Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Ясли-сад № 2 комбинированного типа
города Макеевки»
Нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Слайд 2
КАК РАСПОЗНАТЬ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Существуют методы раннего распознавания детей
с расстройствами зрения. Это несколько тестов, позволяющих определить группу риска
и тем самым сделать все возможное для исправления ситуации.
Самый простой из них уже можно проводить в возрасте трех месяцев.
Возьмите яркий фонарик или светящуюся игрушку. Держите ее на расстоянии 10-15 см от лица ребенка, перемещая ее в разных направлениях. Внимательно следите за движениями ребенка. Если у него не проявляется никакой реакции, то необходимо незамедлительно обратиться к специалисту
Слайд 3СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Степень нарушения функции зрительного анализатора определяется
понижением остроты зрения. Острота зрения большинства людей, характеризующаяся способностью определять
буквы и знаки десятой строки таблицы на расстоянии 5 м, равна 1,0 и рассматривается как нормальная. Исследуемый, определяющий на этом расстоянии буквы и знаки 5-й строки, имеет остроту зрения 0,5, а первой строки — 0,1.
Если острота зрения ниже 0,1, используется счет пальцев. Ребенок, сосчитавший раздвинутые пальцы руки на расстоянии 5 м, обладает остротой зрения, равной 0,09. Тот же счет пальцев рук на расстоянии 2 м приблизительно соответствует остроте зрения 0,04, на расстоянии 0,5 м — 0,01, а на расстоянии 30 см — 0,005.
Острота зрения, при которой ребенок не различает пальцев, видит только свет, равна светоощущению. Если он не может отличать света от темноты, острота зрения равна нулю.
Слайд 4
ЧТОБЫ ПОНЯТЬ КАК ВОСПРИНИМАЕТ МИР РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, НУЖНО
УВИДЕТЬ МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА
Чтобы Вы поняли ограниченность зрительного восприятия детей
с нарушениями зрения, мы поставим Вас в их ситуацию
Для этого мы приготовили Вам очки, которые ограничивают зрительное восприятие. На короткое время Вы станете близорукими, людьми с астигматизмом, косоглазием, амблиопией.
На короткое время Вы станете близорукими, людьми с астигматизмом, косоглазием, амблиопией. Предлагаем Вам надеть очки – ограничители нормального зрения.
Расскажите о Ваших ощущениях.
Давайте подробно рассмотрим каждое заболевание и методы коррекции и реабилитации таких детей
Слайд 5БЛИЗОРУКОСТь
Близорукость (миопия) (от др.-греч. «щурюсь» и «взгляд, зрение») это
дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение падает не на
сетчатку глаза, а перед ней. Наиболее распространённая причина увеличенное (относительно нормального) в длину глазное яблоко, вследствие чего сетчатка располагается за фокальной плоскостью. Более редкий вариант - когда преломляющая система глаза фокусирует лучи сильнее чем надо (и, как следствие, они опять-таки сходятся не на сетчатке, а перед ней). В любом из вариантов, при рассматривании предметов на сетчатке возникает нечеткое, размытое изображение
Слайд 6ПРИЧИНЫ БЛИЗОРУКОСТИ
Наследственная предрасположенность;
Чрезмерная нагрузка на глаза: чтение в движущемся транспорте
или в темноте, долгое сидение за компьютером и у телевизора;
Ослабление
или перенапряжение глазных мышц;
Родовые травмы и травмы головного мозга.
Слайд 7ОСЛОЖНЕНИЯ
Помимо того, что близорукий человек плохо видит удаленные предметы, у
него также может нарушиться сумеречное зрение: в вечернее время близоруким
людям трудно ориентироваться на улице и управлять автомобилем.
При постоянном напряжении глаз у близорукого человека возникают сильные головные боли, он быстро устает.
Самое тяжелое осложнение миопии — отслоение сетчатки. При этом зрение начинает резко падать, вплоть до абсолютной слепоты.
Слайд 8ПРОФИЛАКТИКА
Очень важно вовремя выявить проблемы со зрением. С раннего детства
необходимо ежегодно проходить обследование у окулиста, а при наличии близорукости
— правильно и своевременно ее лечить.
важно соблюдать правила гигиены зрения (достаточное освещение рабочего места, правильная посадка при чтении и письме и т.д.), чередовать работу с отдыхом, выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз,проводить общеукрепляющие процедуры
Слайд 9
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ
Быстро моргать в течение 1-2 мин
Смотреть
прямо перед собой, поставить палец правой руки по средней линии
лица на расстоянии 25-30 см, перевести взгляд на конец пальца, смотреть на него 3-5 сек. Повторить до 10 раз.
Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно сгибая руку, приблизить палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца в течение 1 мин.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2сек. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза
Слайд 10ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ
Дальнозоркость (гиперметропия) – недостаток зрения, при котором затруднено видение предметов
на близком расстоянии. При дальнозоркости расстояние от хрусталика короче нормы,
и линза не может правильно сфокусироваться. В связи с этим вблизи ребенок видит плохо, а вдали - хорошо.
Слайд 11СИМПТОМЫ
Плохое зрение вблизи
Плохое зрение вдаль (при больших степенях дальнозоркости)
Повышение утомляемости глаз при чтении
Перенапряжение глаз при работе (головные
боли, жжение в глазах)
Косоглазие и «ленивые» глаза у детей (амблиопия)
Частые воспалительные болезни глаз (блефариты, ячмень, халязион, конъюнктивиты и др.)
Слайд 12УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДАЛЬНОЗОРКОСТИ
Упражнение «Письмо носом»
Это занятие можно
включить в детскую гимнастику. Закройте глаза и плавно выводите носом
буквы. Пишите любые слова, вращая головой. Это увлекательное упражнение, которое позволяет улучшить остроту зрения.
Упражнение «смотрим сквозь пальцы»
Смысл его заключается в распознавании предметов при рассматривании их через разведенные пальцы рук, расположенные напротив глаз. При легких поворотах головы рассматриваем предметы, затем на короткое время закроем глаза и снова откроем. Эффект движущихся пальцев укажет на правильное выполнение упражнения.
Слайд 13АСТИГМАТИЗМ
Само название «астигматизм» переводится с латыни как «отсутствие фокусной точки».
Это такое состояние, при котором человек не может сфокусировать взгляд
ни на дальних, ни на ближних предметах. Из-за этого, все, что он видит, принимает искаженную форму.
Слайд 14КАК РАСПОЗНАТЬ АСТИГМАТИЗМ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Жалобы ребенка на то, что
у него «устали» глаза, их «печет» или все видно в
двойном изображении;
Рассмотрение ребенком разных предметов только на дальнем расстоянии или, наоборот, у самого носа;
Наличие головных болей, как следствие ненормального напряжения глаз.
Слайд 15ПОКАЗАНИЯ К КОРРЕКЦИИ
Глаза быстро устают
Как результат развития астигматизма, ухудшается зрение
Сопутствующим
заболеванием к астигматизму добавляется миопия
Такие симптомы можно определить только у
дошкольников. В случае с младенцами это определяется очень редко, и коррекцию им назначают в единичных случаях
Показанием к ношению очков считается астигматизм средней степени (более 2 диоптрий)
Слайд 16Упражнения для профилактики астигматизма
Основное правило: голова неподвижна, двигаются только глаза
Расположите
рисунок вне зоны четкой видимости. Смотрите на черные контуры рисунков.
Расслабьте глаза и обводите ими каждый рисунок по контуру. Выполняйте упражнение обоими глазами и каждым глазом по отдельности
Слайд 17КОСОГЛАЗИЕ
Косоглазие — это состояние, которое характеризуется отклонением одного или обоих
глаз от центральной оси, то есть глаза человека смотрят не
в одном направлении, как положено, а в разных. В итоге взгляд не может сфокусироваться на рассматриваемом предмете.
Слайд 18
ПРИЧИНЫ
Косоглазие может появиться в результате:
травм и инфекционных заболеваний головного
мозга;
воспалительных, сосудистых или опухолевых изменений в глазных мышцах;
неправильно или несвоевременно
компенсированных близорукости, дальнозоркости или астигматизма;
врожденных заболеваний или родовых травм;
повышенных психических и физических нагрузок;
Слайд 19ПРОФИЛАКТИКА
Основной способ борьбы с косоглазием :
ранняя диагностика. Необходимы обязательные
ранние осмотры детей, более частые у детей группы риска (родители
со зрительными нарушениями, родовой травматизм и прочее),
ежегодная диспансеризация,
соблюдение нормативов и правил гигиены зрения.
если ребенку назначены очки, нужно обязательно их носить в рекомендуемом режиме и посещать офтальмолога каждые полгода, чтобы вовремя предупредить развитие косоглазия и амблиопии.
Слайд 20УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОСОГЛАЗИЯ
Упражнение с шнурком
Малышу предлагают протянуть шнурочек через
10—12 отверстий в пластмассовой пластинке. Причем, он может быть разной
толщины, отверстия в пластинке могут иметь форму кружочка, треугольника, сапожка и т. Д
Упражнение с бумагой и фигурами
Лист бумаги делят на клетки. В каждой клетке рисуют различные фигуры: звездочку, домик, елочку, шар, бабочку и т. д. Периодически фигурки повторяются. Ребенок должен найти идентичные картинки и вычеркнуть их во всех клетках.
Упражнение с музыкальным волчком
Дети очень любят упражнение с музыкальным волчком. Ребенку нравится рассматривать различные фигурки (лошадь, сани, медведь, пейзаж и т. д.) на движущемся диске, находящемся под прозрачным куполом. Движение диска сопровождается мелодичным звуком.
.
Слайд 21ВРОЖДЕННАЯ КАТАРАКТА
Катарактой называется любое помутнение хрусталика.
После рождения любой ребенок видит
предметы нечеткими, слегка размытыми.
Полноценное зрение формируется только к двум годам,
и то при условии, что глаз неустанно трудится.
Когда же хрусталик мутный, сетчатка оказывается в темноте и клетки не получают должной нагрузки
Слайд 22ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ КАТАРАКТЫ :
Хромосомные заболевания;
Следствие тяжелой внутриутробной
инфекции (опасны краснуха, грипп, герпес, ветрянка и др.);
Отягощенная наследственность;
Развитию заболевания способствуют нарушения обмена веществ у детей (гипокальциемия, сахарный диабет);
Травматические катаракты, которые возникают при контузии или проникающих ранениях глаза;
Есть катаракты, которые появляются в связи с необходимостью лечить другое заболевание методом лучевой или стероидной терапии;
Иногда катаракта возникает у недоношенных детей в связи с уплотнением задних швов хрустали
Слайд 23ПРОФИЛАКТИКА
Обнаружив проблему на самых ранних стадиях, можно вовремя начать
лечение. Не откладывайте визит к врачу, если:
зрачок у малыша не
черный, а серый или белесый;
ребенок постоянно трет глаза;
веки все время воспалены:
малыш часто прикрывает один глаз;
трясет головой и наклоняет ее вперед, то и дело моргает;
в возрасте двух месяцев не узнает маму и не задерживает взгляд на предметах;
глаза малыша все время «бегают»: без видимой причины движутся из стороны в сторону.
Слайд 24АМБЛИОПИЯ
Амблиопия у детей — это функциональное или обратимое снижение зрения.
При такой потери зрения один глаз плохо или почти не
задействован в зрительном процессе. При данном заболевании глаза видят разные картинки, разное качество изображения и мозг просто не в состоянии совместить их в одно целое.
Слайд 25ВИДЫ АМБЛИОПИИ
В зависимости от уровня падения зрения у детей при
амблиопии можно выделить следующие её виды:
амблиопия низкой степени (острота зрения
0,8−0,4);
амблиопия средней степени (острота зрения 0,3−0,2);
амблиопия высокой степени (острота зрения 0,1−0,05);
амблиопия очень высокой степени ( острота зрения 0,04 и ниже).
Слайд 26ПРИЧИНЫ
Причины заболевания очень индивидуальны
у олного ребенка амблиопия начинается при
разнице между зрением глаз всего в одну диоптрию, а у
другого мозг справляется с ситуацией даже при разнице в четыре диоптрии.
Если амблиопия - нарушение врожденное, ребенок не знает, что можно видеть как-то по-другому. Поэтому он воспринимает все как норму и жаловаться на зрение не будет.
Чем дольше ребенок болен амблиопией, тем труднее ее преодолеть. Само по себе данное расстройство зрения у ребенка не пройдет, и нормальное бинокулярное зрение не сможет сформироваться или окажется подавленным.
Слайд 27ЛЕЧЕНИЕ У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Основным методом является — окклюзия, т.е.
исключение здорового глаза из зрительного процесса, путём применения специальных пластиковых
окклюдоров, которые прикрепляют к очковой линзе.
В комплекс лечения амблиопии включают различные виды стимуляции (фото-стимуляция, световая, частотно-контрастная и др.),
терапевтические методики (вакуумный массаж, очки-массажёры, лазерная инфракрасная и ультразвуковая терапия, магнитооерапия).
Слайд 28УПРАЖНЕНИЯ НА УЛУЧШЕНИЕ ЦИРКУЛЯЦИИ КРОВИ В ОРГАНЕ ЗРЕНИЯ, СНЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО
УТОМЛЕНИЯ
Сомкните веки обоих газ на 3-5 сек., повторите 6-8 раз
Повороты глазного яблока по горизонтали (фото.1), вертикали (фото.2) и диагонали (фото.3). Все упражнения выполняются с открытыми глазами до 3-х мин. (Эти же упражнения выполняются с закрытыми глазами)
Выполнение поворота глазного яблока по различным направлениям с использованием объекта (флажок, палец, карандаш).
Быстро моргайте глазами в течение 10-15 сек., затем повторите то же самое 3 раза с интервалами в 7-10 сек.
Совершите по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую сторону.
Прослеживание взглядом за заданным направлением (указка, светящаяся точка).
Слайд 29 СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей
Формирование приемов и
способов учебной , игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе
Дифференцированный подход к детям; перераспределение учебного материала, дозирование учебных нагрузок
Применение специальных форм и методов обучения
Организация лечебно-восстановительной работы.
Слайд 30
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАССАЖИВАНИЮ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ С
УЧЕТОМ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИ
Рассаживать детей рекомендуется
относительно месторасположения педагога с учетом остроты зрения.
дети с низкой остротой зрения рассаживаются на первые места:
1ряд – с остротой зрения ниже 0,4
2ряд – с остротой зрения 0,4-0,6
3ряд - с остротой зрения 0,6-1,0;
при расходящемся косоглазии (КГ) рассаживаются по центру во 2-3 ряд;
при разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо усадить лучше видящим глазом к центру;
если у ребенка окклюзия («заклейка») какого-либо глаза, то он должен расположиться свободным глазом ближе к логопеду.
при рассматривании картин рассаживать лучше полукругом
Слайд 31ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Сочетание педагогического и лечебного воздействия является одним
из наиболее существенных и специфических принципов работы групп компенсирующей направленности
нашего детского сада. Оно позволяет с одной стороны извлекать лечебный эффект из общеразвивающих занятий, а с другой – проводить лечебное воздействие без ущерба для учебно-воспитательной работы
Слайд 32ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ ОТДАТЬ РЕБЕНКА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДЕТСКИЙ САД?
Обучение и развитие
детей в таких садах происходит с учетом особенностей заболевания.
В специализированном саду
ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение).
Группы в таких садах меньше, чем в обычных – около 8-15 человек. То есть, внимания детям уделяется больше.
Для обучения детей в садах применяют специальное оборудование и методики.
В группе слабовидящих детей никто не будет дразнить ребенка – то есть, самооценка ребенка не упадет.