Слайд 1Направления в теории
административно-государственного управления
- принципы деятельности государства по
организации и руководству социально-экономическими и общественными процессами,
- механизмы принятия
и реализации решений по важнейшим вопросам, возникающим перед обществом как на общенациональном, так и на региональном и местном уровнях,
- главная задача теории государственного управления состоит в научном обосновании оптимальной организации государственного управления для достижения общих для всего общества целей.
Теория государственного управления охватывает
Слайд 2Направления в теории
административно-государственного управления
Развитие теории государственного управления можно
разделить на четыре этапа (направления развития):
Слайд 3Направления в теории
административно-государственного управления
Первый этап:
В XIX в. изучение
проблем государственного управления осуществлялось в рамках зародившейся науки административного права.
Одновременно с этим в ряде развитых стран формировалась наука государственного управления (Германия, Италия, США). К науке государственного управления отошли проблемы организационной структуры администрации. Наука же административного права ограничивается исследованием вопросов правового регулирования в области государственного управления.
Слайд 4Направления в теории
административно-государственного управления
Первый этап:
ФАКТОР!!!! НАЧАЛО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ
И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК (последние десятилетия XIX – началу ХХ вв.)
Главная
заслуга в разработке основополагающих концептуальных установок и принципов теории государственного управления как самостоятельной области исследования принадлежит известному немецкому ученому М.Веберу.
Слайд 5Направления в теории
административно-государственного управления
Первый этап:
Он стал инициатором и
главным разработчиком важнейших установок и концепций государства как главного субъекта
политики и власти, бюрократии, государственного аппарата. Одно из центральных мест в современных теориях государственного управления занимает теория бюрократии.
Слайд 6Направления в теории
административно-государственного управления
Первый этап:
Заметный вклад в разработку
форм правления, в том числе и важнейших аспектов государственного управления
в рамках теории конституционного права внесли французские исследователи. Л.Дюги, А.Мишель, М.Ориу заложили основы институционального подхода к проблемам государственного управления. В этих работах система государственного управления не занимала самостоятельного места, а исследовалась в той мере, в которой помогала выяснению принципов и форм организации функционирования государственно-политических институтов в целом.
Слайд 7Направления в теории
административно-государственного управления
Первый этап:
Основоположником американской науки государственного
управления («public administration») считают профессора В. Вильсона (1856-1924), ставшего впоследствии
президентом США.
Он сформулировал теорию административной эффективности, суть которой состоит в предложении использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и управления, заимствованные из бизнеса и системы управления корпорациями. Заслугой Вильсона следует считать также стремление осуществить синтез бюрократии с принципами и институтами демократии.
Слайд 8Направления в теории
административно-государственного управления
В.Вильсон пришел к следующим выводам:
1) наличие единого управляющего центра в любой системе управления является
необходимой предпосылкой ее эффективности и ответственности;
2) для всех современных правительств характерно структурное сходство;
3) управление должно быть отделено от политики;
Слайд 9Направления в теории
административно-государственного управления
Первый этап:
4) служащие должны быть
профессионалами;
5) организационная иерархия является условием финансовой и административной эффективности;
6) необходимым условием модернизации человеческой цивилизации и достижения благоденствия является наличие хорошей администрации.
Слайд 10Направления в теории
административно-государственного управления
Второй этап:
Этап охватывает 1910-1950
гг. Работы, считающиеся фундаментальными появились в 30-е годы ХХ века.
Их создание было обусловлено главным образом бурным ростом государственных учреждений в США в период Нового курса Ф. Рузвельта.
Слайд 11Направления в теории
административно-государственного управления
Второй этап:
Кризис Американской экономики
Приоритетная задача
спасение и стабилизация финансовой системы
(Усиление государственного регулирования экономки, дефицита бюджета,
институциональные преобразования)
Концентрация государственной власти, усиление федеральных органов за счет прав штатов, усиление исполнительной власти, бюрократизация, милитаризация государственной власти
Слайд 12Направления в теории
административно-государственного управления
Второй этап:
Важную роль в совершенствовании
государственного регулирования экономики сыграли идеи Дж. М. Кейнса. Он предложил
программу антикризисной политики полной занятости трудоспособного населения.
Слайд 13Направления в теории
административно-государственного управления
Второй этап:
Развивая идеи Кейнса, его
последователи в 1940 - 60-х годах создали концепцию экономической системы,
регулируемой как рынком, так и государством. Ключевую роль при этом играло государство, призванное осуществить комплекс мер по регулированию экономики для преодоления негативных последствий рынка. Кейнсианцы разработали конкретные формы и методы государственной экономической политики, среди которых определяющее значение имеют теории антициклического регулирования и экономического роста.
Слайд 14Направления в теории
административно-государственного управления
Второй этап:
После второй мировой войны
во Франции сформировалась социологическая школа, представители которой разработали и обосновали
необходимость использования теорий и практики дирижизма, призванного обеспечить послевоенное восстановление экономики страны, ее модернизацию.
Слайд 15Направления в теории
административно-государственного управления
Второй этап:
Дирижизм - это политика
активного вмешательства государства в экономику, основанная на теории французского экономиста
Ф. Перру о принципах индикативного (рекомендательного) государственного планирования по наиболее важным направлениям развития экономики.
Слайд 16Направления в теории
административно-государственного управления
Второй этап:
Государственное программирование во Франции
базировалось на определении правительством желательного объема производства и дальнейшей разработке
конкретных программ развития отдельных отраслей. В соответствии с этими программами правительство заключало контракты с крупными предприятиями, предоставляя одновременно государственные кредиты и налоговые льготы.
Слайд 17Направления в теории
административно-государственного управления
Второй этап:
Для реализации индикативного планирования
в 1946 г. был создан Генеральный комиссариат планирования и принято
семь общенациональных планов развития, регулировавших рост производства, потребления и инвестиций. Государственное планирование, используя распределение государственных финансов, государственных заказов и механизм кредитования, получило реальные механизмы контроля над ценами, инфляцией и т. п.
Слайд 18Направления в теории
административно-государственного управления
Второй этап:
В это же время
в США появляются два исследовательских и образовательных направления в теории
административного управления, которые стали известны под названиями «классическая школа» и «школа человеческих отношений»
Слайд 19Направления в теории
административно-государственного управления
Второй этап:
Среди основателей классической или административной
школы (1920-1950) назовем А.Файоля, Л.Урвика, Д.Д.Муни и А.К. Рейли.
Основные положения:
-
система государственного управления должна быть ориентирована на достижение поставленных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах
Слайд 20Направления в теории
административно-государственного управления
Второй этап:
- в качестве основных
средств оптимизации деятельности системы они предлагали специализацию, единство распоряжений, делегирование
ответственности, централизацию, корпоративный дух и др.
- характерно признание тесной связи между теорией государственного управления и научным управлением частных предприятий
Слайд 21Направления в теории
административно-государственного управления
Второй этап:
Сформулированные А.Файолем им 14
принципов управления составили неотъемлемую часть школы «научного менеджмента». Файоль первым
поставил вопрос об организации обучения менеджменту во Франции и создал Центр административных исследований.
Слайд 22Направления в теории
административно-государственного управления
Второй этап:
Основатели «школы человеческих отношений»
(1920-1950), поведенческих наук (1950-е гг.- по настоящее время) - М. Паркер и
Ф. и Э. Рейли, А. Маслоу, М. Фоллет, Э. Мэйо, У. Мэрфи.
Считали, что немаловажным фактором оптимизации системы государственного управления, повышения производительности труда работников и их удовлетворенности своим трудом является улучшение психологического климата в коллективе и усиление мотивации к максимизации трудовых усилий. Человеческий фактор рассматривался в качестве одного из основных элементов эффективности организации.
Слайд 23Направления в теории
административно-государственного управления
Третий этап:
Период восходит к 1950-м
годам
Он характеризуется утверждением в социальных и гуманитарных науках, в том
числе и в теории государственного управления, бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа.
В этот период ведущие позиции заняли американская, английская, французская и немецкая национальные школы. При этом почти для всех европейских национальных школ был характерен гуманитарный уклон в трактовке сущности и характера государственного управления.
Слайд 24Направления в теории
административно-государственного управления
Третий этап:
Механизмы государственного управления изучались
в рамках общества в целом, рассматриваемого в качестве системы, они
концентрировали главное внимание на факторах, способствующих или препятствующих интеграции и стабильности существующей системы государственного управления.
Слайд 25Направления в теории
административно-государственного управления
Третий этап:
В основе ведущих направлений
современной теории государственного управления лежат два методологических подхода - социально-инженерный
и гуманитарный. Многочисленные модификации в рамках первого подхода объединены общей ориентацией на поиск оптимальных моделей государственного управления и рационалистическое разрешение возникающих перед обществом проблем посредством совершенствования, модернизации уже существующих механизмов их разрешения.
Слайд 26Направления в теории
административно-государственного управления
Третий этап:
Одним из ведущих представителей
социально-инженерного подхода считается американский исследователь Дж.Кейден. Для него характерен подход,
органически сочетающий учет как чисто управленческих факторов и установок, так и культурно- исторических факторов и установок. По его мнению, качество управления измеряется как количественными, так и качественными характеристиками, которые определяются требованиями административной системы, ее ресурсами, степенью удовлетворенности клиентуры достигнутыми результатами и количеством издержек и дисфункций, порожденных её деятельностью.
Слайд 27Направления в теории
административно-государственного управления
Третий этап:
Значительное место занимают исследования
эффективности управления, проводимые на основе методологии научного управления, а также
анализ организационных структур управления государственных органов в рамках науки администрирования. В американских работах существенное место отводится изучению конкретных ситуаций в управлении (метод «кейс стади»), в которых большое внимание уделяется социологической и психологической мотивации.
Слайд 28Направления в теории
административно-государственного управления
Третий этап:
В последние десятилетия все
чаще звучит определение «новый менеджеризм», означающего, что идеи менеджмента, возникшие
по большей части в частном секторе, отодвинули на задний план концепции традиционного социального управления. Получили популярность идеи «постбюрократической организации», т.е. отказа от традиционной иерархической структуры управления в пользу горизонтальных отношений партнерства, кооперации, рыночного обмена в сфере управления, перехода от «логики учреждения» к «логике обслуживания», к развитию «нового государственного менеджмента».
Слайд 29Направления в теории
административно-государственного управления
Третий этап:
Кризис регулирующей функции государства
в 70-80–е гг. прошлого столетия заставил теоретиков и практиков искать
новые пути для повышения управляемости в сфере общественных дел. Можно выделить три основных теоретических модели: теория нового государственного управления (государственный менеджмент), теория политических сетей и «теория руководства»
Слайд 30Направления в теории
административно-государственного управления
Четвертый этап:
Таким образом, в XXI
в. начался четвертый этап в развитии теории государственного управления, который связан с
развитием информационной революции. Теория информационного государства утверждает, что информация становится главным управленческим ресурсом, а высокие технологии определяют ведущие направления государственного развития.
Слайд 31Основные факторы, влияющие на динамизм административно-государственной деятельности в конце 20
вв.
И один из главных выводов состоит в том, что универсальной
стратегической задачей теории административно-государственного управления является поиск новых путей исследования государственного аппарата, выявление еще не использованных возможностей его развития и совершенствования, предложение более эффективных, зачастую альтернативных способов решения сложных проблем государственного управления.
Слайд 32Основные факторы, влияющие на динамизм административно-государственной деятельности в конце 20
вв.
Сегодня можно выделить два решающих фактора, которые оказывают основное влияние
на динамизм государственного администрирования во всех развитых странах мира:
- научно-техническое развитие
- политический процесс.
Слайд 33Основные факторы, влияющие на динамизм административно-государственной деятльности в конце 20
вв.
в конце столетия административно-государственное управление нацелено на программные и проблемные
методы с применением новейшей вычислительной техники и использованием плюралистической полосы обеспечения (парламента, партии, группы давления).
Следовательно
Слайд 34Основные факторы, влияющие на динамизм административно-государственной деятльности в конце 20
вв.
Стиль административно-государственного управления принимает инновационный характер, а значит умение пойти
на риск, отношение к ошибкам с пониманием и учеба на них, концентрация внимания на новых шансах и возможностях, выдвижение на первый план необходимости достижений, стремление к постоянному повышению квалификации.