Слайд 1Музыкально-театральный
Жанр
Опера
Слайд 2Среди многочисленных жанров музыкального искусства опера считается самым сложным и
многогранным.
Это элитное искусство, возникшее в итальянской аристократической среде, вот
уже пятое столетие неизменно приковывает к себе внимание миллионов зрителей.
Слайд 3Опера –
от итал. opera — дело, труд, сочинение—
Это жанр синтетический, появившийся
из содружества различных видов искусств.
В ней объединяются пение, танцы, пантомима,
инструментальная музыка, драма и изобразительное искусство.
Слайд 4Театр Массимо считается одной из главных достопримечательностей Палермо.
Это самый
крупный оперный театр Италии
Слайд 5Якопо Пери, создатель первой в истории оперы
Свою историю опера начинает
на рубеже XVI-XVII веков в кружке итальянских философов, поэтов и
музыкантов - «Камерата».
Первое сочинение в этом жанре появилось в 1600 году, в основу сюжета создатели взяли знаменитую историю об Орфее и Эвридике.
Создателями этой оперы являются Якопо Пери и Оттавио Ринуччини.
Так началась история оперного искусства.
Слайд 6Новый жанр развивался очень бурно и стремительно. Опыт флорентийцев перенимался
в других итальянских городах, и уже очень скоро в истории
оперы появились первые классические произведения. Их автором стал Клаудио Монтеверди.
Клаудио Монтеверди (1567–1643) – итальянский композитор, имя которого стоит рядом с именами величайших художников и поэтов эпохи Возрождения и Барокко.
Слайд 7Первые оперы Монтеверди – «Орфей» и «Ариадна» (от которой сохранился только один-единственный фрагмент –
«Плач Ариадны» получили всемирную известность.
Позднее Монтеверди создал такие оперы
как
«Возвращение Улисса», «Коронация Поппеи».
Также Монтеверди писал мадригалы, произведения для скрипки, вокальные произведения.
Некоторые произведения были утрачены.
Слайд 8
Если его и нельзя назвать «изобретателем» оперы и гомофонно–гармонического
стиля, то именно он создал гениальные образцы нового жанра, и
нового стиля.
С тех пор прошло немало веков, но оперы с завидной регулярностью продолжают сочиняться композиторами.
Клаудио Монтеверди.
Слайд 9Из чего же состоит опера?
Прежде всего композитору необходимо либретто.
Либретто
–
это полный словесный текст
музыкально-сценического произведения.
Либретто от итал. cлова libretto означает
«книжечка».
Сочиняют либретто поэт или драматург обычно вместе
с композитором.
Слайд 10Известные выдающиеся либреттисты, повлиявшие на развитие оперы:
Пьетро Метастазио
Арриго Бойто
Италия
Италия
Слайд 11Фроманталь Галеви
Франция
Модест Ильич Чайковский
Россия
Франция
Слайд 12Часто основой либретто становится какое-либо литературное или драматическое произведение.
Например, опера
«Каменный гость» Даргомыжского
написана на полный текст Маленькой трагедии Пушкина.
Слайд 13Но обычно либретто перерабатывается в связи спецификой оперы.
Текст ее
должен быть сжатым и лаконичным.
Не может быть в опере
и большого количества персонажей, как например, в романе.
Поэтому из романа чаще всего выбирается какая-то одна сюжетная линия. И либретто становится самостоятельным произведением.
Слайд 14Но не всегда композиторы при создании оперы обращаются к услугам
либреттистов.
Например, А. Бородин много лет изучал исторические документы и знаменитое
«Слово о полку Игореве», а потом сам написал либретто к своей опере «Князь Игорь».
Слайд 15Эту традицию в наше время проложили Р. Щедрин /Мертвые души/,
С. Прокофьев - /Война и мир/, Д. Шостакович - /Катерина
Измайлова/ и др.
Слайд 16Итак, либретто создано. Дальше композитор пишет музыку, включающую много голосов:
солисты, хор, инструменты оркестра. Получается много строчек, а все вместе
они называются партитурой. Каждая строчка в отдельности – партия. Партия флейты, скрипки, сопрано, тенора.
Слайд 17Именно музыка в опере раскрывает чувства героев, их характер, мысли.
В драматическом спектакле это передается в монологах актеров.
В
опере роль монолога играет ария /от итал. «песня»/. Поэтому арии присуща широкая распевность. Ария может и лирической и драматической. Она рисует портрет героя.
Ария Татьяны из оперы «Евгений Онегин».
Слайд 18Не менее важным, чем ария, сольным номером является ариозо –
небольшая ария свободного построения.
Обычно ариозо имеет лирический характер и
отличатся от арии не только скромными размерами, но и меньшей драматической насыщенностью.
Ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга»
Слайд 19В первой половине 19 века выходную арию, т.е. ту, с
которой герой впервые появляется на сцене, называли каватина /извлекать/.
Например, каватина
Антониды из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»
Слайд 20Отрывочные, короткие фразы в опере называют – речитатив
(итал. – говорить)
Именно
в речитативах происходит развитие действия.
Оперы без речитативов не бывают.
Например,
речитатив Ивана Сусанина.
Слайд 21Еще один важный компонент оперы – ансамбли /вместе/.
В одновременном пении
мы можем услышать не только голос каждого исполнителя, но и
ощутить красоту совместного звучания.
Слайд 22Существует два вида ансамблей: это ансамбли – сцены, в которых
реплики героев чередуются. (дуэт Ленского и Ольги из оп. «Евгений
Онегин»)
Слайд 23И существуют еще ансамбли «согласия» – дуэты, терцеты, квартеты, квинтеты,
в которых действующие лица не обращаются друг к другу, а
переживают какие-то события вместе, но в то же время каждый погружен в свои мысли.
Например, опера Глинки «Руслан и Людмила» , где герои начинают повторять одну и ту же фразу. Они вступают друг за другом в форме канона.
Слайд 24Самый большой ансамбль, без которого не обходится ни одна опера
– хор.
Хор выражает общественное мнение в трагедии, отношение к событиям
пьесы самих зрителей.
В современном оперном хоре все голоса делятся на четыре группы: женские – сопрано и альты, мужские – теноры и басы. Иногда и они делятся на первые и вторые голоса.
Хор из оперы «Садко» Н.Римского -Корсакого
Слайд 25Таким образом, в опере объединяются пение, танцы, пантомима, инструментальная музыка,
драма и изобразительное искусство.
Но главная роль в оперном спектакле
отводится музыке. Она выявляет идею произведения, раскрывает мысли, чувства, взаимоотношение героев, развитие сюжета.
Поэтому важное место в опере занимает оркестр.
Слайд 26Увертюра в обобщенной форме передает идейный замысел произведения,
вводит нас
в атмосферу действия.
Опера открывается увертюрой (фр. – открывать),
которая исполняется
оркестром до поднятия занавеса.
Слайд 27Очень часто в опере оркестр рисует музыкальные портреты. Например, Марш
Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
Слайд 28Важным компонентом оперы являются танцевальные сцены, которые не только продолжают
действие, но часто служат для драматического напряжения основной сюжетной линии
оперы.
В них важную роль играет оркестр.
Краковяк из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»
Слайд 29За всю свою историю этот жанр претерпел множество изменений, начиная
от тематики, музыкальных форм и заканчивая своим строением.
Какие бывают
разновидности опер, когда они появились и в чем их особенности - давайте разбираться.
Слайд 30Разновидности оперы:
Серьезной оперой (opera seria) называют оперный жанр, родившийся в Италии
на рубеже XVII - XVIII вв. Сочинялись такие произведения на
историко-героические, легендарные или мифологические сюжеты.
"Милосердие Тита" В. А. Моцарта
Отличительной особенностью этого вида оперы была чрезмерная напыщенность абсолютно во всем - главная роль отводилась певцам-виртуозам, простейшие чувства и эмоции представлялись в продолжительных ариях, на сцене преобладали пышные декорации. Костюмированные концерты - именно так и называли оперы сериа.
Слайд 31 Комическая опера берет свое начало в Италии XVIII века. Называлась она
opera-buffa и была создана как альтернатива «скучной» опере сериа.
«Свадьба
Фигаро» В.А. Моцарт
Отсюда и маленькие масштабы жанра, небольшое количество действующих лиц, комические приемы в пении, например, скороговорки, и увеличение числа ансамблей.
В разных странах комическая опера имела свои названия - в Англии это балладная опера, Франция определила ее как оперу-комик, в Германии ее назвали зингшпиль, а в Испании она получила название тонадилья.
Слайд 32Полусерьезная опера (opera semiseria) - пограничный жанр между серьезной и комической
оперой, родиной которого является Италия.
Этот вид оперы появился в
конце XVIII века, основой сюжета были серьезные, а порой и трагичные истории, но со счастливым финалом.
Опера-семисерия "Сорока-воровка" Джоаккино Россини.
Слайд 33Большая опера (grand opera) - возникла во Франции в конце 1-й
трети XIX столетия.
Для этого жанра характерны большие масштабы (5
актов вместо привычных 4), обязательное наличие танцевального акта, обилие декораций.
Создавались они главным образом на исторические темы.
«Ломбардцы в крестовом походе» Джузеппе Верди.
Слайд 34Романтическая опера - зародилась в Германии XIX века. К этому виду
оперы относят все музыкальные драмы, созданные на основе романтических сюжетов.
«Волшебная
флейта» В.А.Моцарт
Слайд 35Веристская опера (от итал. verismo) - реализм, правдивость.
Этот тип оперы
возник в конце XIX века.
Большинство персонажей этого типа оперы
являются обычными людьми (в отличии от мифических и героических личностей) с их проблемами, чувствами и отношениями, сюжеты нередко строятся на каждодневных делах и заботах, показаны картины повседневного быта.
"Мадам Баттерфлай" Джакомо Пуччини.
Слайд 36Опера-балет берет свои истоки во Франции рубежа XVII-XVIII вв. Второе название
этого жанра - французский придворный балет.
Создавались такие произведения для
маскарадов, пасторалей и других празднеств, проходивших при королевских и именитых дворах.
Такие представления отличались яркостью, красивыми декорациями, но номера в них были не связаны по сюжету между собой.
Жан-Филипп Рамо. Галантная Индия
Слайд 37 Оперетта - «маленькая опера», появилась во Франции во 2-й половине XIX
века. Отличительная особенность этого жанра - комический незатейливый сюжет, скромный
масштаб, простые формы, и «легкая», без труда запоминаемая, музыка.
И.Штраус «Летучая мышь»
Слайд 38Интересные факты об опере
1. Слово опера в переводе с итальянского
означает «изделие», «труд», «работа». Такие понятия, как «мыльная опера» и
«космическая опера» («космоопера») никакого отношения к музыкальному театру не имеют.
2. Композитором первой оперы, созданной на оригинальный русский текст, был итальянец Ф. Арайя. Опера называлась «Цефас и Проксис», и поставлена она была в 1755 году при дворе Елизаветы Петровны.
Слайд 394. Героиня одной из известных итальянских опер XIX века по
имени Фанелла - немая, и партия у нее мимическая. Композитором
оперы является Д. Ф. Обер.
5. Перед оперными спектаклями композиторы всегда нанимали специальную группу людей, которая поддерживала постановку бурными овациями, или наоборот, освистывала ее. Называлась эта группа «клака».
6. Три самые известные итальянские оперы - «Севильский цирюльник», «Травиата» и «Мадам Баттерфляй» на своих премьерах провалились. Но самым большим оперным фиаско всех времен считается премьера оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй», на которой публика кукарекала, мычала и блеяла, в общем, прием устроила в лучших фермерских традициях.
Слайд 407. Моцарт был членом тайного масонского братства. Считается, что в
своей последней опере - «Волшебной флейте» композитор зашифровал секреты масонства.
Композитор скончался через 9 дней после ее премьеры. Одна из версий его смерти - месть масонов за раскрытие некоторых тайн ордена.
8. Первая опера, созданная женщиной-композитором, датируется 1625 годом.
А написала ее Франческа Каччини.
9. Р. Вагнером создана тетралогия «Кольцо Нибелунга». Это 4 крупнейшие оперы - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов», имеющие множество параллелей с трилогией Дж. Толкиена «Властелин Колец». Сегодня все эти оперы ставятся отдельно, но Вагнер мыслил их как единое целое. Продолжительность тетралогии - около 14 часов (18 с антрактами). Именно так - непрерывно - они и ставились в Байрейтском театре, построенном Вагнером исключительно для исполнения своих произведений.
Слайд 4110. В 1812 году Дж. Россини работал над написанием оперы
«Кир в Вавилоне». Пение одной из исполнительниц вторых ролей -
Анны Савинелли - было фальшивым и очень раздражало композитора. После проверки ее способностей Россини выяснил, что певице удается блестяще петь только одну ноту - си бемоль первой октавы. И он написал «однонотную» арию, в которой героиня пела только эту ноту. Этот номер стал самым обсуждаемым и принес известность бездарной певице.
Слайд 421. http://soundtimes.ru/starinnye-muzykalnye-instrumenty
Источники:
2. Муз. фантазии http://music-fantasy.ru/materials/
4. Шорникова М. Музыкальная литература: музыка,
ее форми и жанры: первый год обучения: учебное пособие. Ростов
н/Д: Феникс, 2009
3. https://ru.wikipedia.org