Слайд 1Мыслители прошлого об обществе и человеке
Слайд 2Люди издавна пытались объяснить существование общества и задавали себе
множество вопросов:
1. Как оно появилось?
2. Почему возникли группы, занимающие
разное социальное положение?
3. В каком направлении меняется общественная жизнь?
Слайд 3На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была
мифология (от греч. mythos -- предание, сказание).
Слайд 4Особенности мифов
1. Мифы существовали у всех народов и охватывали широкий
круг тем: происхождение мира, рождение и смерть человека и т.д.
Слайд 5Особенности мифов
2. Действующими лицами мифов являются боги, герои, люди,
а также фантастические существа. Для людей ранней
стадии развития общества миф был реален и правдив. Человек не отделял себя от природы.
Слайд 6Особенности мифов
3. Миф всегда рассказывает о чем-то конкретном, но иногда
приобретает значение символа (пример: миф об Осирисе)
Слайд 7Вывод:
В мифологии выражалась потребность человека в осмыслении себя самого и
окружающего мира (общества). С помощью мифа обеспечивалась духовная
связь поколений.
Слайд 8Задание
Прочитайте предложенные Вам два мифа и ответьте на вопросы:
1. Какие
природные явления отражает миф?
2. Какие общие идеи в описании можно
выделить?
3. Какую картину взаимоотношений природы и человека создают мифы?
Слайд 9Что такое философия?
Новым этапом осмысления сущего и обоснования должного стали
философские идеи, выдвинутые в Древних Индии, Китае, Греции. Философия в
раннюю эпоху развития человечества вбирала в себя знания о мире и человеке.
Слайд 10Что такое философия?
Философия (в переводе – «любовь к мудрости) - форма
общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об
отношении человека, общества и мира
Слайд 11Древнеиндийские философы об обществе
Первым источником философской мудрости в Древней Индии
были «Веды» -- обширный набор религиозно-философских текстов, которые составлялись в
течение девяти столетий (1500--600 гг. до н.э.).
Слайд 12Что говорится в «Ведах» о мире и человеке?
В мире действует
универсальный космический порядок, которому подчинено все.
Человек, Земля и Космос
взаимосвязны и зависят друг от друга
Существует три мира – мир богов, мир людей и мир демонов, злых духов (человек занимает среднее положение в мироздании)
Учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния (карма)
Слайд 13Средневековая философия об обществе и человеке
Следующим за античным этапом в
развитии философской мысли Европы был средневековый. Средневековье - период развития
общества с V по XV век.
Слайд 14В философии Средневековья обычно выделяют два периода, называемых «патристика» (IV-VIII
вв.) (ранний период) и «схоластика» (VI-XV вв.) (поздний период).
Слайд 15Особенности средневековой философии
1. Теоцентризм мировоззрения (Первопричиной всего сущего провозглашался Бог).
2. Принцип креационизма (от лат. creatio - создание) - вселенная
была сотворена Богом.
3. Человек рассматривался как высшее творение бога, наделенный божественной душой (выделялся из остального мира)
Слайд 16Крупнейшими мыслителями Средневековья считаются Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский
(1225-1274).
Слайд 17Заслугой средневековой философии можно считать разработку проблем познания, логики, этики.
Средневековая философия пропагандировала христианские общечеловеческие ценности, содействуя укреплению нравственных устоев
общества.
Слайд 18Философия эпохи Возрождения
В период эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) произошли качественные
сдвиги в общественном сознании, во многом связанные с формированием гелиоцентрического
мировоззрения. (открытия Г.Галелея и Дж.Бруно)
Слайд 19Исключительное значение в эпоху Возрождения приобрела идея гуманизма. Человек стал
восприниматься как «второй Бог», творец мира культуры. Широко пропагандировалась мысль
о необходимости всестороннего развития человека (идеолог гуманизма Пико делла Мирандола)
Слайд 20Для эпохи Возрождения также было характерно не только повышение интереса
к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов,
верующих период Реформации Церкви (идеолог Мартин Лютер)
Слайд 21Цель реформации: реформа католицизма, демократизация Церкви, установление более справедливых отношений
между Богом, Церковью и верующими.
Идеи М.Лютера:
1. Общение между Богом и
верующими должно происходить напрямую;
2. Должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
3. Дело служения Богу —функция всей жизни верующих христиан;
4. Необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм
Слайд 22Николло Макиавелли (1469 – 1527):
1. Человек обладает изначально злой природой
(эгоист);
2. Совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только
свои интересы;
3. Для обуздания эгоизма человека создается особая организация — государство;
4. Правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных, использовать все средства для сохранения власти
Слайд 23Томас Мор (1478 – 1535)
Свои идеи по поводу устройства общества
изложил в произведении «Утопия»:
1. Не существует частной собственности;
2. Всеобщая трудовая
повинность
3. Все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются
4. Первичной ячейкой общества является "трудовая семья" (трудовой коллектив);
5. Все должностные лица избираются
6. Мужчины и женщины имеют равные права, жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.