Слайд 1Муниципальное хозяйство
1
По курсу есть учебник:
Валерий Витальевич Яновский//Город как система и
объект управления, 2-е изд - Спб СЗАГС, 1999, 231 с.
Слайд 3...Лаврентий Палыч Берия
Не оправдал доверия.
Осталися от Берия
Лишь
только пух да перия.
Цветёт в Тбилиси алыча
Не для
Лаврентий Палыча,
А для Климент Ефремыча
И Вячеслав Михалыча...
Слайд 4Вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом
широких дискуссий как в дореволюционной России, так и России 20-х
годов. [1] Термины "муниципалитет", "муниципальное хозяйство" отражали своеобразие городской общины. Муници-палитетом называлось городское управление, берущее на себя решение общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами.
В настоящее время "муниципалитеты" – это избираемое городское и сельское самоуправление, хотя надо иметь в виду, что в некоторых странах (например, в США) муниципальным именуется лишь городское самоуправление.
[1] Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.–Л., 1928.
Слайд 5 В структуру местного хозяйства в период советской власти включались не
только государственные предприятия, но и предприятия потребительской кооперации. Тем самым
под "местным хозяйством" понималась отнюдь не форма собственности, а имелись в виду лишь масштабы и территориальные границы сбыта товаров и услуг и уровень подчиненности органам государственного управления.
В настоящее время понятие "местного хозяйства" качественно меняется и приближается к понятию "муниципальное хозяйство".
Слайд 6МСУ, представляя особый уровень власти, являясь выражением власти народа, организационно
обособлено в системе управления обществом и государством. Согласно статье 12
Конституции Российской Федерации органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
Слайд 7В законодательстве Российской Федерации термин "муниципальный" применяется для характеристики как
городского, так и сельского самоуправления. При этом, однако, надо учитывать,
что в Конституции Российской Федерации используются понятия не "муниципалитет", "муниципальные органы", "муниципальное право", а "местное самоуправление", "органы местного самоуп-равления".
Слайд 8Назначением муниципальной власти является самостоятельное благоустройство мест проживания людей. Для
этого необходимо развитое и многоотраслевое муниципальное хозяйство.
Впервые после 20-х
гг. Федеральный Закон РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (12.08.95) закрепил за местными сообществами право самостоятельного хозяйствования, основанное на муниципальной собственности.
Слайд 9В Российской Федерации функционируют три уровня власти, имеющие свою компетенцию:
- власть
федеральная, обеспечивающая единство конституционного строя, суверенитет и территориальную целостность России,
гарантии прав человека и гражданина;
- государственная власть субъектов РФ, обладающих вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения всей полнотой государственной власти;
- власть местного самоуправления, задачей которой является реализация совместных интересов жителей в различных муниципальных образованиях.
Слайд 10Компетенция органов МСУ устанавливается законода-тельными актами ( Конституцией РФ, федеральными
законами) должна обеспечивать возможность самостоятельно решать все вопросы местного значения,
затрагивающие интересы жителей муниципального образования и влияющие на повседневную жизнь, а также определенные государственные вопросы, которые могут возлагаться на органы местного самоуправления.
Компетенция органа местного самоуправления является сложной правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей.
Слайд 11Под предметами ведения органа местного самоуправления следует понимать сферы местной
жизни, в которых действует данный юридически компетентный в них орган.
Второй
элемент компетенции - права и обязанности - основа ее содержанием.
Свои функции и задачи органы местного самоуправления регулируют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей. Права и обязанности органов местного самоуправления тесно взаимосвязаны с предметами их ведения. Если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений.
Слайд 12Эффективность всей системы власти находится в зависимости от рационального распределения
компетенции между ее уровнями. В привязке к вопросам местного самоуправления
названная общая проблема может рассматриваться в двух аспектах:
- разграничение компетенции между уровнями власти в области регулирования вопросов организации и деятельности местного самоуправления;
- разграничение компетенции между уровнями власти в области их предметной деятельности.
Слайд 13Понятие муниципальной функции и муниципальной услуги
«Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг»
от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
регулярно осуществляемая органом МСУ
деятельность по реализации его полномочий, установленных действующим законодательством, и имеющего внешнего потребителя
МУНИЦИПАЛЬНАЯ УСЛУГА
деятельность органа местного самоуправления, оказывающего муници-пальную услугу, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (доку-мента) в связи с обращением гражда-нина или организации в целях реализа-ции их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей
Слайд 14Конституция Российской Федерации выделяет :
- предметы ведения Российской Федерации;
- предметы
совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации;
- предметы ведения субъектов
РФ;
- предметы ведения муниципальных образований.
Необходимо отметить отсутствие предметов совместного ведения государственной и муниципальной власти.
Слайд 15Предметы ведения местного самоуправления, определенные Конституцией РФ как вопросы местного
значения:
владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью, право самостоятельного управления
ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселений.
- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
- установление местных налогов и сборов;
осуществление охраны общественного порядка.
Слайд 16По информации Всероссийского совета местного самоуправления, около 98% муниципалитетов живут за счет
трансфертов, причем 63% имеют степень дотационности более 50%.
Налоговые доходы
занимают 30% в структуре всех доходов местных бюджетов в РФ, в то время как в Германии - 80%, в Финляндии — 50%, во Франции — 44%.
Слайд 18
Степень самостоятельности муниципалитетов напрямую зависит от экономической основы местного самоуправления:
финансовых ресурсов и муниципальной собственности.
Органам МСУ не передано достаточное
для исполнения бюджетов количество расходных полномочий. Действующая система не способствует созданию у органов местного самоуправления стимулов к укреплению собственной доходной базы. В то же время, механизм выделения трансфертов порождает иждивенчество местных органов власти, особенно в малых муниципалитетах.
Слайд 19В положениях Конституции также наряду с перечисленными упомянуты «иные вопросы
местного значения», предусмотрена возможность наделе-ния органов МСУ отдельными госу-дарственными полномочиями.
Слайд 20 Задачи МСУ определены в ряде других статей Конституции:
ст.
40 «органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для
осуществления права на жилище», «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из ... муниципальных ... жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
ст. 41 предусматривается, что «медицинская помощь в ... муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается жителям бесплатно».
Ст. 43 гарантирует «общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».
Слайд 21Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской
округ либо внутригородская территория города федерального значения
Закон N 131-ФЗ "Собрание
законодательства Российской Федерации", № 40, 06.10.2003
Слайд 24Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий,
объединенных общей территорией, в границах которой МСУ осуществляется в целях
решения вопросов местного значения межпоселенчес-кого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
Слайд 26Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав
муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по
решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
Слайд 28Территориальная организация местного самоуправления в России
Слайд 29Число МО по федеральным округам РФ (2011)
МО в Москве и
Спб – 236. Муниципальных районов в РФ - 1800
Слайд 30Многоуровневая система муниципальной власти не прижилась, причём это касается вообще
всех субъектов страны. Управлять крупным образованием гораздо легче, чем множеством
мелких. Причины объединения:
между администрациями городского и районного уровня возникает слишком много конфликтов. Связаны они с тем, что множество полномочий как социального, так и экономического характеров, дублируются сразу на двух уровнях, и главы администраций пытаются выяснить, кто важней.
региональная власть столкнулась с проблемой фактической невозможности управления многоуровневой системой власти муниципальной.
объединение полномочий позволит сократить бюджетные расходы на содержание аппарата администраций, которые находятся в одних и тех же зданиях и сидят в соседних кабинетах.
Слайд 31Закон N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» разъясняет: муниципальный правовой акт - решение по вопросам
местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер
Слайд 32ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕШЕНИЯ
ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ИНЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРИКАЗЫ
ПРИНИМАЕТ
ИЗДАЕТ
ИЗДАЮТ
Слайд 33Три основные функции МСУ:
непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования,
полное
и эффективное привлечение и использование местных ресурсов,
обеспечение функционирования обратной связи
в государственном управлении
Слайд 34Конституция РФ не раскрывает, какие вопросы следует считать местными, при
том что ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение, ибо
самостоятельность населения МО Конституция Р Ф связывает именно с решением вопросов местного значения (ст. 130).
Закон N 131-ФЗ: вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Слайд 35Решение вопросов местного значения охватывают 4 группы проблем :
вопросы,
решаемые органами местного самоуправления в области финансов, бюджета и муниципальной
собственности (ст. 14 п/п 1,2,3 п.1);
вопросы организации, создания и обеспечения сферы услуг (ст. 14 п/п 4-7, 18-19, 21-22 п.1);
вопросы создания благоприятных условий и качества жизни (ст. 14 п/п 10, 11-17, 20 п.1);
вопросы обеспечения экологической безопасности и безопасности личности (ст. 14 п/п 8-10 п.1).
Слайд 36К вопросам местного значения поселения относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета
поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и
отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
Слайд 375) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и
иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за
исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
Слайд 387) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация
транспортного обслуживания населения в границах поселения;
8) участие в предупреждении и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
11) организация библиотечного обслуживания населения;
Слайд 3912) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения
услугами организаций культуры;
13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;
14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
Слайд 4016) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом
опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;
17) формирование
архивных фондов поселения;
18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
Слайд 4120) планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление
правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в
границах поселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
Слайд 4221) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц
и номерами домов;
22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
С учетом
установленных постановлением правительства СПб от 17.11.2005 № 1778 тарифов на услуги по погребению и размера социального пособия на погребение, установленного в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», размер предоставляемой единовременной социальной компенсации на погребение для малоимущих граждан составляет 2444,64 руб. – при захоронении, 2693,64 руб. – при кремации. Для ветеранов ВОВ – 6000 руб. По данным петербургской ритуальной кампании, минимальная стоимость похорон в Петербурге – 23 000.
Слайд 43К вопросам местного значения городских (сельских) поселений за период с
2004г. по 2012г, было добавлено :
участие в профилактике терроризма и
экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении и другие.
Слайд 44Как видно, вопросы местного значения затрагивают практически все области жизни
населения МО. Поэтому муниципальное управление охватывает различные по своему конкретному
содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и т.д.
Все эти отношения объединяет общий признак: они возникают в процессе решения населением вопросов местного значения непосредственно или через органы муниципального управления
Слайд 45Органы муниципального управления (местного самоуправления) реализуют отдельные государственные полномочия, переданные
им в соответствии с законодательством, в процессе организации и исполнения
органами МСУ законодательных и правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской федерации.
Данные полномочия связаны не с решением непосредственно вопросов местного значения, а с участием органов МСУ в осуществлении государственной политики на местном территориальном уровне.
Слайд 46 Это участие осуществляется в двух формах:
1.
Путем реализации отдельных государственных полномочий, которыми в соответствии со статьей
132 Конституции Российской Федерации могут наделяться органы местного самоуправления. Например, в соответствии с действующим законодательством поселковая, сельская администрация производит регистрацию актов гражданского состояния. В данном случае поселковая, сельская администрация осуществляет отдельное государственное полномочие.
.
Слайд 47 2. Деятельность по организации и исполнению законодательных и иных
правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Муниципальные органы, например, содействуют созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей, обеспечивают выполнение законодательства о всеобщей воинской обязанности и т.п.
Слайд 48Финансовое обеспечение отдельных гос. полномочий, переданных органам МСУ, осуществляется только
за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы МСУ
имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Слайд 49 Права органов местного самоуправления различны по отношению
к муниципальным предприятия и учреждениям и предприятиям и учреждениям иных
форм собственности.
Права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны отличаться от прав собственника в отношении принадлежащего ему предприятия.
Слайд 50 Однако органы МСУ выступают не только как
хозяйствующий субъект, но и как власть.
Права органов МСУ на
регулирование хозяйственной деятельности в отношении других собственников законодательно регламентируются.
Слайд 51В муниципальной практике, как зарубежной, так и российской, сложились различные
модели управления социально-экономическим развитием на местном уровне. Отметим некоторые принципиальные
различия подходов к муниципальному социально-экономическому развитию.
Слайд 52А. Отношение г к использованию собственных ресурсов общественного характера. Принципиальным
является вопрос - на что должны расходоваться общественные ресурсы.
Существуют
две концепции: "город-предприниматель" и "город-дворник". "Город-предприниматель" использует ресурсы, вкладывая их в коммерческую сферу, в том числе иногда за пределами муниципального образования. Аргументом в пользу этой практики является возможность "заработать" дополнительные средства в городской бюджет для улучшения качества жизни горожан.
Слайд 53Однако любой предпринимательский проект подвержен коммерческим рискам и ресурсы могут
быть потеряны в результате нерациональных решений, изменения конъюнктуры и других
обстоятельств. К тому же практика показывает, что, как правило, в предпринимательской сфере деятельность специализированных коммерческих структур является более эффективной, чем административных структур городского управления.
Альтернатива - концепция "города-дворника", который видит свои функции в удовлетворении общественных потребностей и расходует бюджетные и прочие ресурсы на создание благоприятной, оптимальной среды для жизни людей, для ведения хозяйственной деятельности.
Слайд 54Альтернатива - концепция "города-дворника", который видит свои функции в удовлетворении
общественных потребностей и расходует бюджетные и прочие ресурсы на создание
благоприятной, оптимальной среды для жизни людей, для ведения хозяйственной деятельности.
Слайд 55Б. До сих пор идут дискуссии о том, в какой
степени необходимо регулировать экономику. Как показала практика, роль планирования экономического
развития на местном уровне не только не снижается, но и возрастает даже в западных странах с либеральной экономикой. Разумеется, при этом планирование носит индикативный характер, является гибким, насыщенным элементами мониторинга, оценки реализации и обратной связью.
Слайд 56Общественное участие — третья сфера различий в подходах к муниципальному
развитию. На Западе принцип активного партнерства общественных (включая управленческие) и
частных структур развивается с 1980-х годов XX века) и называется Public Participation (буквально — общественное участие). Главная идея - выстраивание экономической политики города на условиях консенсуса интересов всех субъектов и социальных групп через процедуры общественного контроля и обратной связи в ходе корректировки разработанных планов.
Слайд 57Различные формы общественного участия являются обязательным элементом управления муниципальным экономическим
развитием в городах Америки и Западной Европы. В России это
одно из наиболее слабых звеньев организации муниципального экономического развития, связанное со слабостью институтов гражданского общества в целом.
Слайд 58Различные формы общественного участия являются обязательным элементом управления муниципальным экономическим
развитием в городах Америки и Западной Европы. В России это
одно из наиболее слабых звеньев организации муниципального экономического развития, связанное со слабостью институтов гражданского общества в целом.
Слайд 59 Укажем на сложности в управленческой деятельности органов МСУ -
они и субъект хозяйственной деятельности и субъект, наделенный законом правом
регулировать эту деятельность на своей территории.
Специфика “предпринимательской” деятельности муниципалитета заключается в том, что средства, полученные от хозяйственной деятельности, расходуются ради пользы населения.
Слайд 60Управленческая деятельность органов МСУ включает в себя весь спектр их
отношений с хозяйствующими субъектами вне зависимости от формы собственности, плюс
вопросы регулирования хозяйственных отношений для муниципальных предприятий и учреждений. Поэтому основной целью деятельности органов МСУ является подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории МО целям удовлетворения общественных интересов граждан.
Муниципальное управление - это деятельность органов МСУ по удовлетворению общественных интересов в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.
Слайд 61Общественные блага представляют собой совокупность социальных условий, необходимых для существования
человеческого общества . Это позволяет указать на отличия муниципальной службы
от государственной службы. Они видны из двойственной природы муниципального хозяйства.
Слайд 62С одной стороны, муниципальный служащий должен обладать знаниями и навыками
для хозяйственной деятельности предприниматель-ского типа и в этом смысле его
деятельность мало чем отличается от обычного менеджера.
С другой – общественный характер распределения приобретенной в результате деятельности прибыли и задача регулирования хозяйственных интересов иных собственников, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории МО, требуют знаний и навыков, больше присущих государственной службе
Слайд 63Управление МО - сложный процесс выработки, принятия и реализации управленческих
решений. В нем задействованы различные структуры, используются разнообразные методы, оно
включает в себя как отраслевые, так и "сквозные" компоненты.
В рыночной экономикt особое значение приобретает планирова-ние экономического развития на местном уровне, которое должно решить ряд основополагающих задач — по выработке местной экономической политики, определению направлений развития местной экономики, разработке и осуществлению мер реализации. Планирование местного экономического развития осуществляет в разных отраслях и на разных уровнях.
Слайд 64Обычно выделяют типы планирования:
проектное планирование
программное планирование
комплексное планирование
стратегическое
планирование
Стратегическое планирование (Strategic Planning) дает идею, которая закладывается во
все прочие планы развития МО и определяет общие направления его развития на перспективу 10—20 или более лет. Оно базируется на тщательном анализе и прогнозе социально-экономической ситуации в поселении и за его пределами, является продуктом согласования интересов всех субъектов сообщества и должно сочетаться с региональными и обще-государственными стратегиями развития.
Слайд 65Хозяйством является совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, характером деятельности
и территорией, на которой эта деятельность осуществляется.
Слайд 66Как очевидно, государственное хозяйство страны ограничено ее границами, права государства
при осуществлении хозяйственной деятельности зависят от формы собственности хозяйствующих на
его территории субъектов. Любое государство имеет преимущества в хозяйственной деятельности, являясь одновременно субъектом хозяйственных отношений (собственником) и субъектом, который осуществляет регулирование хозяйственных отношений на своей территории.
МСУ имеет признаки и государства, и хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы МСУ и кроется причина неутихающих дискуссий.
Слайд 67Рисунок иллюстрирует простую модель: люди работают на частных предприятиях, в
государственных и муниципальных учреждениях (называемых здесь общественным сектором). Общественный сектор
предлагает услуги, например, доставку почты, телефонную связь, общественного транспорта, аэропорта, органов правосудия и юридических услуг, трудоустройства, обучение услуги здравоохранения и т. д.
Слайд 68Большая часть этих услуг оплачивается через налоги, но также и
через взносы и оплату. Потоки товаров и услуг соответствуют идущим
в противоположном направлении денежным потокам, потому в модель можно включить банковские учреждения. В их сторону направлены потоки накоплений из частных хозяйств и свободные средства предприятий, в противоположном направлении идут кредиты. Существует также много различных пособий для частных хозяйств. Это пособия на детей, на учёбу, пенсии, социальные пособия, пособия на оплату жилья и т.д.
Слайд 69Существует особенность муниципального хозяйства, на которую указал еще Л. А.
Велихов - это "деятельность города в лице его городских публичных
органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения".
Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории МО хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общест-венных) потребностей населения.
Слайд 71Коммунальная модель муниципального хозяйства.
Здесь основную долю затрат на реализацию
общественных интересов и потребностей несут сами жители МО (коммуны, общины),
основной ресурс – налоги, выплачиваемые населением.
Основной элемент этой модели - орган МСУ, осуществляющий накопление ресурсов и их расходование. Модель применяют в наиболее благополучных странах Европы, причем права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаток ресурсов для исполнения задач местного самоуправления восполняет государство.
Слайд 72Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.
От предыдущей модели отличается участием органов
МСУ в использовании ресурсов террито-рии и в ее развитии, поскольку
они получают ограниченные права в финансово-кредитной деятельности и в использовании ресурсной ренты.
Эта модель предусматривает дополнение налогов с населения возможностью местного налогообложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.
Слайд 73Муниципально-рентная модель
муниципального хозяйства.
Эта модель основное бремя по
обеспечению интересов населения и решению вопросов местного значения возлагает на
органы МСУ. Поэтому они становятся полноправным хозяйствующим субъектом на своей территории.
Слайд 74Очевидно, что ни одна модель не существует в чистом виде
ни в одной стране, однако роль и место того или
иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга. Внедрение модели зависит от факторов, основными из которых являются:
Объем полномочий органов местного самоуправления.
Наличие и характер территориальных ресурсов.
Квалификация кадров в органах МСУ и менеджмента муниципальных предприятиях.
Налогоплатежность населения.
В зависимости от них формируется конкретный вид муниципального хозяйства.
Слайд 75Первый.
Городам нашей страны предстоит колоссальный рост, так как сейчас спрос
на жилье явно не удовлетворен.
Уроки городского развития.
Слайд 76Уроки городского развития.
В улучшении жилищных условий нуждаются примерно 62% семей,
что требует дополнительного введения 2,2 млрд кв. м
Несмотря на то,
что в стране 85,6% жилого фонда находится в частной собственности, почти все это — низколиквидное жилье. Так, большинство россиян (63,2%) проживает в малогабаритных квартирах (менее 3 комнат), а число граждан, которые живут в апартаментах из 6 и более комнат, показалось статистике таким мизерным, что его даже не учли.
В Америке ситуация обратная. Там около 50% населения живет в квартирах и домах, разделенных на 6 и более комнат.
В Канаде любителей просторного жилья — 57,8%.
21% жилого фонда Германии также представляет собой многокомнатные апартаменты, во Франции этот показатель равен 16,3%, в Испании - 29%.
Слайд 77Уроки городского развития.
Общий объем государственных средств, направленных на жилищный рынок,
составил в 2010 году почти 700 млрд рублей, в 2009
г. — 585 млрд рублей
Объем финансирования нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в этом году выросна 30%.
Федеральный бюджет- 337,4 млрд рублей, что на 89,9 млрд рублей больше, чем в аналогичный период прошлого года.
Из бюджетов субъектов Федерации выделено около 96 млрд руб., что на 39,8 млрд руб. больше, чем в 2009 г.
Однако рост финансирования не сказался на объемах строительства. Хотя темпы ежегодного прироста объемов строительства должны составлять порядка 10%.
Согласно программе «Жилище» к 2020 г. ежегодный объем ввода жилья должен достичь уровня в 140 млн кв. м.
Слайд 78Первый.
Источники:
-Housing Statistics in the European Union 2004. National Board
of Housing, Building and Planning, Sweden; Ministry for Regional Development
of the Czech Republic International Union of Tenants www.iut.nu
Слайд 81Для городов с традиционной застройкой критический уровень - 170- 180
л/а на тысячу жителей.
.
47,7% россиян живут в городах
с населением >100тыс. Здесь ~250 авто/1000 чел, при среднем значении по России 207.
Городов с населением 500 тыс - 1 млн. чел: 24. Здесь 12,4% (~ 4 млн.) авто.
На долю 55 городов с населением 200-500 тысяч приходится 11,5% автомобилей (3,65 млн).
В 75 городах со 100 -200 тыс жителей ~ 7% парка (2,26 млн)
На 11 мегаполисов ( 1 млн. чел) приходится 22,3% л/а
В целом на 165 городов приходится 53,3% автопарка л/а .
46,7% рассредоточено по оставшейся территории необъятной России.
Автопарк СПб уже в 2008 г. превысил 1 млн. единиц.
Второй.
Слайд 82Число автомобилей (нормированное на число жителей города) прямо пропорционально доходу
на душу населения и обратно пропорционально плотности городской застройки.
Второй.
Слайд 84Третий.
Славянским племенам на территории России дороги были не нужны: опасаясь нападений
кочевников, они селились в лесах, трафик вели по рекам, а между ними волоком. Дороги
по открытым пространствам стали появляться лишь во время монгольского нашествия, но это были просто натоптанные конями шляхи да кое-где деревянные гати по болотам. Первые государственные дороги начинались с почтовых трактов, ездить по которым было лучше всего зимой, когда можно было развивать самую большую скорость ─ 12 верст в час.
В 19-20м веке Россия занимала первое место в мире по числу лошадей на душу населения (в 1915 году - 38 млн голов). Однако подкованными были только армейские. Крестьяне в основном ездили на неподкованных лошадях и телегах с деревянными колесами без металлических ободьев. Поэтому они не любили и не строили дорог с твердым покрытием, а ездили по целине параллельно дороге с твердым покрытием для сохранности лошадей и телег.
Слайд 85До появления моторного транспорта Россия страдала от бездорожья меньше, чем
в наши дни. Крестьяне на любые расстояния ходили пешком. Грузы
летом шли по рекам. Летние сухопутные дороги между городами имели не хозяйственное, а военно-административное значение; по ним передвигались войска, почта, чиновники, арестанты; подавляющему большинству народа в безморозное время года куда-либо ездить было просто незачем (строго говоря, речь идет о территории, ныне входящей в РФ, кроме ЮФО и Южного Забайкалья).
Совершенно иная картина открывалась зимой. После того, как ложился снежный покров землю, наступала золотая пора для транспорта и торговли. На санях можно было передвигаться без искусственных дорог в любом направлении. На однообразном транспортном фоне выделялись скоростные магистрали – большие реки, покрытые льдом.
Высокие плотности застройки городов в бывшем СССР и сегодня абсолютно не приспособлены для массовой автомобилизации. Приспособление существующей застройки под массовый автомобиль крайне накладно и допустимо лишь в той мере, в какой готовы платить за это владельцы автомобилей.
Слайд 86Дороги местного значения начали прокладываться лишь с отменой крепостного права и появлением
земств. Свою роль в таком отношении государства к сельским дорогам сыграла принятая
еще при княгине Ольге практика опоры на погосты. Это место, куда из окрестных сел подданные подвозили налоги и отвозили в глубинку почту, которую дальше погоста почтовое ведомство не везло. Иными словами, развитие мелкой дорожной сети перекладывалось на плечи населения.
До середины XVIII столетия развитие дорожной сети в России шло параллельно с Европой. Страна если чем и выделялась, то широким распространением гужевого транспорта. Еще одно отличие состояло в том, что в транспортных целях у нас использовались суровые зимы и годовой трафик выстраивался исходя из этого обстоятельства, да еще из сроков речной навигации. Суровые зимы использовались для транспортных нужд вплоть до ХХ века.
Впервые отставание России в области дорог и транспорта обозначилось, когда в Европе стали в массовом порядке строить подъезды к естественным водным путям: речные и морские пристани соединялись между собой дорогами с твердым покрытием. У нас же по старинке этот трафик совершался в основном по грунтовым дорогам, бывшим «волокам», которые большую часть года были непроезжими.
Слайд 87Длина Амуро-Якутской железной дороги 1239 км. В 2013 г. завершаются
работы в конечном пункте— якутском п. Нижний Бестях. Сейчас более
90% территории республики имеет сезонную транспортную доступность
Слайд 88Появление массового автомобиля, износ жилого фонда, экологи-ческие проблемы в существующих
городах неизбежно вызовут отток населения в пригороды. Поэтому необходимо строить
с учетом тенденции. Необходимо избежать американского синдрома:
сверхнизкая плотность застройки не позволяет передвигаться иначе, как на автомобиле - пешком никуда не дойти, а общественного транспорта нет;
уничтожает огромные площади естественного растительного покрова, которые занимают дороги и улицы;
способствует глубокому социальному расслоению по имущественному, возрастному и др. признакам.
Автомобиль оптимален лишь при средней для земного шара плотности населения, в городах среднего и малого размера, на окраинах пригородных зон, при расселении хуторами и малыми поселками, при умеренном климате. Ему противопоказаны крайности: в центре больших городов, в тайге, тундре, в горах автомобиль прямо или косвенно разрушает среду обитания.
Четвертый
Слайд 89Массовое внедрение инноваций - промышленности, строительстве, менеджменте. Везде! Только это
обеспечит конкурентоспособность страны
Пятый.
Слайд 90Бурный экономический рост последних десятилетий, какого еще не было в
истории, часто сваливают на китайцев (а раньше - японцев), на
биржевых спекулянтов, на гениальных политиков или американских идеологов "общества потребления". А на самом деле виноват... интернет. Точнее, информационные технологии. Все. От телевидения и мобильника до электронных торговых систем.
Механизм тут простой и давно экономистами описанный. Есть термин – транзакционные издержки. Это расходы, которые несет предприниматель, чтобы что-нибудь предпринять. Временные, денежные и прочие. Чем больше эти расходы - тем хуже работает экономика. C появлением информационных технологий эти издержки уменьшились феноменально. Найти поставщика или клиента в любой точке мира - пустяк. Получить любую информацию - пара минут. Работу, которую раньше 50 человек делали месяц, сейчас один делает за час. А интернет - квинтэссенция информационных технологий, заменяющая и почту, и телефон, и телевидение, и еще много чего. Вот секрет экономического чуда.
Доказано, что развитие интернета и рост ВВП страны прямо связаны друг с другом. А Россия, к сожалению, даже в сытые двухтысячные по темпам развития информационных технологий отставала от развитых стран. Так что нынешние программы вроде "интернет в каждую школу" - не развлечение, а вопрос безопасности страны
Пятый.
Слайд 92Фазы эволюции города как системы
Развитие – состояние города, когда общая
площадь жилья и объем общественных благ на душу населения увеличиваются
быстрее, чем число жителей и количество рабочих мест.
Рост – количество жителей и рабочих мест растут быстрее, чем жилая площадь и объем общественных благ на душу населения.
Стагнация - существенная диспропорция между количеством рабочих мест и жилой площадью вместе с объемом общественных благ на душу населения ведет к нулевой миграции.
Упадок – дискомфортность жизни в городе из-за плохих жилищных условий и низкого уровня предоставляемых общественных благ дополняется сокращением рабочих мест на основных градообразующих производствах.
На этапе освоения территории ввод жилья и рабочих мест означает фазу развития. Наращивание объемов вводимого жилья привлекает новых жителей, размещающихся во временном жилье – бараках и общежитиях, город переходит в фазу роста, основной ее признак – разрыв между развитием производственной и социальной сферами. Постепенно темпы строительства жилья падают, причины -отсутствие свободных участков, рост удельного веса ветхого жилья, а в первую очередь – старение основных фондов предприятий не позволяет финансировать новое жилье. Наступает фаза стагнации и город становится ловушкой для безработных - отсутствие работы или недостаточный уровень оплаты труда вызывает желание уехать, но продать жилье можно за мизерную цену и люди не решаются на переезд. Наконец, дальнейшее старение основных фондов предприятий ведет к их закрытию и город становится перед перспективой упадка.