные игрушки. К ним относятся все игрушки (в образе человека или животного)
с которыми можно обращаться, как с живыми персонажами. В игре с ними малыш проигрывает
свой жизненный опыт и «отрабатывает» волнующие его моменты человеческих взаимоотношений.
4. Пазлы — формируют пространственное мышление, развивают умение поэтапно решать поставленные задачи, вырабатывают усидчивость, сосредоточенность и концентрацию внимания.
Слайд 23ВНИМАНИЕ, АНТИИГРУШКА!
Это спецефическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет
опасность для жизни и здоровья детей, может причинять вред нормальному
физическому, психическому и нравственно-духовному развитию. Она не соответствует санитарным нормам, несет агрессию, издает неприятный звук или сделана из материалов ядовитого цвета.
Слайд 24Виды антиигрушек и их вред для ребенка:
Страшные игрушки.
2. Чрезмерно детализированные
игрушки
3. Смещение общепринятых ценностей
Слайд 28Игрушки группы риска:
ружья, стреляющие шариками, игрушечные мечи, копья, которыми можно
пораниться (на первом месте по травматизму - игра «Дартс»). Игрушки
с движущимися деталями Игрушки с мелкими деталями без ограничения возраста - это могут быть конструкторы или кукольные аксессуары. Игрушки, у которых лезет мех (могут вызвать негативные последствия от аллергии до удушья). Шумные игрушки, которые могут негативно воздействовать на слух.
Слайд 29Игрушки, сделанные своими руками.
Слайд 30Психологи советуют:
взрослые сами могут попрактиковаться в детском восприятии
игрушек. Для этого нужно вынести все свои знания «за скобки»
и увидеть игрушку как будто в первый раз, отвечая при этом на вопросы: Что это? Как это мне? Так ли это? Вы сами можете почувствовать восприятие ребенка, его магический мир, если увидите или почувствуете: первичное вызываемое чувство; способность игрушки оживать; чувства, возникающие от контакта с игрушкой (когда представляете, что она оживает); внутренние состояния ребенка, с которыми она связана; культурные контексты, в которые может увести воображение ребенка эта игрушка; действия, которые в отношении игрушки хочется совершить.