Разделы презентаций


На пороге зрелости: петербургский выпускник (социологический портрет)

Содержание

Социально-демографические характеристикиИнструментарий анкета 12 страниц 43 вопроса, выборка 75 школ (1 выпускной класс, 1657 анкет, м - 44%, ж - 55%) различных видов (СОШ – 50%, ШПУ – 50%) и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1На пороге зрелости: петербургский выпускник (социологический портрет)
А.Н.Шевелев, СПбАППО

На пороге зрелости: петербургский выпускник (социологический портрет)А.Н.Шевелев, СПбАППО

Слайд 2Социально-демографические характеристики
Инструментарий
анкета 12 страниц 43 вопроса, выборка 75

школ (1 выпускной класс, 1657 анкет, м - 44%, ж

- 55%) различных видов (СОШ – 50%, ШПУ – 50%) и районов (центр – 15%, спальные – 85%),

Родились здесь 75%, менее 5 лет в Петербурге – 7%.
Материальное положение: из бедных семей – 13%; среднее - 54%; выше среднего – 34%. Стабильно среднее.
68% в полных семьях.
81,0% в отдельных квартирах, в коммунальных и в общежитии - 5,4%,
в собственных домах - 7,9%, снимают квартиру (комнату) – 5,7%.
60% родителей имеют высшее образование, 10% – незаконченное высшее, 25% - среднее.
Вывод: образование родителей и условия проживания влияют на выбор школы
 

Социально-демографические характеристикиИнструментарий  анкета 12 страниц 43 вопроса, выборка 75 школ (1 выпускной класс, 1657 анкет, м

Слайд 3Представление о работе родителей
 
50% ответили
а) отцы в бизнесе;
б)

мало рекламы, IT, творческих профессий;
в) наиболее часто – торговля,

питание, транспорт, бюрократия;
г) производство - строительство;
д) женские – бухгалтерия, медицина, образование.

Представление о работе родителей 50% ответили а) отцы в бизнесе; б) мало рекламы, IT, творческих профессий; в) наиболее

Слайд 4Функциональная грамотность (ФГ)
способность человека быстро адаптироваться и нормально функционировать

в системе социальных отношений и конкретной культурной среде за счет

обладания минимальным уровнем знаний, умений и навыков. Это метапредметные результаты школьного обучения, включающие общую, информационную и коммуникативную, правовую, экономическую, политическую, экологическую грамотность, способность к самообразованию, самопознаниию и саморегуляции, умение сохранять свое и чужое здоровье, действовать в чрезвычайных ситуациях, грамотно решать бытовые проблемы.
Умею +1, Не умею –1, затрудняюсь 0 (7 вопросов)

Функциональная грамотность (ФГ) способность человека быстро адаптироваться и нормально функционировать в системе социальных отношений и конкретной культурной

Слайд 5Функциональная грамотность
Высокие: бытовая грамотность, работа с информацией, коммуникативность, общая грамотность.
Низкие:

самопознание и саморегуляция, здоровье и ЧС, политическая, экономическая, правовая и

экологическая грамотность.
Рейтинг стабилен. Всегда лидировали бытовая и информационная грамотности, а правовая всегда на последнем месте.
Бытовая грамотность: не испытывают затруднений при выборе товаров и продуктов, бытовых приборов, справляются с домашними делами; слабее ориентация в незнакомом месте, почтовые отправления
Функциональная грамотностьВысокие: бытовая грамотность, работа с информацией, коммуникативность, общая грамотность.Низкие: самопознание и саморегуляция, здоровье и ЧС, политическая,

Слайд 6Общая грамотность
Высоко: все научены устному счету и грамотному письму, умеют

слушать учителя.
Низко: четко формулировать мысли, следить за правильностью речи,

сделать сообщение без бумажки.
Вывод: результат знаниевой школы. Общая грамотность определяет остальные. Самопознание и саморегуляция «выпадают». Саморегуляция. Все средне, кроме владения собой, так было и раньше. Возраст или тревожный симптом???
 Информационная грамотность высока, кроме скорочтения (не учат в школе). Недостаточно умеют решать практические задачи (PISA).
Коммуникативность:
Высоко – поведение в общественных местах, работать в группе.
Низко - лидировать (организовать работу сверстников).

Общая грамотностьВысоко: все научены устному счету и грамотному письму, умеют слушать учителя. Низко: четко формулировать мысли, следить

Слайд 7Здоровье и ЧС
кроме умения обратиться за экстренной помощью к специализированным

службам все низко (например, правильно питаться и т.п.). Среди ценностей

здоровье лидирует, но умение его сохранять низкое.

Также не умеют вести дискуссию, анализировать экономическую ситуацию, защищать свои права, сохранять природу (кроме домашних любимцев).

ФГ связана со школой (интересно учиться, хорошие учителя, нет перегрузок, обстановка в классе), материальным положением и образованием родителей, интенсивностью семейного «культурного досуга» (чтение, театры и музеи, трудовой досуг дома и подработки). Нет связи с видом школы, репетиторами. Учатся с интересом в 2 раза больше выпускников ИТР, чем с родителями из сферы услуг.

Здоровье и ЧСкроме умения обратиться за экстренной помощью к специализированным службам все низко (например, правильно питаться и

Слайд 8 Профессиональные планы выпускников
Раньше отложен до выпуска, сегодня в 9-м классе
10-20

назад в лидерах экономисты и менеджеры; сегодня иные (сфера культуры

и искусства - «мечта о красивой жизни», ИТР).
ИКТ на спад, финансовая сфера опережает и занимает третью позицию. PR и реклама сошли.
Стабильный интерес к сфере управления, юриспруденции, медицины.
Не меняют отношение к рабочим специальностям - не стремятся.
В СССР ориентация на интересный и полезный обществу труд. Теперь престижн профессии, социальный статус, уровень доходов
СМИ - исчез образ честного труженика (замена «героев труда» «идолами потребления»)..
Избыток специалистов и служащих. Они же хотят работать творчески и индивидуально.
С работой родителей не коррелирует, нереалистичность притязаний.
Предпринимательство (собственный бизнес): 1999 – 25%, 2007 – 20%, 2014 - 32,3% 2016 – 25%. Это мальчики.

Профессиональные планы выпускников Раньше отложен до выпуска, сегодня в 9-м классе10-20 назад в лидерах экономисты и

Слайд 9 Общие готовности
Высоко: готовность к решению жизненных задач, самообразованию (75%), деловому

сотрудничеству, коммуникации.
Средне: к учебе в вузе, к труду, общественной

жизни (около 60%)
Низко: к выбору профессии (50%), к созданию собственной семьи (32%).
Вывод: готовность к вузу превышает готовность к профессиональному выбору. Самооценка готовностей - все возрастают, но готовность к выбору профессии снижается.
Основные «готовности» связаны с интересом к учебе, с характеристиками учителей, с частотой чтения, с материальным положением семьи.
Оптимистический настрой и неадекватность самооценок: почти половина респондентов уверена, что они сумеют добиться целей (только 10% с опасением).


Общие готовности Высоко: готовность к решению жизненных задач, самообразованию (75%), деловому сотрудничеству, коммуникации. Средне: к учебе

Слайд 10О школе, учителях и учебе
Интерес к обучению
59,5 % только

некоторые предметы, 16% - по всем предметам, по необходимости –

17%, без интереса 5%.
Кто с интересом, воспринимают школу и учителей позитивно.
Неинтересно стабильно около 20%. Но более 90% в вуз.

Что дала Вам школа?
незначительное снижение знания.
меньше всего научила учиться» (24%).
 
Отношение к учителям: половина удовлетворена, 22 % - нет.
Высоко - знания и умение «думать».
Низко - применение к жизни и умение вести уроки интересно.
Какой из курсов по выбору Вы бы хотели изучить?
на развитие интеллекта и как достичь успеха
 



О школе, учителях и учебе Интерес к обучению 59,5 % только некоторые предметы, 16% - по всем

Слайд 11Отношение к школе-2
Трудности в обучении
Усталость 43%
Недостаток времени (31%)
Учителя преподавали

скучно 24,6 %
С репетиторами (61%), дополнительно в школе (29%), на

курсах при вузе (28%); только 14% выпускников не занимаются нигде.
 
Метафора школы
Для трети дом, семья, инкубатор. Для трети фабрика и казарма. 2,5% «кладбище детских фантазий», «школа - гнездо, а мы в нем тухлые яйца», «учителя, которым мешают работать дети».
Корреляция между метафорой и видом школы. Выпускники гимназий и лицеев чаще «негативные» метафоры – критичны или там жестче?

Отношение к школе-2Трудности в обученииУсталость 43% Недостаток времени (31%)Учителя преподавали скучно 24,6 %С репетиторами (61%), дополнительно в

Слайд 12Мир ценностей
от прямого выбора до косвенных согласий с утверждениями.
стереотипные

социальные представления (СМИ, школа).
разницы по виду школ не наблюдается,

не меняется за последнее десятилетие
Первые три в рейтинге не меняются - здоровье и друзья, семья или работа;
нормальная жизнь (семья, любовь, работа, материальный достаток); самореализация (уверенность в себе, независимость, профессиональное мастерство, внешний вид);
подсознательные, но имеющие важное значение (возможности для отдыха и развлечений, вера, власть).
Образование в середине давно (инструмент решения личных проблем, утилитарное отношение к образованию). Прагматики (58,7%), идеалисты (31,3), не определились (10%).

Мир ценностей  от прямого выбора до косвенных согласий с утверждениями.стереотипные социальные представления (СМИ, школа). разницы по

Слайд 13В какой мере человек должен учитывать интересы других людей?
откровенных эгоистов,

равнодушных людей - 5,7%.
манипуляторов, которые готовы использовать других –

18,6%.
Вместе четверть
 
В какой мере человек должен учитывать интересы других людей?откровенных эгоистов, равнодушных людей - 5,7%. манипуляторов, которые готовы

Слайд 14Толерантность
Разнонаправленность и неустойчивость взглядов, склонны «затрудниться ответить».
Наибольшую неопределенность к

труду. 43,0% согласились, что школьное образование оторвано от жизни и

не лифт.
43,5% соглашаются национальными различиями, которые неизбежно приводят к конфликтам. 26% взрослых петербуржцев - раздражение или неприязнь представители некоторых национальностей, еще 64% ограничить въезд.
71,8% старшеклассников – нормально, что друзья иной национальности и веры.
Отсутствие социально-политической позиции. От 20 до 40 % интолерантны.
 


Толерантность Разнонаправленность и неустойчивость взглядов, склонны «затрудниться ответить». Наибольшую неопределенность к труду. 43,0% согласились, что школьное образование

Слайд 15Патриотизм, религиозность
64,0% испытывают гордость за свою Родину, кто так не

считает, всего 8,6%. За границу навсегда 34%. 54,7% низкая мобильность,

с Санкт-Петербургом. Не зависит от вида школы

45,0% равнодушны. 27,1% верующими (больше девушек). Свыше половины либо отрицательно, либо индифферентно (62,2%).

Что ценят в людях?
На первое «Независимость, наличие собственной позиции» (парадокс неразвитости своей социальной позиции не ощущают). «Независимость» снижается в последние годы, эрудиция растет, начиная с 2007 года, престижность знаний, и успеваемости. Снижение индивидуалистических ориентаций с заменой на патерналистские.
Патриотизм, религиозность64,0% испытывают гордость за свою Родину, кто так не считает, всего 8,6%. За границу навсегда 34%.

Слайд 16Досуг
Досуг - нравственность и уровень культуры.
Интернет от 92,6%

до 95,5%. Ожидаемо.
Личное общение с друзьями, выполнение домашних обязанностей и

спорт. Пятым чтение, особенно ШПУ, медленный рост. Читающих каждый в 2007 31,0%, в 2016 году уже 54,8%. Привычка телеграфного чтения «в стиле смс». Снижение телепрограмм.
Ранняя трудовая занятость - ухудшение успеваемости, обострением отношений с родителями, рост девиаций или профилактическое и воспитательное средство? Подрабатывают ежедневно (7,5%), один или несколько раз в месяц свыше 20,0% старшеклассников.
 
Досуг  Досуг - нравственность и уровень культуры. Интернет от 92,6% до 95,5%. Ожидаемо.Личное общение с друзьями,

Слайд 17Здоровье
Существенные негативные изменения в самооценке здоровья с 2012 года. «Усталость»

почти на 15,0%, раздражительность, тревожность, не могут сосредоточиться. В чем

причины - трудность обучения или социальные факторы?
После окончания школы только 15% детей здоровы, до 60% хроники и 25% пограничные расстройства. Типичен «трофологический синдром» - дисгармония физического развития, снижения резервов и задержки полового созревания.



Здоровье Существенные негативные изменения в самооценке здоровья с 2012 года. «Усталость» почти на 15,0%, раздражительность, тревожность, не

Слайд 18Выводы: социокультурный портрет
Взрослел в период достатка, информационного взрыва, потребительских

стереотипов СМИ.
Большинство - уроженцы Петербурга, дети образованных родителей среднего

достатка, живущих в отдельных квартирах и работающих в сфере услуг.
Грамотны в быту и информационно, слабо знают здоровье и ЧС, право и экономику.
Достаточно умеет слушать, читать, писать, меньше говорить.
Не умеет справляться со своим настроением.
У них много учебы и все меньше опыта реальной жизни.
Все ориентированы на вузы, куда идут не за профессией, а за дипломом.
Все чаще предпочитают ИТР, науку и образование, сферы культуры и искусства. Инфантильный выбор профессии.
Интересная учеба в центе как вопрос мотивации. Трети неинтересно. 61% занимается с репетиторами (рост вдвое с 2012).
Ценят здоровье, друзей, интересную работу. Четверть - эгоисты.
Не имеют четкой социальной (жизненные цели) и гражданской позиции. Интолерантность значительной части. «Реальный патриотизм» надо изучать дальше.
Потихоньку все больше читают, ценят образование.
Болеют из-за школы.

Выводы: социокультурный портрет  Взрослел в период достатка, информационного взрыва, потребительских стереотипов СМИ. Большинство - уроженцы Петербурга,

Слайд 19Ведущие проблемы
школа не готовит к жизни, формально образовывая.
неадекватная самооценка своей

способности учиться в вузе.
потребительство, стихийный характер профессионального самоопределения, низкий

уровень гражданской активности, неадекватность притязаний и противоречивость ценностных ориентаций.
не понимают себя и свое поведение (человекознание, смыслы).


Ведущие проблемы школа не готовит к жизни, формально образовывая.неадекватная самооценка своей способности учиться в вузе. потребительство, стихийный

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика