Слайд 1Мусульманское право
(шариат)
Слайд 2Общая характеристика шариата
Мусульманское право(шариат) – одна из самостоятельных правовых систем
современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время
в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция).
Слайд 3Общая характеристика
Функционируют на религиозной основе ислама — религии, имеющей государственный
характер.
Оно имеет религиозно-общинный характер — действует главным образом при регулировании
отношений мусульман. Исключение - подчинение нормам мусульманского права немусульманки, вышедшей замуж за мусульманина.
Правотворческая роль государства сводилась главным образом к санкционированию выводов мусульманско-правовых толков. Роль же основного юридического источника мусульманского права принадлежала правовой доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая кади (судей) и возлагая на них обязанность решать дела на основании воли Аллаха и учения определенного толка.
Слайд 4Становление Мусульманского права
Мусульманское право возникло (VII—Х вв.) в процессе разложения
родоплеменного строя и становления феодального общества в Арабском халифате.
Оно
отражало взаимодействие двух начал религиозно-этического и собственно правового, связано с именем Мухаммеда — купца из Мекки (570—632 гг.), который объединив все аравийские племена в один народ, создал арабское государство и положил в его основу ислам.
Слайд 5Система Источников мусульманского права(Схема)
Слайд 6Коран
Основным источником мусульманского права служит Коран (Священное Писание). Коран является
для мусульман высшим законом. Коран – последнее по времени Божественное
Откровение, ниспосланное Пророку Мухаммаду в VII в. н.э. и адресованное всему человечеству.
В Коране каждому человеку, независимо от вероисповедания, даются надежные ориентиры к праведному пути в жизни. Коран – важнейший памятник мировой культуры. Он состоит из 114 сур (сура – глава), а каждая сура разделяется на стихи (айаты). Книга написана рифмованной прозой, что делает ее приятной для чтения.
Слайд 7Сунна
Сунна ("священное предание") состоит из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях
и поступках самого Мухаммеда. Из сунны выводятся нормы брачного и
наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.
Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг другу положений, и выбор наиболее "достоверного" из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда.
Слайд 8Кияс
Кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило,
установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к
делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права.
Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола
Слайд 9фетва
Фе́тва (фатва, фатуа)— в исламе решение по какому-либо вопросу, выносимое
муфтием или факихом и основываемое на принципах ислама и на
прецедентах мусульманской юридической практики.
Фетвы выносятся выдающимися мусульманскими учёными-законоведами, имеющими общепризнанный авторитет в мусульманском мире — муджтахидами. Фетва является мнением муджтахида по конкретной правовой проблеме и должна быть основана на принципах шариата. В конечном счете фетва является также источником права, но скорее производным, так как вытекает из шариата.
Слайд 10Урф, Адат, Фирманы, Кануны
Признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском
обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате
арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).
Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны.
Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов.
Слайд 11Мусульманское право в наше время
На современном этапе развития в странах
мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем,
особенно европейской правовой системы.
С принятием европейской модели национального государства европейская правовая система стала нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система наследования.
Слайд 12Мусульманское право в наше время(примеры):
В Турции, например, практически уже не
действуют нормы мусульманского права,
В некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия и
др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений.
Страны, где господствуют исламские фундаменталистские позиции: Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан