Слайд 1Мурманский арктический государственный университет
Факультет естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Кафедра физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности
Методика обучения технике
и тактике
волейбола
Подготовил: к.п.н., доцент
Чайников С.А.
Мурманск
2015
Слайд 2План:
1. МЕТОДЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ
И ТАКТИКЕ ИГРЫ.
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА:
Методика обучения стойкам
и перемещениям;
Методика обучения передачам мяча;
Методика обучения подачам;
Методика обучения нападающему удару;
Методика обучения блокированию.
3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ ВОЛЕЙБОЛА:
Методика обучения тактике нападения;
Методика обучения тактике защиты.
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА:
Беляев А. В. Волейбол : учебник для студ. вузов, обуч.
по спец. - 022300 - Физическая культура и спорт /
ред. Беляев А. В. ; под общ. ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 2006.
Беляев А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / Беляев А. В., Булыкина Л. В. - М.: Физкультура и спорт, 2007.
Волейбол на уроке физической культуры / Беляев А. В. - М. : СпортАкадемПресс, 2003.
Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре. – М.: Терра-Спорт, 2005.
Слайд 4ЛИТЕРАТУРА:
Клещев Ю. Н. Волейбол / Клещев Ю. Н. - М.:
Физкультура и спорт, 2005.
Костюков В. В. Пляжный волейбол (тренировка,
техника, тактика): учеб. пособие / Костюков В. В. - М. : Советский спорт, 2005.
Железняк Ю.Д. Слупский Л.Н. Волейбол в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Академия, 2001.
Слайд 5ЛИТЕРАТУРА:
Официальные волейбольные правила 2009-2012 г.г.
Официальные правила волейбола 2015-2016 г.г. (с
15 мая 2015г.)
Слайд 61. МЕТОДЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ И
ТАКТИКЕ ИГРЫ
МЕТОДИКА – совокупность методов, методических подходов, положений, принципов обучения
технике и тактике игры.
Методы обучения:
целостный;
расчлененный;
сопряженного воздействия.
Слайд 7Методические подходы
1. Общее ознакомление с приемами игры.
2. Выполнение приема
в упрощенных условиях.
3. Выполнение приема в условиях, приближенных к
игровым.
4. Совершенствование технического приема в игровой ситуации.
Слайд 8Методические положения
В одно тренировочное занятие по овладению техникой следует включать
для изучения не более одного нового элемента;
Если на
занятии изучаются другие технические приемы, то работа над техникой передач должна быть всегда проведена раньше изучения других технических приемов;
Из двух-трех подобранных упражнений для изучения техники одно-два обязательно должны развивать тактические навыки;
Слайд 9Методические принципы моторного (двигательного) обучения
1. Правильное название технического приёма
(роль в игре, объективные данные – скорость полёта мяча, эффективность,
количество касаний в игре/партии и т.д. Имена лучших игроков – исполнителей этого приёма).
2. Показ «стандартного» приёма в целом:
• исполняется тренером или игроком-моделью;
• видео-показ на экране монитора.
3. Создание у игроков правильного зрительного образа – модели исполнения приёма (визуализация).
Слайд 10Методические принципы моторного (двигательного) обучения
Для создания правильного визуального (мысленного) образа
желательно (тем более для детей!) - найти сходство с каким-либо
другим (более простым) движением.
Например:
а) подача – стрельба из лука;
б) удар – бросок маленького мяча в цель;
в) передача на удар – баскетбольный штрафной бросок двумя руками.
Слайд 11Методические принципы моторного (двигательного) обучения
4. формирование двигательной программы исполнения технического
приёма через трансформацию зрительного образа в словесные команды на выполнение
движения.
5. разделение технического приёма на основные элементы движения, выделение «ключевых (опорных) точек».
6. выполнение упражнений (ОРУ, подготовительные, подводящие, по технике, соревновательные).
7. постоянный контроль тренера за исполнением приёма
(использование современных технологий – видеозапись игр и статистика, speedgun - для определения скорости полёта мяча и др.)
Слайд 12Методические положения
изменение условий выполнения упражнений (за счет изменения расстояния,
зон на площадке, направления полета мяча, темпа движений и силы
полета мяча);
Для лучшего овладения двигательными навыками в упражнения полезно вводить соревновательные моменты, помогающие быстрее и качественнее формировать необходимые физические и волевые качества;
Рекомендуется переходить к изучению более сложного технического приема после хорошо усвоенного простого.
Слайд 132. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА
Техника – это комплекс специальных приёмов
и способов, используемых в игре для достижения цели.
Технические
приёмы – это средства ведения игры.
Классификация:
1.техника нападения: 2. техника защиты:
- техника перемещений; - техника перемещений;
- техника владения мячом. - техника владения мячом.
Слайд 14Методика обучения стойкам и перемещениям
1. ОРУ (освоение техники бегового шага):
бег (по прямой, с высоким подниманием бедра, семенящий, прыжками с
ноги на ногу, спиной вперед, подвижные игры).
2. Подготовительные упражнения:
на развитие быстроты реакции и быстроты ответных действий;
на развитие скорости передвижения.
(бег из различных И.П., «челнок», «елочка», по сигналу, с изменением направления, в сочетании с др. действиями и т.д.).
3. Подводящие упражнения (приставными, скрестными шагами, двойным шагом, скачком, остановки шагом, сочетания видов с переносом, бросками и ловлей набивных мячей).
4. По технике (при выполнении технических приемов игры).
Слайд 15Методика обучения передачам мяча
1. ОРУ (сжимание и разжимание пальцев рук,
мячей в различных И.П., отталкивание от стены, «отжимания», передвижения на
руках, ведение и броски мячей, броски мячей по зонам передач).
2. Подготовительные упражнения (толчки набивных мячей из И.П., с изменением расстояния, траектории, по сигналу, за голову, в прыжке, передача толчком в парах).
3. Подводящие упражнения (имитация передачи, расположение кистей и пальцев рук на мяче, ударное движение, передача с набрасывания своего или партнера, в стену).
4. По технике (слитно над собой, в парах, в стену, через сетку, по сигналу, с изменением направления, расстояния, траектории, в сочетании с др. действиями).
Слайд 16Методика обучения приему мяча
1. ОРУ (движения прямыми руками скрестно в
горизонтальном и вертикальном направлении, поднимание прямых рук вверх-вперед с сопротивлением
партнера, амортизатора).
2. Подготовительные упражнения (броски набивных мячей снизу прямыми руками на месте , в выпаде, после перемещений).
3. Подводящие упражнения (принятие И.П., имитация передачи на месте, после перемещений, прием подвесного мяча, с набрасывания партнера, в стену).
4. По технике (слитно над собой, в парах, в стену, через сетку, по сигналу, с изменением направления, расстояния, траектории, в сочетании с др. действиями).
Слайд 17Методика обучения подачам мяча
Последовательность обучения: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя
прямая, верхняя боковая, в прыжке.
1. ОРУ (рывки, вращения прямыми руками,
упр. с амортизатором, «Перестрелка».
2. Подготовительные упражнения (броски, толчки набивных мячей 1 кг снизу, сверху в парах, через сетку).
3. Подводящие упражнения (имитация, подбрасывание мяча, подача в стену, на партнера, через сетку с укороченного расстояния).
4. По технике (из-за лицевой линии, в правую, левую часть площадки, по зонам, на силу, с изменением траектории, соревнования на большее число подач, на точность).
Слайд 18Методика обучения нападающему удару
Последовательность обучения: прямой по ходу, с переводом,
боковой.
Метод обучения: расчлененный (замах и удар в опорном положении;
прыжок вверх с места и разбега; стопорящий шаг; в прыжке с места и разбега в 1,2,3 шага; с различных по высоте и расстоянию передач; при сопротивлении блокирующих).
Слайд 19Методика обучения нападающему удару
1. ОРУ (без предметов, с набивными мячами,
амортизаторами, на снарядах, тренажерах и др.)
2. Подготовительные упражнения (доставание подвешенных
предметов в прыжке, прыжки через скамейку, спрыгивания, напрыгивания, выпрыгивания из рзл. И.П., броски набивных (теннисных) мячей в прыжке без и через сетку).
3. Подводящие упражнения (имитация, многократные удары в пол у стены, с набрасывания партнера через сетку и без, с собственного набрасывания).
4. По технике (из зоны 4 с передачи игрока зоны 3, тоже из зон 2 и 3 по ходу, тоже с изменением траектории, тоже с передачи игрока зоны 2, тоже – с переводом, с удаленных от сетки передач, удары против 1 блокирующего, против 2 блокирующих).
Слайд 20Методика обучения блокированию
Последовательность обучения: одиночное, коллективное (на месте, после перемещений,
после выполнения других действий).
1. ОРУ (без предметов, с набивными мячами,
амортизаторами, на снарядах, тренажерах и др.)
2. Подготовительные упражнения (доставание подвешенных предметов в прыжке, тоже – у сетки, прыжки через скамейку, спрыгивания, напрыгивания, выпрыгивания из рзл. И.П.).
3. Подводящие упражнения (имитация на месте и после перемещений, блокирование подвешенных мячей над сеткой, блокирование на подставке).
4. По технике (блокирование ударов со своего набрасывания, в определенном направлении, после передвижения).
Слайд 213. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ ВОЛЕЙБОЛА
(Тактика нападения)
Направления:
Со
второй передачи игрока передней линии;
Со второй передачи игрока, выходящего
с задней зоны;
С первой передачи.
Слайд 223.1. Система нападения со второй передачи игрока передней линии в
волейболе. Методика обучения и тренировки.
1. Подготовительные и подводящие упражнения
Команда –
по зонам площадки (броски набивного мяча через сетку по зонам – 6-3-4 - через сетку; 5(1)-3-4(2) - через сетку; тоже – бросок в любую зону – 3(2) – бросок любому нападающему передней зоны). После броска нападающего - переход;
Тоже – с передачей в/б мяча над собой.
2. По технике
Расстановка та же. Подача – с места подачи. Прием подачи в зону 3 – передача по заданию в зоны 4,2;
Тоже, но прием подачи – в зону 4,2.
Слайд 233.1. Система нападения со второй передачи игрока передней линии в
волейболе. Методика обучения и тренировки.
3. По тактике
Упражнение – то же,
но добавляются 1, затем 2, 3 блокирующих игрока: передача туда, где нет блокирующего (он меняет свое место);
То же, передача туда, где остался 1 блокирующий;
Нападение после перемещений нападающих, изменения высоты, темпа атаки («крест», «волна», «эшелон» и др. тактические комбинации);
Подключение в атаку игроков задней зоны.
Слайд 243.2. Система нападения со второй передачи выходящего игрока в волейболе.
Методика обучения и тренировки.
Выход к сетке – из зон
1,6,5 (при подаче и доигровке).
Методика обучения и тренировки та же, что в 3.1.
Слайд 253. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ ВОЛЕЙБОЛА
(3.3. Тактика защиты)
Системы игры:
Углом
назад.
Углом вперед.
Смешанная.
Слайд 263. ТАКТИКА ЗАЩИТЫ
(3.3. система игры «углом назад»)
4
5
3
2
1
6
Слайд 273. ТАКТИКА ЗАЩИТЫ
(3.4. система игры «углом вперед»)
4
1
5
6
2
3
Слайд 28 3. Системы защиты в волейболе.
Методика обучения и тренировки.
1. Обучение индивидуальным тактическим действиям (прием,
блок).
2. Обучение групповым тактическим действиям.
3. Обучение командным тактическим действиям (системам игры):
Команда – по зонам площадки (броски набивного мяча через сетку по зонам, в разных направлениях из разных зон и ловля двумя руками снизу;
Команда – в определенной системе защиты. Имитация защитных действий по условным сигналам атаки из зон 2,3,4. Переход.
То же, но броски в/б мяча и прием снизу;
То же, но нападающие удары с собственного набрасывания и с передач партнеров;
Слайд 293. Обучение командным тактическим действиям (системам игры)
НВ! Акцент внимания на
три вида действий: блокирование, страховку и прием мяча от ударов.
Выполнение
подачи защищающейся командой – розыгрыш атакующей командой – противодействие нападению сначала с двумя, затем с тремя нападающими;
То же, но команда действует против команды.