Слайд 1Музыкально-дидактические
игры в детском
саду
Слайд 2
Музыкально-дидактическая игра (МДИ)
Это игра, целью которой
является развитие
музыкальных способностей и
углубление представления
детей о средствах музыкальной
выразительности
Слайд 3 В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер
и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными
способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Слайд 4В игре у детей возникает три цели:
-удовольствие от игры «ХОЧУ»;
-выполнять
правила игры «НАДО»;
-творческое выполнение игровой задачи «МОГУ».
В музыкальной игре дети
осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи –ритм, динамику, темп, высоту.
Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Слайд 5По форме проведения игры подразделяются:
Игры с движением;
Речедвигательные игры;
Игры – шутки;
Статические (стоя или сидя);
Игры – песни Артикуляционные
ингры;
Игры – забавы;
Игры – загадки;
Ритмические игры;
Пальчиковые игры.
Слайд 6СТАТИЧЕСКИЕ.
Эти игры развивают собранность, помогают снять
мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без
физических усилий.
ПОДВИЖНЫЕ.
Это игры с правилами. Они развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель.
ИГРЫ С РЕЧЬЮ.
Развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализует процессы регуляции темпа и ритма.
ИГРЫ-ШУТКИ.
Активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух.
Слайд 7ИГРЫ-ПЕСНИ.
Развивают функции голосообразования, дикции, дыхания.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ИГРЫ.
Укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок. Активизируют подвижность
верхней и нижней челюсти.
ИГРЫ-ЗАБАВЫ.
Побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.
ИГРЫ-ЗАГАДКИ.
Развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.
Слайд 8РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Направлены на усвоение музыкальной речи, интонационной
выразительности звука, слога, фразы.
Слайд 9Музыкальная игра имеет следующие задачи:
Коррекционные:
**развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической
мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса, координации движений и
нормализация их темпа и ритма;
формирование выразительных средств;
-Оздоровительные:
*укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем;
*развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
*развитие быстроты двигательной реакции.
-Образовательные:
*обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
*развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
*формирование умственных умений и действий.
Слайд 10
-Воспитательные:
*воспитывание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
*эстетическое отношение к окружающему;
*развитие чувств,
эмоций;
Развивающие:
*познавательную активность;
*устойчивый интерес к действию;
*саморегуляцию и самоконтроль;
*внимание, память, мышление;
*ориентировку в
пространстве.
Слайд 11Классификация МДИ
На различение тембра звуков
На различение высоты звуков
На различение ритма
На
различение динамики звука
Слайд 12Игры, развивающие тембровый слух, дают детям представление о тембровом разнообразии
и его значении в музыке.
«Колокольцы - бубенцы»
«Музыкальный домик»
«Угадай на чем
играю»
«Музыкальное лото»
М.Б.Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий 2-7 лет.
Слайд 13Игра «Угадай , на чем играю»
Цель игры: развитие тембрового слуха
в сочетании с концентрацией внимания.
Материал. Ширма, игрушки: зайчик, медведь; погремушки,
барабан.
Ход игры:
Педагог ставит перед детьми на сто ширмочку и показывает хайчика, который играет на погремушке, приговаривая:
Я зайчик-побегайчик,
На погремушке играю,
Вас веселю и развлекаю.
Зайчик звенит погремушкой и прячется за ширму. Педагог показывает детям медведя, идущего вперевалке и играющего на барабане. Медведь прячется за ширму.
Педагог:
Мишка с зайкой убежали, нам загадку загадали,
Кто играет, тот узнай, поскорее отвечай.
Примечание.
В данной игре можно добавить количество детских инструментов (3-4) и одновременно ввести задачу-стимул: «Помогите зайчику (мишке и т.д.) определить, какой звучит инструмент?».
Слайд 14Игры на различение высоты звука формируют и развивают у детей
музыкально-слуховые способности. А также даёт комплексное представление о различной высоте
музыкальных звуков и их взаимодействии.
«Веселые петрушки»
«Мама и детки»
«Птичий концерт»
Слайд 15Игра «»Мама и детки».
Цель игры: Развивать звуковысотный слух.
Материал. Игрушки: гусь,
курица, утка ( или их ситлуэтное изображение). Шапочки гусят, цыплят,
утят ( на каждого ребенка).
Ход игры:
Игрушки ( гусь, курица, утка) расставлены в разных углах зала. Педагог поочередно выполняет роль мамы-курицы, мамы-утки и мамы-гусыни. При этом поет на звуке «ре» первой октавы: «Где мои утята, милые ребята? Кря, Кря, Кря!» Дети, изображающие утят, бегут к утке и поют свой ответ на звуке «ля» первой октавы: «Кря! Кря!Кря! Мы здесь!». То же самое делают по очереди гусята и цыплята, когда их зовут мама-курица и мама-гусыня.
Слайд 16Игра «Веселые петрушки».
Цель игры: развитие звуковысотного слуха.
Материал. Ширма, металлофон, карточки
с изображением петрушек, одетых в костюмы разных цветов: красный, желтый
и синий (по количеству участников игры); карта-панно с пятью линейками, на которых сидят петрушки с колокольчиками: петрушка в красном костюме – на верхней линейке, петрушка в желтом – в середине, петрушка в синем- на нижней линейке.
Ход игры.
Ведущий играет высоки звук на металлофоне и спрашивает:»Какой петрушка звенит в колокольчик?» Ребенок поднимает и показывает карточку с изображением петрушки в красном костюме. Когда звучит звук в среденем регистре, ребенок поднимает петрушку в желтом костюме; когда звучит звук в нижнем регистре – в синем.
Слайд 17Птичий концерт
Цель игры: Учит детей различать высоту звука.
Материал. Музыкальный инструмент
для подыгрывания ( металлофон, фортепиано, флейта).
Ход игры:
Дети учатся воспроизводить разные
по высоте звуки; в диапазоне секунды, терции, квинты.
Дети сидят полукругом. Педагог поет песенную импровизацию, а дети отвечают.
Педагог:
На березовой верхушке
Целый день поет кукушка:
Дети: Ку-ку, ку-ку, ку-ку!
Педагог:
А синица целый день
Поет громко:
Дети: Тень-тень, тень-тень!
Педагог:
Вторит дятел им:
Тук0тук-тук, Долбя клювом старый сук.
Дети: Тук-тук-тук!
Слайд 18Игры на различение ритма обучают детей воспроизводить ритмический рисунок в
хлопках, шлепках, притопах, на музыкальном инструменте и с помощью движений.
«Шаг и бег»
«Придумай имя и животное»
«Прочитай карточку»
«Ритмическое эхо»
«Переводчик»
«Прогулка в парке»
«Ритмический оркестр»
Слайд 19Прогулка в парке
Цель игры: Развивать у детей чувство ритма.
Материал. Металлофоны
( по числу играющих).
Ход игры:
Дети сидят за столами. Перед каждым
ребенком металлофон.
Педагог рассказывает историю про детей которые гуляли в парке. Дети озвучивают рассказ согласно его содержанию при помощи ритмического рисунка на металлофоне.
Педагог: Сегодня мы с вами пойдем в парк на детскую площадку. Эта прогулка необычная, так как мы будем представлять себе, что мы делаем. Итак, начнем. Был прекрасный день, и мы с вами решили, что пойдем в парк. Оделись и стали спускаться по лесенке ( дети имитируют на металлофонах спуск по лестнице вниз – с верхнего регистра к нижнему). Вышли на улицу и побежали вверх по дорожке, прямо на детскую площадку ( дети имитируют это на металлофонах звучанием от нижнего регистра к верхнему в быстром темпе). Увидели качели и начали на них качаться, напевая песенку:
Вот качели на лугу,
Я качаться побегу,
Вверх-вниз,
Вверх-вниз.
Дети исполняют песенку и подыгрывают себе на металлофонах.
Педагог: Покатались на качелях и стали играть в мяч, приговаривая:
Мой веселый звонкий мяч.
Ты куда помчался вскачь!
Дети имитируют прыгающий мяч на металлофонах.
Педагог: Но вдруг начался дождь. Сначала он шел медленно, а затем все быстрее и быстрее: Кап…кап…( дети имитируют на металлофонах звучание капели). Мы испугались и побежали в детский сад: топ, топ, топ…
Каждый ребенок изображает на металлофоне, как он бежит.
Слайд 20Игры на различение динамики звука необходимы для расширения у детей
музыкально – звуковых представлений и обогащение их музыкального опыта.
«Тихо -
громко»
«Игра с платочком»
«Найди шарик»
«Найди щенка»
Слайд 21Найди шарик
Цель игры: Учит детей различать динамику звучания «громко-тихо».
Материал. Шарик.
Ход
игры:
В этой игре дети знакомятся с тем, что звучание может
быть разным по силе. Дети стоят стайкой или сидят. Взрослый просит одного из ребят закрыть глаза и прячет шарик. Водящий открывает глаза и начинает искать шарик. В это время дети поют на мелодию русской народной песни «Во саду ли в огороде»:
Шарик спрятался от нас,
Разыщи его сейчас,
Поищи, поищи
И скорей к нам принеси.
Если будем громко петь,
Значит, шарик где-то здесь.
Если шарик далеко,
Поем тихо и легко.
Поищи, поищи
И скорей к нам принеси!.
Дети поют то громко, то тихо- в зависимости от того, на каком расстоянии находится водящий от шарика.
Слайд 22Сфера применения МДИ
Праздники
Развлечения
Досуг
Музыкально-ритмические занятия
Самостоятельная деятельность детей
Слайд 35Список используемой литературы.
Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в
детском саду. М., 1983, с. 27
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в
детском саду. М.: «Мозаика-Синтез», 2006, с. 18
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, «Владос», 1994, с. 1 – 5, с. 17, с. 220
Пушкина С.И. Мы играем и поем:»Воспитание дошкольников», М., «Школьная пресса», 2001
Компакт-диск (CD) «Звуки праздника» № 1(08) 2009
Анисимова Г.И. Несколько музыкальных игр для развития дошкольника Ярославль, 2007