Слайд 1Налоговый контроль
Подготовила
к.э.н, доцент Белякова Елена Ивановна
Слайд 2Налоговый контроль
Организации подлежат постановке на налоговый учет в налоговых органах
по
месту нахождения организации,
по месту нахождения обособленных подразделений,
по месту нахождения объектов
недвижимости или транспортных средств.
Слайд 3Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган
налоговые декларации и расчёты авансовых
платежей : лично или через представителя, в виде почтового отправления
с описью вложения, по телекоммуникационным каналам связи.
-годовую бухгалтерскую отчётность;
-расчёт среднесписочной численности работающих не позднее 20 января текущего года;
-документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
-с 1.01.2017 г. – расчёт страховых взносов
При обнаружении ошибок, которые привели
к занижению налога, налогоплательщик обязан представить уточнённый расчёт
к завышению налога, налогоплательщик вправе представить уточнённый расчёт.
.
Слайд 4Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые
органы сведения, связанные с учётом налогоплательщиков
-
Органы юстиции, выдающие лицензии на
право нотариальной деятельности;
Адвокатские палаты субъектов РФ обязаны;
Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств,
Банки. Нотариусы,миграционная служба - Сведения, связанные с учётом налогоплательщиков, должны представлять
Слайд 5Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей
компетенции посредством налоговых проверок;
получения объяснений налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов);
проверки данных учёта и отчётности; налогового мониторинга и в других формах.
Налоговые органы, таможенные органы, ОВД, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых налоговых проверках, а также осуществляют обмен иной информацией, необходимой в целях исполнения возложенных на них задач
Слайд 6Виды налоговых проверок
Камеральная налоговая проверка
проводится по месту нахождения налогового органа;
в течение трёх месяцев с момента представления налоговой декларации;
налоговая
проверка по НДС проводится в течение двух месяцев, может быть продлена до трёх месяцев;
решения руководителя налогового органа на проведение проверки не требуется;
Слайд 7Налоговый орган вправе требовать пояснения в следующих случаях:
-при выявлении
ошибок (противоречий);
-при проведении камеральной проверки уточнённой налоговой декларации, в
которой уменьшена сумма налога (необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей);
-при представлении налоговой декларации, в которой заявлена сумма убытка (пояснения, обосновывающие размер убытка).
Налогоплательщик должен в течение пяти дней с момента получения сообщения от налоговых органов дать необходимые пояснения;
Налогоплательщик, представивший пояснения, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписку из регистров бухгалтерского и налогового учёта, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесённых в налоговую декларацию.
Слайд 8В следующих случаях налоговые органы вправе истребовать документы
подтверждающие в соответствии
со ст.172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов по НДС
при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
подтверждающие право на льготы;
документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов;
в случае представления уточнённого расчёта, по которому уменьшена сумма налогового обязательства или увеличена сумма убытка, если расчёт представлен по истечении 2-х лет со дня, установленного для сдачи НД.
Слайд 9 Акт по результатам камеральной налоговой проверки составляется, если будет
установлен факт налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах
и сборах.
При представлении налоговой декларации (расчёта) за налоговый (отчётный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев:
-представления налоговой декларации позднее 1 июля года, следующего за периодом мониторинга;
-представления налоговой декларации по НДС, акцизам, в которой заявлено возмещение налогов;
- представления уточнённой налоговой декларации , в которой уменьшена сумма налога или увеличена сумма убытка;
-досрочного прекращения налогового мониторинга.
Слайд 10Выездная налоговая проверка
проводится на территории налогоплательщика;
на основании решения руководителя (заместителя
руководителя) налогового органа;
в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному
или нескольким налогам. Предмет проверки – правильность и своевременность уплаты налогов;
период проверки не превышает трёх календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При представлении налогоплательщиком уточнённой налоговой декларации в рамках выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена налоговая декларация.
Слайд 11Налоговые органы не вправе
проводить в отношении одного налогоплательщика более двух
выездных налоговых проверок в течение календарного года.
проводить две и более
выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Повторная выездная налоговая проверка может производиться
вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью органа, проводившего проверку;
в случае представления налогоплательщиком уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного;
в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.
Слайд 12Сроки проведения выездной налоговой проверки
исчисляется со дня вынесения решения о
назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке;
не
может продолжаться более двух месяцев (срок может быть продлён до четырёх месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев);
руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Общий срок приостановления не может превышать шесть месяцев.
Слайд 13Оформление результатов проверки
акт составляется в течение двух месяцев со дня
составления справки по результатам проверки;
подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и
лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его представителем);
акт должен быть вручён лицу, в отношении которого проводилась проверка;
лицо, в отношении которого проводилась проверка, в течение одного месяца со дня получения акта, вправе представить возражения.
Слайд 14К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства
о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к акту не прилагаются.
После проверки контролёры будут оформлять дополнения к акту, в котором будут описаны результаты дополнительных мероприятий налогового контроля: экспертизы, допроса свидетелей. Дополнения должны быть переданы в течение 5 дней после составления документа. Возражения на дополнения можно подать в течение 15 дней с момента вручения
Слайд 15Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов
акт налоговой проверки и
представленные проверяемым лицом возражения должны быть рассмотрены и решение принято
в течение 10 дней со дня истечения срока для представления возражений;
лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе
-участвовать в процессе рассмотрения. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки;
-до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст.101).
в случае необходимости к участию в рассмотрении материалов могут привлекаться свидетель, эксперт, специалист.
Слайд 16Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает
совершало ли лицо, в отношении
которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства;
образуют ли выявленные
нарушения состав налогового правонарушения;
имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
выявляет обстоятельства, исключающие вину лица, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Слайд 17По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (зам.) налогового органа
выносит решение:
-о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
-об отказе
в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения
Решения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части
Решение может быть направлено по почте и будет считаться полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
Слайд 18 Решение налогового органа может быть обжаловано в апелляционном
порядке путём подачи апелляционной жалобы. Подаётся до момента вступления в
силу обжалуемого решения, в налоговый орган, вынесший это решение, который обязан в течение трёх дней со дня поступления жалобы направить её со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Вступившее в силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
Жалоба подаётся в вышестоящий налоговый орган в течение трёх месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие её документы. Подаётся жалоба в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
Слайд 19
Жалобы, исковые заявления, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в
порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном
судопроизводстве и иными федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС от 21.01.16 г. №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» организация вправе взыскать с инспекции судебные расходы, если выиграет спор. Возмещаются расходы, которые возникли до и после суда, в т.ч. расходы, связанные с подачей апелляционной жалобы. Но при этом в любом случае необходимо обосновать сумму расходов. Суд вправе уменьшить сумму расходов, признав их чрезмерными (п.2 ст.110 АПК).
Слайд 20Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
Предмет налогового мониторинга – правильность
исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.
Налоговый мониторинг проводится на
основании решения о проведении налогового мониторинга и заявления налогоплательщика, у которого
1)совокупная сумма НДС, акциза налога на прибыль, НДПИ, подлежащая уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором подаётся заявление, не менее 300 млн.руб.;
2)суммарный объём доходов, полученных по данным годовой бухгалтерской отчётности более 3 млрд.руб.;
3)совокупная стоимость активов на 31.12 предшествующего года более 3 млрд.руб
Слайд 21Налоговое правонарушение -
виновно совершённое противоправное деяние (действие или
бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое НК
РФ установлена ответственность.
Действие - представление ложных сведений.
Бездействие – непредставление в налоговый орган налоговых деклараций, иных документов и отчётов.
Налоговое правонарушение признаётся совершённым умышленно или по неосторожности.
Слайд 22Виды налоговых правонарушений и
ответственность за их совершение
Нарушение сроков постановки
на учет
Непредставления налоговой декларации
Грубое нарушение правил учета доходов и
расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК)
Неуплата или неполная уплата налога
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
Слайд 23Налоговые органы привлекают за налоговые правонарушения организации. При отсутствии денежных
средств и иного имущества, на которое может быть обращено взыскание
недоимки, суды могут привлечь к субсидиарной ответственности руководителей организации.
Если будет доказано, что между возникновением недоимки и действиями руководителя имеется причинно-следственная связь, то могут потребовать уплату налога руководителем
(Постановление ВС от 27.01.15 г. №81-14-19).
Слайд 24.
Ответственность за нарушение налогового законодательства
Административная
Установлена
законодательством
об административных
правонарушениях
(КоАП РФ)
Уголовная
Установлена Уголовным
кодексом РФ.
Следует также учитывать
Постановление Пленума
Верховного Суда
РФ
от 28.12.2006 №64
«О практике применения
судами уголовного
законодательства за налоговые
преступления»
Слайд 25Уголовная ответственность установлена следующими статьями УК РФ:
Ст.198 «Уклонение от уплаты
налогов и (или) сборов с физического лица»;
Ст.199 «Уклонение от уплаты
налогов и (или) сборов с организации»;
Ст.199-1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
Ст.199-2 «Сокрытие денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которого должно производиться взыскание налогов и (или) сборов»
Ст.199-3, ст.199-4 Уклонение от уплаты взносов на травматизм