Слайд 2Модерн — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространённое
в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой
войны). Основная художественная идея, доминировавшая в этот период — преодоление эклектизма предыдущего развития, поиск гармонии искусства и жизни в промышленную эпоху. Мастера модерна стремились сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека, реализовать идеи «преображения жизни средствами искусства». В этом они следовали традициям романтизма и символизма.
Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Слайд 3Возникновение модерна В 1860—1870 годы в искусстве стран Западной Европы
доминировало художественное направление историзма, идеология которого заключалась в повторении и интерпретации
художественных стилей прошлого. Стремление противопоставить ретроспективизму и эклектизму оригинальное творчество объединяло новые художественные течения и школы в разных странах. В результате в 1880-е годы в произведениях ряда мастеров начал вырабатываться новый стиль.
Слайд 4Модерн в архитектуре
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и
углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов
(металл, бетон, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Первые дома и внутренняя отделка в стиле модерн появились в Брюсселе в 1890-х годах, спроектированные архитекторами Полем Ханкаром, Анри ван де Велде и Виктором Орта.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, и даже дверные ручки — всё проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл испанский архитектор Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.