Слайд 1Музыкальная драматургия
Развитие музыки
Слайд 2Главное в музыке, как и в жизни - развитие.
Подобно
тому, как год от года меняется внутренний мир человека, также
меняются внутри одного произведения музыкальные интонации, темы, мелодии.
Слайд 3Содержание музыкального произведения неотделимо от его формы
Композиция музыкального произведения –
структура, форма (построение музыки), результат развития музыкальной мысли
Драматургия - процесс
развития музыкального произведения.
Музыкальная драматургия определяет форму, композицию и средства выразительности музыкального произведения
Слайд 4Какое изображение имеет конечный результат?
Слайд 5 Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно
обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства.
И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.
Слайд 6Модест Петрович Мусоргский
русский композитор
(1839 - 1881)
Из фортепианного цикла
«Картинки с выставки»
«Старый замок»
2 3
4 5 6
Какие изображения замков созвучны по настроению с музыкой «Старого замка» М.П. Мусоргского?
Слайд 8К названию пьесы композитор сделал примечание:
«Старый замок – Средневековый
замок, перед которым трубадур поет песню».
Слайд 9Старый замок – образ вечности, отрешенности, неподвижности.
Мелодия трубадура – живая
«сегодняшняя» печаль, страдание и тоска по ушедшему
У художника
Гартмана ни на одной из двух картин, изображающих средневековый пейзаж с замком, трубадура не было. Трубадура придумал Мусоргский, оживив пейзаж. Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. Она вызывает созерцательное лирическое настроение. От песни трубадура веет рыцарским средневековьем — музыка передает то, что художник изобразил красками.
Ощущается дыхание истории
Слайд 10Главное в музыке, также как и в жизни - развитие
Самые распространенные способы развития:
повтор
контраст
варьирование
Слайд 11Закономерности музыкальной драматургии.
Особенности воплощения музыкальных образов
сопоставление по принципу сходства
или различия
повторение
варьирование
Контрастное взаимодействие музыкальных интонаций, тем, эпизодов
Слайд 12В «Старом замке» нет никакой звукоизобразительности, однообразен ритм -
♪♪♪♪, однообразно гармоническое сопровождение; и лишь в мелодии мы слышим
грусть, тоску.
В мелодии трубадура заложены те ноты подлинного страдания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы.
-Сколько пластов прослушивается в данной пьесе?
На фоне вот такой статичности, отсутствия движения звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое развитие и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании - статичности и мелодии трубадура происходит слияние времен-ушедшего и устремление к настоящему. В этом и проявляется движение в музыке.
В развитии темы композитор использует принцип повторности
Слайд 13Стихотворение французского поэта Теофиля Готье
«Средневековье» посвящено старым замкам, хранящим
дух и величие своей эпохи.
В погоне за стихом, за ускользнувшим
словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья Созвучны ли стихотворение и музыка?
В чем их сходство? А в чем различие?
Слайд 14Роберт Шуман
немецкий композитор, педагог
1810 - 1856
«Порыв».
Из фортепианного цикла
«Фантастические пьесы»
Слайд 16Сколько тем звучит в пьесе?
Возникает впечатление двуплановости музыкального образа:
1) близкого,
реального
2) далекой мечты
Слайд 17Какой бывает драматургия?
Статичной
Динамичной
Слайд 18Песенка шофера
А дорога серою лентою въётся,
Залито
дождём смотровое стекло.
Пусть твой грузовик через
бурю пробьётся
Я хочу, шофёр, чтоб тебе повезло.
ПРИПЕВ:
Не страшны тебе ни дождь,ни слякоть
Резкий поворот и косогор...
Чтобы не пришлось любимой плакать
Крепче за баранку держись, шофёр!
Ветер за кабиною носится с пылью,
Слева поворот-осторожней, шофёр!
Как-нибудь дотянет последние мили
Твой надёжный друг и товарищ мотор.
Пусть пропахли руки дождём и бензином,
Пусть посеребрила виски седина
Радостно встречать тебя с маленьким сыном
Выйдет к перекёстку любовь и жена.