Слайд 1Конфуцианство (кит. упр. 儒学) — этико-философское учение, разработанное Конфуцием (553—480
до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный
комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.
Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.
Слайд 2Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений
правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и
подчинённый и т. д.
Китайское обозначение конфуцианства не содержит отсылки к личности его основателя: это «Школа образованных людей». Таким образом, конфуцианская традиция никогда не возводила данной идеологической системы к теоретическому наследию одного-единственного мыслителя. Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем. Данная специфика соответствует принципу Конфуция – «передавать, а не создавать, верить древности и любить её».
Слайд 3Базовые понятия
В Японии эпохи Токугава закрепилось представление о "пяти постоянствах"
(- у-чан) конфуцианства: человеколюбие (жэнь), долг (и), ритуал (ли), знание
(чжи), искренность (синь). Также в конфуцианстве присутствовали и другие понятия:
道 (dào) — Дао, Дао-путь, Путь, истина, способ, метод, правило, обычай, мораль, нравственность.
德 (dé) — Дэ, благая сила, мана, моральная справедливость, человечность, честность, сила души, достоинство, милость, благодеяние.
材 (cái) — Цай, способности, талант, талантливый человек, природа человека, материал, заготовка, древесина, характер, натура, гроб.
孝 (xiào) — принцип сяо, почитание родителей, усердное служение родителям, усердное исполнение воли предков, усердное исполнение сыновнего (дочернего) долга, траур, траурная одежда.
悌 (tì) — Ти, уважение к старшим братьям, почтительное отношение к старшим, уважение, любовь младшего брата к старшему.
勇 (yǒng) — Юн, храбрость, отвага, мужество, солдат, воин, ополченец.
Слайд 4 忠(zhōng) — Чжун, верность, преданность, искренность, чистосердечие, быть
внимательным, быть осмотрительным, служить верой и правдой.
順 (shùn) — Шунь,
послушный, покорный, благонамеренный,
和 (hé) — Хэ, гармония, мир, согласие, мирный, спокойный, безмятежный, соответствующий, подходящий, умеренный, гармонировать с окружающим
三綱 (sāngāng) — Саньган, Три устоя (абсолютная власть государя над подданным, отца над сыном, мужа над женой).
君子 (jūnzǐ) — Цзюнь-цзы, благородный муж, совершенный человек, человек высших моральных качеств, мудрый и абсолютно добродетельный человек, не делающий ошибок.
小人 (xiǎorén) — Сяожэнь, низкий человек, подлый люд, маленький человек, антипод цзюнь-цзы, простой народ, малодушный, неблагородный человек.
中庸 (zhōngyōng) — Чжунъюн, золотая середина, «Срединное и неизменное» (как заглавие соответствующего канона), посредственный, средний, заурядный.
大同 (dàtóng) — Датун, Великое Единение, согласованность, полная гармония, полное тождество, общество времён Яо (堯) и Шуня (舜).
小康 (xiăokāng) — Сяокан, небольшой (средний) достаток, состояние общества, в котором изначальное Дао утрачено, среднезажиточное общество.
正名 (zhèngmíng) — «Исправление имён», приводить названия в соответствие с сущностью вещей и явлений
Слайд 5Кратко об основных принципах конфуцианского течения
Основополагающими принципами: любовь к ближнему,
гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре
человека.
Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях
Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.
О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок. Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.
Слайд 8Конфуцианство — это китайское учение, которое сыграло огромную роль как
в истории культуры Китая, так и в социально-экономическом развитии Поднебесной.
Древнее учение и в наши дни остается живой интеллектуальной и духовной традицией. Современность подарила миру немало крупных мыслителей, которые развивали учение Конфуция в новых исторических условиях.